ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ. Программа ВУЗа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.8 «История домов моды»

Направление подготовки 54.03.01 Дизайн

Профиль: Дизайн костюма

 

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная

Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года

Москва – 2019 г.

Рабочая программа дисциплины «История домов моды» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 N 1004 и в соответствии с ОПОП по направлению 54.03.01 «Дизайн».

Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина

 

Содержание

  1. Цели и задачи дисциплины.
  2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
  3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
  4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
  5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
  6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
  7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
  8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
  9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).
  10. Цели и задачи дисциплины

 

Цели освоения дисциплины: целью дисциплины «История домов моды» является раскрытие основных направлений деятельности дизайнеров костюма, освещение организационных и юридических сторон процесса, а также вопросов организации взаимодействия общества и модной индустрии.

Задачи изучения дисциплины:

— показать место дизайна в пространстве культуры, рассматриваемой, как деятельность.

— показать отличия и сходства дизайнерской деятельности в ряду других творческих областей.

— заложить основы структурного видения собственно дизайнерской деятельности и ее результата.

— расширить инструментарий студента/молодого специалиста для грамотного решения творческих задач.

  1. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «История домов моды» входит в состав дисциплин по выбору вариативной части цикла Б1.

  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 (5 зач. ед.).

Содержание разделов:

Раздел 1. Возникновение  домов моды и их деятельность с конца Х1Х начала ХХ1 века. Роль современных домов моды в развитии модной индустрии.

  1. Особенности деятельности модельеров в домах моды. Творческие биографии известных модельеров.
  2. История французских домов моды. Современные дома моды Франции и их презентации в электронных технологиях.

История итальянских домов  моды. Современные дома моды Италии и их презентации в электронных технологиях

Раздел 2. История домов моды Европы,  Азии и Америки

  1. История домов моды Англии. Современные дома моды Англии и презентации коллекций английских домов моды.
  2. История отечественных домов моды. Презентации модной одежды современных домов моды России.
  3. История домов моды Америки.
  4. История возникновения домов моды Японии, Китая и Индии.

Раздел 3. Современные интернет-технологии в деятельности домов моды.

  1. 1. Геоинформационные сервисы в индустрии моды.
  2. Сайт дома моды как продукт и комплексная технология работы модного предприятия.
  3. Социальные медиа в системе конкуренции современного дома моды.
  4. Медиапродукты дома моды.
  5. Специализированные порталы домов моды в Интернете.
  6. Информационная безопасность в деловых процессах дома моды
  7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (ссылка на http://www.iprbookshop.ru)
  8. Акимова Л.И. История искусства. Том I: учебное пособие / Акимова Л.И., Бусева-Давыдова И.Л., Виноградова Н.А., Григорович Н.Е., Кантор А.М., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х.— М.: Белый город, 2012. 520— c. http://www.iprbookshop.ru/50155.
  9. Сиднева Т.Б. Эстетика постмодернизма: учебное пособие / Сиднева Т.Б.— Н.: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012. 80— c. http://www.iprbookshop.ru/18690.

Перечень вопросов к зачету / экзамену

  1. Возникновение домов моды и их деятельность с конца Х1Х начала ХХ1 века.
  2. Роль современных домов моды в развитии модной индустрии.
  3. Особенности деятельности модельеров в домах моды.
  4. Творческие биографии известных модельеров.
  5. История французских домов моды.
  6. Современные дома моды Франции и их презентации в электронных технологиях.
  7. История итальянских домов моды.
  8. Современные дома моды Италии и их презентации в электронных технологиях
  9. История домов моды Европы, Азии и Америки
  10. История домов моды Англии.

11.Современные дома моды Англии и презентации коллекций английских  домов моды.

  1. История отечественных домов моды.
  2. Презентации модной одежды современных домов моды России.
  3. История домов моды Америки.
  4. История возникновения домов моды Японии, Китая и Индии.
  5. Современные интернет-технологии в деятельности домов моды.
  6. 17. Геоинформационные сервисы в индустрии моды.
  7. Сайт дома моды как продукт и комплексная технология работы модного предприятия.
  8. Социальные медиа в системе конкуренции современного дома моды.
  9. Медиапродукты дома моды.
  10. Специализированные порталы домов моды в Интернете.
  11. Информационная безопасность в деловых процессах дома моды
  12. 1. Модерн или «прекрасная эпоха»
  13. Конец ХIХ – начало ХХ века. Характеристика эпохи. Новые тенденции в жизни.
  14. Создание нового стиля слияния искусства и моды.
  15. Модерн – новейший, современный. Основные черты стиля – плавные линии, обтекаемая форма, ассиметрия.
  16. Открытие новых домов моды. Господство модных салонов.
  17. Модельер – творец моды и её законодатель.
  18. Модные правила, «наука» одеваться. Дома моды Пакэн. Сёстры Калло. Жак Дусе.
  19. Модный салон сыновей Ворта. Поль Пуаре. Жанна Ланвэн.
  20. Женская мода. Два направления: одно – в русле феминистского движения, другое – приверженность образу утончённой светской дамы, праздной и изысканной.
  21.  Эстетический и нравственный идеал времени. Влияние на костюм символизма.
  22.  Появление женских спортивных костюмов и купальника.
  23. Стремление к простоте и сохранение рафинированного изящества. Причёски и шляпы. Макияж. Головные украшения.
  24. Демократизация моды.
  25. Русские сезоны в Париже и их влияние на моду.
  26. Мужской костюм. Консервативность. Изменение деталей и силуэта. Неизменность типа костюма – сюртук (пиджак), брюки, жилет, рубашка.
  27. Появление смокинга.
  28. Простота мужской причёски. Использование бриолина для сохранения формы причёски.
  29. Головные уборы – цилиндр, котелок, канотье. Дополнения костюма – трость, монокль, галстук с золотой булавкой, золотой брегет и золотая печатка на пальце, платочек в верхнем кармане сюртука.
  30. В моде русская роскошь.
  31. Мода первой половины ХХ столетия.
  32. Характеристика эпохи. Первая мировая война. Послевоенный период.
  33. Эмансипация в моде. Практическое равноправие. Женщина – активный участник на рынке труда. Смена нравственного и эстетического идеала.
  34. Новый идеал – женщина сочетающая в себе черты юноши и опытной женщины, решительная, самостоятельная, свободная, приспособленная к любым условиям труда и быта. Женщина делает карьеру, занимается спортом, танцует, провоцирует.
  35. Женский костюм. В моду входит заимствование деталей мужского костюма. Длина юбок поднимается выше колена.
  36. Деловой стиль. Элегантность и эпатаж. Драгоценности заменяет бижутерия. Перчатки, шляпы, чулки, сумочки, солнечные очки, платки. Входит в моду маникюр.
  37. Женщины-модельеры: Коко Шанель. Мадлен Вионне. Надежда Ламанова.  Эльза Скиапарелли.
  38. Стиль Ар деко – стиль декоративного европейского и американского искусства в 20 – 30 годы.
  39. Расцвет кинематографа. Влияние на стиль и моду звёзд кинематографа. Грета Гарбо. Мэри Пикфорд. Марлен Дитрих. Кларк Гейбл. Рудольфо Валентино. Вера Холодная. Любовь Орлова.
  40. Модные журналы. «Вог».
  41. Эра Кристобаля Баленсиаги.
  42. Изменение причёсок и макияжа. Макс Фактор. Парфюмерия.
  43. Дома моды и собственные линии косметики и духов.
  44. Закрытие модных домов в Париже. Одежда времён второй мировой войны. Дефицит тканей. Жесткая форма.
  45. Эвакуация в Америку некоторых парижских модельных домов.
  46. Кинематограф, как форма идеологии, поддерживает моральный дух народов. Сокращение производств, выпускающих текстиль. Запрет на шёлк и дорогие ткани. Мода «От Кутюр» не существует.
  47. Характеристика послевоенной эпохи. Преодоление однообразия военных лет. Появление готовой одежды, мода «прет-а-порте». Кристиан Диор. Роскошная женственность – девиз стиля Диора. Новый силуэт, повторяющий силуэт ХIХ века. Тонкая талия, пышная юбка, романтический образ. «Нью-лук» новый взгляд – наименование коллекции Диора.
  48. Введение лицензирования марки фирменного знака кутюрье. «Золотой век» Высокой моды.
  49. Ив Сен Лоран. Создатель «мужского стиля» в женской моде. Новая колористическая гамма. Появление нового женского образа – Мерилин Монро. Брижит Бардо.  Марлон Брандо – символ мужской привлекательности. Элвис Пресли. Кинематограф и мода.
  50. Дом моды Юбера де Живанши.
  51. Дом моы Пьера Кардена.
  52. Дома моды в Бунтарские 60-ые годы.
  53. Характеристика десятилетия. Крушение морали, авторитета и дисциплины.
  54. Дома моды молодёжной моды и молодёжный стиль. Влияние молодёжных субкультур, контркультур  и  новой музыки на моду. В моде идея всеобщего равенства, выраженная во внешнем виде.
  55. Джинсы, кожа, брюки и полувер – для всех. Битлз. Роллинг Стоунз. Киннкс. Джимми Хендрикс и Дженнис Джоплин.
  56. Мода юнисекс. Мода байкеров, рокеров, панков. Хиппи.
  57. В моде мини-юбка. Основной потребитель модной одежды – молодёжь. Супермодель 60-х годов – Твигги.

68.Дальнейшее развитие моды прет-а-порте. Пьер Карден производит платья массового пошива. Вводит в моду новые детали.

  1. Андре Куррэж создаёт стиль космического века.
  2. Пако Рабанн и его авангардные коллекции одежды из «металлических» материй.
  3. Валентино и Джорж Армани, в противовес, создают красивую одежду для красивых женщин.
  4. Эстетический и нравственный идеал – худенькая, инфантильная нимфетка-соблазнительница.
  5. В моде трикотаж. Модные бутики. Дизайнеры одежды из США: Рудольф Гернрих. Билли Бласс. Сексуализация моды.
  6. Романтический фольклорный стиль.
  7. Джинсовый бум. Деловой стиль «одежда успеха в карьере». Трикотаж. Стиль диско. Появление одежды для дискотек. Высокая мода проводит театрализованные показы. В 70-ые годы перестаёт существовать единый идеал красоты.
  8. Неоромантизм и ретромода, затем увлечением спортивной одеждой.
  9. Дома моды и модные тенденции 80-х: деловые связи, деловые отношения, деловой стиль. Символом десятилетия становится яппи – молодой городской профессионал. Властный стиль. Появление одежды для успеха в мужской и женской моде. Эксперименты с  фактурой материалов ранее не сочетаемых: кожа и кружева, джинсы и бисер, атлас и кожа, толстый трикотаж и прозрачный шёлк. В моде все стили от классического до авангардного.
  10. Реклама домов моды. Роль рекламы и маркетинга в моде. Центрами моды становятся не только Париж, но и Лондон, Нью-Йорк, Милан.

79.Новые лица в модной индустрии: Кристиан Лакруа, Франко Москино, Кельвин Кляйн, Ральф Лорен.

  1. Мастера моды: Донна Каран, Вивьен Вествуд,
  2. Новые тенденции в мире моды: Жан Поль Готье, Йоджи Ямамото, Рей Кавакубо, Валентино, Армани, Версачче, шестёрка из Антверпена. Обувь. Эра кроссовок. «Адидас», «Рибок», «Найк». Спортивный стиль в моде. Популярность фитнеса и бодибилдинга. Подьём пластической медицины и популярность косметических препаратов против старения.
  3. Мир моды в 90-ые годы ХХ столетия и первое десятилетие ХХI века
  4. Характеристика последнего  десятилетия тысячелетия. Кризис. Низкая покупательная способность. Сдержанный стиль «бейсик» – американский термин повседневного костюма. Цвет никакой. Одежда без отделки. Обязательны мобильный телефон и органайзер. В моде естественность и натуральные ткани. Преобладание минимализма. Простота и элегантность. Чёрно-серо-белая гамма. Сдержанный макияж и причёска. Вместо бижутерии и драгоценностей модными аксессуарами становятся очки, сумки, обувь. Появление новых материалов стрейч, микрофибра заставляет моду делать акцент на них. Уют и комфортность в сочетание с минимализмом – днём, и вседозволенность в вечерних туалетах – вечером.
  5. Мода разрабатывается на основе маркетинговых исследований, «культурной информации», полученной от искателей идей.
  6. В моде натуральные ткани, этнические мотивы, стирание граней между ОТ Куьюр и прет-а-порте, источником вдохновения становится что угодно, заимствование моды ХХ столетия, винтаж. Парфюмерия становится элементом костюма, мода на новые ароматические композиции меняется раз в 5 лет. В моде создание собственного индивидуального стиля.
  7. Популярные модельеры – Джон Гальяно, Вячеслав Зайцев, Ирина Крутикова, Клод Монтана, Нино Черутти, Никола Труссарди, Марк Джакобс.

 

Вопросы и задания для подготовки к занятиям семинарского типа (практическим занятиям)

  1. Характерные изменения в сфере моды в период Серебряного века в России.
  2. Судьба Русской моды в эмиграции.
  3. Творчество Поля Пуаре, его влияние на французскую моду.
  4. Европейские модельеры первого десятилетия XX века.
  5. Влияние «Русских сезонов» на формирование европейской моды XX века.
  6. Шанель — её взгляды и её стиль.
  7. Русская тема в западноевропейской моде 1920-1930 годов.
  8. Шокирующая Эльза Скиапарелли.
  9. Влияние кинематографа на развитие моду в костюме. Кинодивы.
  10. Голливуда — их облик и костюм. М.Дитрих, Г.Гарбо.
  11. Тенденции европейской моды в 30-е годы.
  12. Изменение эстетического идеала красоты в конце 30-х гг.
  13. Формирование предвоенного стиля в моде.
  14. Война и мода 1940-1949 гг. Кристобаль Балансиага, Пьер Бальмен, Жак Фат.
  15. Кристиан Диор и его New Look.
  16. Последователи дома Dior.
  17. 50-е годы: модельеры и кумиры.
  18. Ив-Сен Лоран и его вклад в моду.
  19. Молодёжная мода 60-70-х гг.
  20. Возрождение дома Шанель и её последователь К.Лагерфельд.
  21. Модельеры 60-х — создатели моды будущего.
  22. Мультикультурный мир 70-х гг. Новые имена и направления в моде.
  23. Жан-Поль Готье — испорченный ребёнок французской моды.
  24. Японцы в Париже.
  25. Итальянские модельеры.
  26. Американская мода.
  27. Английская мода и модельеры.

Темы рефератов, эссе и др. (при необходимости)

  1. Место и роль одежды в формировании бытовой культуры различных   этносов.
  2. Стилевые направления в развитии моды в одежде (готика, барокко, ампир)
  3. Современные направления развития моды в одежде и причёске.     Особенности макияжа и косметики.
  4. Мода «От кутюр».
  5. Мода «прет-а-порте».
  6. Проявление этнического своеобразия в одежде в процессе функционирования моды.
  7. Индивидуальность как принцип использования моды в одежде.
  8. Мода и духовный мир личности.
  9. Мода и экономика.
  10. Маркетинг и реклама в модной индустрии.
  11. Системный подход к исследованию моды и модных тенденций
  12. Социальная обусловленность художественного проектирования костюма.
  13. Философско-эстетический аспект исследования моды, стиля и образа.
  14. Художественное проектирование одежды (дизайн) в системе социально-культурного сервиса и туризма.
  15. Орнамент и цвет в костюме.
  16. Ремесло кружевоплетения. Использование кружева в костюмах различных эпох.
  17. Основные направления работы мастерской Надежды Ламановой по созданию новых типов одежды.
  18. Социальная направленность программ по профессиональной подготовке дизайнеров во Вхутемасе и Вхутеине.
  19. Создание ОДМО в СССР.
  20. Мастера советской моды.
  21. Юбилей Недели высокой моды в Москве.
  22. Российские дома моды.
  23. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)

  1. http://www.iprbookshop.ru/21669
  2. Амиржанова А.Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления «Дизайн»: учебное пособие / Амиржанова А.Ш.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2013. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/18264. (ссылка на http://www.iprbookshop.ru)
  3. Азиева Е.В. Зрительные иллюзии в дизайне костюма: учебное пособие / Азиева Е.В., Филатова Е.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/32785.
  4. Соснина Н.О. Макетирование костюма: учебное пособие / Соснина Н.О.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2012. 113— c. http://www.iprbookshop.ru/18255.

Дополнительная литература

  1. Дизайн-проектирование. Термины и определения: терминологический словарь / — М.: Московский городской педагогический университет, 2011. 212— c. http://www.iprbookshop.ru/26469.
  2. Плешивцев А.А. Технический рисунок и основы композиции: учебное пособие / Плешивцев А.А.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. 162— c. http://www.iprbookshop.ru/30789.
  3. Макетирование и моделирование в проектировании: учебно-методическое пособие / — Й.: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011. 68— c., http://www.iprbookshop.ru/22580.

 

  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Электронно-библиотечная система IPRbooks (ЭБС IPRbooks) электронная библиотека по всем отраслям знаний http://www.iprbookshop.ru

  1. osinka www.dekor
  2. http://www.liveinternet.ru/users/nataliy_gladun/rubric/3450222/
  3. http://www.liveinternet.ru/users/lituika/rubric/1997940/
  4. http://www.costumehistory.ru/
  5. http://costume-history.livejournal.com/
  6. http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/index.html
  7. http://www.sarafan.ru/san/SeG/ik/
  8. http://shuck.ucoz.ru/index/nacionalnye_kostjumy/
  9. http://moikostum.ru/naglyadnaya-istoriya.html/
  10. http://designhistory.ru
  11. http://wikipedia.org

 

См.также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *