Из истории отечественной анимации

 

Отечественная анимация   начала создаваться в начале ХХ века, в 2012 году отпраздновала свой столетний юбилей. Официально признанная дата – 8 апреля 1912 года. Это был день, когда публика, предвкушая чудо, забила до отказа кинозал дома Ханжонкова (бывший кинотеатр «Москва» на Триумфальной площади справа от памятника В.Маяковскому).

Шла премьера комедии–сказки из жизни насекомых «Прекрасная Люканида, или Борьба рогачей с усачами Владислава Старевича. Он и изобрел метод объемной мультипликации. Критика тех лет писала: «Разыгрывается жуками целая потрясающая драма с романом и кровопролитной войной и даже поэзией. Картина настолько необычна, настолько нова и оригинальна по замыслу, что ставит в тупик даже специалистов кинематографического дела. Успех картине можно предсказать из ряда вон выходящий».

«НО», которое часто всплывает после признания успеха, вполне заслуживает свое место в истории. Еще за несколько лет до премьеры В. Старевича балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев начал вполне серьезно экспериментировать с кукольной мультипликацией. А в августе 1908 года состоялась премьера «Фантасмагории» французского художника–карикатуриста Эмиля Коля. Но поскольку это далеко не сразу выяснилось, в России пальма первенства так и осталась принадлежать «Люканиде» Владислава Старевича.

И что же происходило с тех пор? За сто лет российская анимация обогатилась десятками классических и экспериментальных техник и технологий – мультфильмы рисуют, лепят, гнут из проволоки, ажурно вырезают из бумаги, рисуют песком, чаем, кофе, вяжут шерстью, создают сложных кукол. Но главное, это образование  студий, в которых идет я творческая работа коллектива.

Каждый режиссер создает свой стиль. В.Курчевский считал, что… «удивительным, непонятных образом мультфильмы бывают часто неуловимо похожи и «внешностью» и, представляете, «характером» на своих создателей».

В искусстве и искусствоведении есть категория психологизма для того, чтобы подчеркнуть удачу автора в точности воспроизведения мысли, воздействия на зрителя, подведения его к некоторым разгадкам, озарению. И если в игровом кино или театральном спектакле это достигается режиссерскими находками и игрой актера.  Про анимацию можно сказать, что в для нее характерен «пан-психизм», поскольку  «оживить» в анимации можно все. У замечательного режиссера Гарри Бардина влюбиться могут веревки, конфликтовать спички, и даже при отсутствии гостей мы можем представить их, сидящих за столом и все то, что с ними происходит увидеть по передвижению посуды с напитками и закусками, стоящими на столе.

Советская графическая мультипликация возникла в 1924–1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела  и делишки»,  «История одного разочарования» (второе название: «Борис Савинков»), «Советские игрушки» (режиссер Дзига Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Иванова), «Случай в Токио», «Юморески» (режиссер Дзига Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Белякова).

В 1925 году был создан рисованный мультфильм «Китай в огне», который ознаменовал своим появлением прорыв в истории советской мультипликации. Первые мультфильмы в современной трактовке, то есть – мультипликационная картина, снятая для детей, появился в 1927 году, и назывался «Сенька–африканец» и «Тараканище». За основу создания фильмов взяли сказки К.И.Чуковского. Так все и началось!

Перед войной в анимацию пришло много талантливой молодежи, среди которых был потрясающий мастер Федор Савельевич Хитрук. Но начинать было трудно, не все получалось. Профессия не из простых. В начале войны многие мастера анимации ушли на фронт, но вернувшись, с орденами и медалями, принялись за любимую работу. Это было поколение, опаленное войной. И именно они сотворили чудо отечественной анимации. Были созданы мультфильмы по мотивам русских народных сказок, сказок А.С.Пушкина и многих известных зарубежных авторов, в частности, сказки Андерсена.

В шестидесятые годы состоялся мощный  прорыв анимационного кино с появлением мультфильмов, созданных Ф.С.Хитруком. Это «История одного преступления», «Фильм. Фильм. Фильм», «Про Винни-Пуха»  и др. На экраны вышли кукольные мультфильмы «Варежка», «Чебурашка», а затем буквально взорвали экран музыкальные мультфильмы: «Бременские музыканты», «Ну, погоди!».

Зрителей очаровали такие мультфильмы как «Мой зеленый крокодил» В.Курчевского, «Трое из Простоквашино» В.Попова, «Ежик в тумане», «Сказка сказок» Ю.Норштейна, «Жил был пес» Э.Назарова. Более подробную историю анимации Вы найдете на нашем сайте.