Пальто как социально-психологического феномен

             «Пальто с характером!» является темой моего выставочного проекта. Дизайнеры и модельеры создают авторские модели пальто. Художники запечатлели людей в пальто на своих полотнах, любимых фильмов, фотографий и арт-объектов. Особенности характера пальто должны увидеть посетители выставки.  Задать вопрос: почему выставка носит название «Пальто с характером»? Характер является психологическим понятием. И это важно отразить в экспозиции и ее презентации.

Характер в психологии имеет определение: Характер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, устойчивых психических качеств, определяющих отношения и поведение личности. Когда говорят о характере, то подразумевают под этим свойства и качества личности, оказывающие влияние на жизнь человека, накладывая определённую печать. Подбор гардероба, безусловно характеризует личность, в особенности такое крупное изделие, как пальто, что важно отметить и в нашем выставочном проекте.

 Встречаясь с людьми, мы хотим понять их состояние, настроение, намерения, возможные поступки, т.е. их психологические особенности. Не даром есть часто употребляемая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». В этой пословице заложен смысл того, что одежда многое говорит о психологии человека, а для каждого важно, чтобы его положительно восприняли при встрече.

Итак, одежда отражает особенности индивидуальности человека, что составляет психологический аспект костюма, который подбирает человек. Но одежда не только говорит о человеке, но и изменяет его. Вспомните Акакия Акакиевича Н.В. Гоголя в старой и новой шинели. Как изменилось и отношение к Башмачкину, и как изменился он сам.

Считается, что мода действует в социуме, имея характерные черты: динамичность, социальная дифференцированность и мобильность; открытость (развитые каналы коммуникации); чрезмерность (развитая система материальных и культурных ценностей. Не случайно существует множество конкурирующих модных образцов.

Принадлежность человека к той или другой социальной группе определяет его отношение к моде. Следование моде приобщает личность к системе групповых ценностей.

Последний император России Николай П. Хорошо знакомый внешний облик российского императора Николая II отображен в военной шинели на многих фотографиях от семейных фото с отцом, императором Александром Ш до последних фото 1918 года в Екатеринбурге.

После помолвки в 1894 г. Николай II не менял свой образ до конца своей жизни: короткая стрижка с пробором на правую сторону, ухоженные усы и небольшая, округлая борода и, как правило, шинель.

За своим внешним обликом Николай II следил и в силу положения имелся обширный гардероб. Самой его значительной частью являлись военные мундиры, которые хранятся в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Это мундиры императора Николая II по форме офицера Лейб-гвардии стрелкового императорской фамилии полка до полковника Лейб-гвардии Финляндского полка образца 1908 года, Его Императорское Величество Николая II.

    В коллекции мундиры полков европейских армий, надеваемые во время официальных визитов. Гардероб включал и гражданское платье, которое Николай II, как правило, мог позволить себе носить только за границей.

Поскольку Россия участвовала в войнах, военный стиль определял облик представителей многих сословий. Практически большинство служащих в Российской империи носили униформу или имели право на мундир – от гимназистов до дворников.         

При Николае II форма стала более функциональной, удобной и зависела от вкусов тех, кто ее носил. В эпоху Николая II одежда была показателем социального статуса и профессиональной принадлежности. Существовали специальные правила по ношению мундиров и дамских платьев [136].

В 2012 году в Англии вышла в свет книга Анжелы Келли «Dressing The Queen: The Royal Wardrobe» («Одевая королеву»), в которой личный костюмер Елизаветы П раскрыл секреты ее гардероба: от аксессуаров до туалетов к торжественным приемам. Уделено внимание любимой верхней одежде королевы — пальто.

Королева Елизавета П заказывала верхнюю одежду исключительно у английских мастеров. Перед пошивом нового пальто, личный костюмер предоставляет королеве на выбор не менее четырех эскизов и столько же образцов ткани. По утвержденному Елизаветой П наброску изготавливается пробный вариант, который примеряют на специальный манекен.

        В нарядах королевы не бывает случайных деталей: для каждого визита наряд тщательно подбирается наряд. Члены монаршей семьи не носят верхнюю одежду черного цвета. Эту традиция была введена еще во времена Второй мировой войны. Мать Елизаветы П пожелала своими светлыми нарядами придать оптимизма сражающимся британцам.

        Чем старше становилась королева, тем меньше в ее туалетах монохромных вещей: за последнее десятилетие она считанные разы появлялась на публике в черном или сером верхе.

Елизавета II редко появлялась в верхней одежде коричневых тонов, которые не любила с детства. Как-то журнал Vogue подсчитал, какие оттенки предпочитает «Лилибет» и выяснил, что любимым ее цветом являются все оттенки морской волны, особенно сине-голубой (треть всех нарядов), далее цвет чайной розы и свежей травы (каждый десятый плащ), на третьем месте — фиолетовый и нежно-розовый  (каждое десятое пальто), замыкает список предпочтений Ее Высочества революционно-красный — для особых случаев. Как видим, не зря англичане шутливо называют свою королеву «веселая бабушка».

Королеву Великобритании узнаваема и не только из-за короны. Её костюмы были настолько яркими, что не заметить Елизавету II было невозможно. Дело не в моде или личных предпочтениях: её величество должна была выделяться на публике, чтобы каждый мог сказать, что видел монаршую особу своими глазами.

Маргарет Тэтчер: путь от дочери бакалейщика до Железной леди. Баронесса Маргарет Тэтчер остается последним великим премьер-министром Великобритании. Она — первая женщина во главе Великобритании, первый премьер, победивший на выборах три раза подряд, первый британский политик, пробывший у власти рекордные более 11 лет.

В характере Маргарет Тэтчер быть первой во всем. В Англии ее называют «матерью нации», а для кого-то — «ведьмой Тэтчер». Равнодушных к личности баронессы нет. Названная в 1976 году советской газетой «Красная звезда» «железной леди», подхватили и британцы.

Будучи премьер-министром Великобритании, Маргарет Тэтчер создала своеобразную униформу (силовые костюмы). Это был уникальный стиль, который позволял Маргарет выделяться среди политиков-мужчин.

Фаворитом «железной Леди» стал синий — традиционный цвет консервативной партии Великобритании. Даже, будучи невестой, Тэтчер появилась на своей свадьбе в платье из синего бархата.

Маргарет Тэтчер стала примером для подражания целого поколения английских женщин. Тэтчер родилась в семье, где ничего не выбрасывалось, семья жила по средствам, не выходя за рамки лишнего фунта. Так жили многие английские семьи в начале XX века, те же, кто мог позволить себе жизнь с размахом, сурово порицались обществом.

Всю одежду (костюмы, жакеты, юбки) для политических кампаний Тэтчер покупала в магазине старинного британского бренда одежды «Акваскутум». 

«Я, как и многие женщины, небезразлична к одежде, но еще важнее было одеться так, чтобы создать правильное с политической точки зрения впечатление», – написала Тэтчер в автобиографии.

В 1987 году Тэтчер с официальным визитом посетила Советский Союз, на ней было эффектное черное пальто с плечами и шапка из лисьего меха. Одно из правил жизни «железной леди»: «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!». Многие считали Тэтчер «единственным мужчиной» в партии, она была настоящей леди — элегантной, холодной и уверенной в своих решениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *