РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.8 «История домов моды»
Направление подготовки 54.03.01 Дизайн
Профиль: Дизайн костюма
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная
Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года
Москва – 2019 г.
Рабочая программа дисциплины «История домов моды» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 N 1004 и в соответствии с ОПОП по направлению 54.03.01 «Дизайн».
Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина
Содержание
- Цели и задачи дисциплины.
- Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
- Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
- Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
- Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
- Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
- Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
- Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).
- Цели и задачи дисциплины
Цели освоения дисциплины: целью дисциплины «История домов моды» является раскрытие основных направлений деятельности дизайнеров костюма, освещение организационных и юридических сторон процесса, а также вопросов организации взаимодействия общества и модной индустрии.
Задачи изучения дисциплины:
— показать место дизайна в пространстве культуры, рассматриваемой, как деятельность.
— показать отличия и сходства дизайнерской деятельности в ряду других творческих областей.
— заложить основы структурного видения собственно дизайнерской деятельности и ее результата.
— расширить инструментарий студента/молодого специалиста для грамотного решения творческих задач.
Дисциплина «История домов моды» входит в состав дисциплин по выбору вариативной части цикла Б1.
- Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 (5 зач. ед.).
Содержание разделов:
Раздел 1. Возникновение домов моды и их деятельность с конца Х1Х начала ХХ1 века. Роль современных домов моды в развитии модной индустрии.
- Особенности деятельности модельеров в домах моды. Творческие биографии известных модельеров.
- История французских домов моды. Современные дома моды Франции и их презентации в электронных технологиях.
История итальянских домов моды. Современные дома моды Италии и их презентации в электронных технологиях
Раздел 2. История домов моды Европы, Азии и Америки
- История домов моды Англии. Современные дома моды Англии и презентации коллекций английских домов моды.
- История отечественных домов моды. Презентации модной одежды современных домов моды России.
- История домов моды Америки.
- История возникновения домов моды Японии, Китая и Индии.
Раздел 3. Современные интернет-технологии в деятельности домов моды.
- 1. Геоинформационные сервисы в индустрии моды.
- Сайт дома моды как продукт и комплексная технология работы модного предприятия.
- Социальные медиа в системе конкуренции современного дома моды.
- Медиапродукты дома моды.
- Специализированные порталы домов моды в Интернете.
- Информационная безопасность в деловых процессах дома моды
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (ссылка на http://www.iprbookshop.ru)
- Акимова Л.И. История искусства. Том I: учебное пособие / Акимова Л.И., Бусева-Давыдова И.Л., Виноградова Н.А., Григорович Н.Е., Кантор А.М., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х.— М.: Белый город, 2012. 520— c. http://www.iprbookshop.ru/50155.
- Сиднева Т.Б. Эстетика постмодернизма: учебное пособие / Сиднева Т.Б.— Н.: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012. 80— c. http://www.iprbookshop.ru/18690.
Перечень вопросов к зачету / экзамену
- Возникновение домов моды и их деятельность с конца Х1Х начала ХХ1 века.
- Роль современных домов моды в развитии модной индустрии.
- Особенности деятельности модельеров в домах моды.
- Творческие биографии известных модельеров.
- История французских домов моды.
- Современные дома моды Франции и их презентации в электронных технологиях.
- История итальянских домов моды.
- Современные дома моды Италии и их презентации в электронных технологиях
- История домов моды Европы, Азии и Америки
- История домов моды Англии.
11.Современные дома моды Англии и презентации коллекций английских домов моды.
- История отечественных домов моды.
- Презентации модной одежды современных домов моды России.
- История домов моды Америки.
- История возникновения домов моды Японии, Китая и Индии.
- Современные интернет-технологии в деятельности домов моды.
- 17. Геоинформационные сервисы в индустрии моды.
- Сайт дома моды как продукт и комплексная технология работы модного предприятия.
- Социальные медиа в системе конкуренции современного дома моды.
- Медиапродукты дома моды.
- Специализированные порталы домов моды в Интернете.
- Информационная безопасность в деловых процессах дома моды
- 1. Модерн или «прекрасная эпоха»
- Конец ХIХ – начало ХХ века. Характеристика эпохи. Новые тенденции в жизни.
- Создание нового стиля слияния искусства и моды.
- Модерн – новейший, современный. Основные черты стиля – плавные линии, обтекаемая форма, ассиметрия.
- Открытие новых домов моды. Господство модных салонов.
- Модельер – творец моды и её законодатель.
- Модные правила, «наука» одеваться. Дома моды Пакэн. Сёстры Калло. Жак Дусе.
- Модный салон сыновей Ворта. Поль Пуаре. Жанна Ланвэн.
- Женская мода. Два направления: одно – в русле феминистского движения, другое – приверженность образу утончённой светской дамы, праздной и изысканной.
- Эстетический и нравственный идеал времени. Влияние на костюм символизма.
- Появление женских спортивных костюмов и купальника.
- Стремление к простоте и сохранение рафинированного изящества. Причёски и шляпы. Макияж. Головные украшения.
- Демократизация моды.
- Русские сезоны в Париже и их влияние на моду.
- Мужской костюм. Консервативность. Изменение деталей и силуэта. Неизменность типа костюма – сюртук (пиджак), брюки, жилет, рубашка.
- Появление смокинга.
- Простота мужской причёски. Использование бриолина для сохранения формы причёски.
- Головные уборы – цилиндр, котелок, канотье. Дополнения костюма – трость, монокль, галстук с золотой булавкой, золотой брегет и золотая печатка на пальце, платочек в верхнем кармане сюртука.
- В моде русская роскошь.
- Мода первой половины ХХ столетия.
- Характеристика эпохи. Первая мировая война. Послевоенный период.
- Эмансипация в моде. Практическое равноправие. Женщина – активный участник на рынке труда. Смена нравственного и эстетического идеала.
- Новый идеал – женщина сочетающая в себе черты юноши и опытной женщины, решительная, самостоятельная, свободная, приспособленная к любым условиям труда и быта. Женщина делает карьеру, занимается спортом, танцует, провоцирует.
- Женский костюм. В моду входит заимствование деталей мужского костюма. Длина юбок поднимается выше колена.
- Деловой стиль. Элегантность и эпатаж. Драгоценности заменяет бижутерия. Перчатки, шляпы, чулки, сумочки, солнечные очки, платки. Входит в моду маникюр.
- Женщины-модельеры: Коко Шанель. Мадлен Вионне. Надежда Ламанова. Эльза Скиапарелли.
- Стиль Ар деко – стиль декоративного европейского и американского искусства в 20 – 30 годы.
- Расцвет кинематографа. Влияние на стиль и моду звёзд кинематографа. Грета Гарбо. Мэри Пикфорд. Марлен Дитрих. Кларк Гейбл. Рудольфо Валентино. Вера Холодная. Любовь Орлова.
- Модные журналы. «Вог».
- Эра Кристобаля Баленсиаги.
- Изменение причёсок и макияжа. Макс Фактор. Парфюмерия.
- Дома моды и собственные линии косметики и духов.
- Закрытие модных домов в Париже. Одежда времён второй мировой войны. Дефицит тканей. Жесткая форма.
- Эвакуация в Америку некоторых парижских модельных домов.
- Кинематограф, как форма идеологии, поддерживает моральный дух народов. Сокращение производств, выпускающих текстиль. Запрет на шёлк и дорогие ткани. Мода «От Кутюр» не существует.
- Характеристика послевоенной эпохи. Преодоление однообразия военных лет. Появление готовой одежды, мода «прет-а-порте». Кристиан Диор. Роскошная женственность – девиз стиля Диора. Новый силуэт, повторяющий силуэт ХIХ века. Тонкая талия, пышная юбка, романтический образ. «Нью-лук» новый взгляд – наименование коллекции Диора.
- Введение лицензирования марки фирменного знака кутюрье. «Золотой век» Высокой моды.
- Ив Сен Лоран. Создатель «мужского стиля» в женской моде. Новая колористическая гамма. Появление нового женского образа – Мерилин Монро. Брижит Бардо. Марлон Брандо – символ мужской привлекательности. Элвис Пресли. Кинематограф и мода.
- Дом моды Юбера де Живанши.
- Дом моы Пьера Кардена.
- Дома моды в Бунтарские 60-ые годы.
- Характеристика десятилетия. Крушение морали, авторитета и дисциплины.
- Дома моды молодёжной моды и молодёжный стиль. Влияние молодёжных субкультур, контркультур и новой музыки на моду. В моде идея всеобщего равенства, выраженная во внешнем виде.
- Джинсы, кожа, брюки и полувер – для всех. Битлз. Роллинг Стоунз. Киннкс. Джимми Хендрикс и Дженнис Джоплин.
- Мода юнисекс. Мода байкеров, рокеров, панков. Хиппи.
- В моде мини-юбка. Основной потребитель модной одежды – молодёжь. Супермодель 60-х годов – Твигги.
68.Дальнейшее развитие моды прет-а-порте. Пьер Карден производит платья массового пошива. Вводит в моду новые детали.
- Андре Куррэж создаёт стиль космического века.
- Пако Рабанн и его авангардные коллекции одежды из «металлических» материй.
- Валентино и Джорж Армани, в противовес, создают красивую одежду для красивых женщин.
- Эстетический и нравственный идеал – худенькая, инфантильная нимфетка-соблазнительница.
- В моде трикотаж. Модные бутики. Дизайнеры одежды из США: Рудольф Гернрих. Билли Бласс. Сексуализация моды.
- Романтический фольклорный стиль.
- Джинсовый бум. Деловой стиль «одежда успеха в карьере». Трикотаж. Стиль диско. Появление одежды для дискотек. Высокая мода проводит театрализованные показы. В 70-ые годы перестаёт существовать единый идеал красоты.
- Неоромантизм и ретромода, затем увлечением спортивной одеждой.
- Дома моды и модные тенденции 80-х: деловые связи, деловые отношения, деловой стиль. Символом десятилетия становится яппи – молодой городской профессионал. Властный стиль. Появление одежды для успеха в мужской и женской моде. Эксперименты с фактурой материалов ранее не сочетаемых: кожа и кружева, джинсы и бисер, атлас и кожа, толстый трикотаж и прозрачный шёлк. В моде все стили от классического до авангардного.
- Реклама домов моды. Роль рекламы и маркетинга в моде. Центрами моды становятся не только Париж, но и Лондон, Нью-Йорк, Милан.
79.Новые лица в модной индустрии: Кристиан Лакруа, Франко Москино, Кельвин Кляйн, Ральф Лорен.
- Мастера моды: Донна Каран, Вивьен Вествуд,
- Новые тенденции в мире моды: Жан Поль Готье, Йоджи Ямамото, Рей Кавакубо, Валентино, Армани, Версачче, шестёрка из Антверпена. Обувь. Эра кроссовок. «Адидас», «Рибок», «Найк». Спортивный стиль в моде. Популярность фитнеса и бодибилдинга. Подьём пластической медицины и популярность косметических препаратов против старения.
- Мир моды в 90-ые годы ХХ столетия и первое десятилетие ХХI века
- Характеристика последнего десятилетия тысячелетия. Кризис. Низкая покупательная способность. Сдержанный стиль «бейсик» – американский термин повседневного костюма. Цвет никакой. Одежда без отделки. Обязательны мобильный телефон и органайзер. В моде естественность и натуральные ткани. Преобладание минимализма. Простота и элегантность. Чёрно-серо-белая гамма. Сдержанный макияж и причёска. Вместо бижутерии и драгоценностей модными аксессуарами становятся очки, сумки, обувь. Появление новых материалов стрейч, микрофибра заставляет моду делать акцент на них. Уют и комфортность в сочетание с минимализмом – днём, и вседозволенность в вечерних туалетах – вечером.
- Мода разрабатывается на основе маркетинговых исследований, «культурной информации», полученной от искателей идей.
- В моде натуральные ткани, этнические мотивы, стирание граней между ОТ Куьюр и прет-а-порте, источником вдохновения становится что угодно, заимствование моды ХХ столетия, винтаж. Парфюмерия становится элементом костюма, мода на новые ароматические композиции меняется раз в 5 лет. В моде создание собственного индивидуального стиля.
- Популярные модельеры – Джон Гальяно, Вячеслав Зайцев, Ирина Крутикова, Клод Монтана, Нино Черутти, Никола Труссарди, Марк Джакобс.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям семинарского типа (практическим занятиям)
- Характерные изменения в сфере моды в период Серебряного века в России.
- Судьба Русской моды в эмиграции.
- Творчество Поля Пуаре, его влияние на французскую моду.
- Европейские модельеры первого десятилетия XX века.
- Влияние «Русских сезонов» на формирование европейской моды XX века.
- Шанель — её взгляды и её стиль.
- Русская тема в западноевропейской моде 1920-1930 годов.
- Шокирующая Эльза Скиапарелли.
- Влияние кинематографа на развитие моду в костюме. Кинодивы.
- Голливуда — их облик и костюм. М.Дитрих, Г.Гарбо.
- Тенденции европейской моды в 30-е годы.
- Изменение эстетического идеала красоты в конце 30-х гг.
- Формирование предвоенного стиля в моде.
- Война и мода 1940-1949 гг. Кристобаль Балансиага, Пьер Бальмен, Жак Фат.
- Кристиан Диор и его New Look.
- Последователи дома Dior.
- 50-е годы: модельеры и кумиры.
- Ив-Сен Лоран и его вклад в моду.
- Молодёжная мода 60-70-х гг.
- Возрождение дома Шанель и её последователь К.Лагерфельд.
- Модельеры 60-х — создатели моды будущего.
- Мультикультурный мир 70-х гг. Новые имена и направления в моде.
- Жан-Поль Готье — испорченный ребёнок французской моды.
- Японцы в Париже.
- Итальянские модельеры.
- Американская мода.
- Английская мода и модельеры.
Темы рефератов, эссе и др. (при необходимости)
- Место и роль одежды в формировании бытовой культуры различных этносов.
- Стилевые направления в развитии моды в одежде (готика, барокко, ампир)
- Современные направления развития моды в одежде и причёске. Особенности макияжа и косметики.
- Мода «От кутюр».
- Мода «прет-а-порте».
- Проявление этнического своеобразия в одежде в процессе функционирования моды.
- Индивидуальность как принцип использования моды в одежде.
- Мода и духовный мир личности.
- Мода и экономика.
- Маркетинг и реклама в модной индустрии.
- Системный подход к исследованию моды и модных тенденций
- Социальная обусловленность художественного проектирования костюма.
- Философско-эстетический аспект исследования моды, стиля и образа.
- Художественное проектирование одежды (дизайн) в системе социально-культурного сервиса и туризма.
- Орнамент и цвет в костюме.
- Ремесло кружевоплетения. Использование кружева в костюмах различных эпох.
- Основные направления работы мастерской Надежды Ламановой по созданию новых типов одежды.
- Социальная направленность программ по профессиональной подготовке дизайнеров во Вхутемасе и Вхутеине.
- Создание ОДМО в СССР.
- Мастера советской моды.
- Юбилей Недели высокой моды в Москве.
- Российские дома моды.
- Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)
- http://www.iprbookshop.ru/21669
- Амиржанова А.Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления «Дизайн»: учебное пособие / Амиржанова А.Ш.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2013. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/18264. (ссылка на http://www.iprbookshop.ru)
- Азиева Е.В. Зрительные иллюзии в дизайне костюма: учебное пособие / Азиева Е.В., Филатова Е.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/32785.
- Соснина Н.О. Макетирование костюма: учебное пособие / Соснина Н.О.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2012. 113— c. http://www.iprbookshop.ru/18255.
Дополнительная литература
- Дизайн-проектирование. Термины и определения: терминологический словарь / — М.: Московский городской педагогический университет, 2011. 212— c. http://www.iprbookshop.ru/26469.
- Плешивцев А.А. Технический рисунок и основы композиции: учебное пособие / Плешивцев А.А.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. 162— c. http://www.iprbookshop.ru/30789.
- Макетирование и моделирование в проектировании: учебно-методическое пособие / — Й.: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011. 68— c., http://www.iprbookshop.ru/22580.
- Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Электронно-библиотечная система IPRbooks (ЭБС IPRbooks) — электронная библиотека по всем отраслям знаний http://www.iprbookshop.ru
- osinka www.dekor
- http://www.liveinternet.ru/users/nataliy_gladun/rubric/3450222/
- http://www.liveinternet.ru/users/lituika/rubric/1997940/
- http://www.costumehistory.ru/
- http://costume-history.livejournal.com/
- http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/index.html
- http://www.sarafan.ru/san/SeG/ik/
- http://shuck.ucoz.ru/index/nacionalnye_kostjumy/
- http://moikostum.ru/naglyadnaya-istoriya.html/
- http://designhistory.ru
- http://wikipedia.org
См.также:
- МОДА И ДИЗАЙН В КИНЕМАТОГРАФЕ. Часть 2
- ЗВЕЗДЫ ГОЛЛИВУДА. МОДА В КИНЕМАТОГРАФЕ
- СТИЛЬ ГЛАМУР. МОДА В КИНЕМАТОГРАФЕ.
- Мастер моды и дизайна Татьяна Парфенова
- СТОЛИЦА МОДЫ И ДИЗАЙНА — МОСКВА
- ПЕРЕРБУРЖСКИЙ СТИЛЬ ОТ ТАТЬЯНЫ ПАРФЕНОВОЙ
- https://vk.com/club187371641 Мода и дизайн. История и современность.
https://vk.com/club189550470 История культуры и искусства
https://www.facebook.com/groups/560866388005441/ Создаем имидж