О съемках знаменитого комедийного фильма «Свадьба» по А.П.Чехову

 «Свадьба» —комедия была  поставлена в 1944 году Исидором Анненским. по водевилю А.П.Чехова и его нескольким сатирическим произведениям: рассказам «Свадьба с генералом», «Перед свадьбой», роману «Брак по расчёту» и др. Сюжет фильма основан на том, что мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов ( Э.Гарин), ежедневно обедавший у них и выдававший себя женихом, жениться не собирается. Отцу Дашеньки удалось уговорить амбициозного жениха на свадьбу, но жених поставил условие  — обязательное присутствие на свадьбе генерала.

И вот свадьба. Веселятся гости. В белом платье с фатой невеста. В торжественный момент прибыл главный гость — генерал. Скандал разгорелся в самый пик веселья. «Генерал» выпил лишнего и ударился в назойливые воспоминания. Тут и выяснилось, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга (подполковник). И свадьба расстроилась.

Благодаря замечательной режиссуре и великолепной игре блистательных актёров в несложном сюжете картины начинают звучать комические и трагические нотки.

А в Москве тогда стояла разруха. Шел 1943 год. Линия фронта отодвинулась от столицы на запад. Город постепенно приходил в себя, измотанные, изголодавшиеся по работе актеры возвращались из эвакуации… Раневская вернулась из Ташкента и почти сразу после приезда была приглашена поучаствовать в постановке Чеховской «Свадьбы», за которую взялся молодой Исидор Анненский. Режиссер, в активе у которого была одна удачная короткометражка «Медведь» по Чехову и пара-тройка давно забытых зрителями лент, собрал на съемочной площадке весь цвет актерской братии.

Режиссёру Исидору Анненскому удалось собрать уникальный, звёздный актёрский состав. Их мастерство помноженное на гений А.П. Чехова позволило создать настоящее произведение киноискусства. В фильме играли блистательные комические актеры: А.Грибов, Ф.Раневская, Э.Гарин, З. Федоровна и другие.

Съёмки картины проходили в Москве, в Лиховом переулке в двухэтажном старинном желтоватом здании, принадлежавшем в те годы документалистам. Съёмки проходили по ночам на верхнем этаже (днём документалисты готовили выпуски «Хроники»). А под утро бедные артисты, не снимая сценических костюмов (т. к. не было костюмерной), пешком (т. к. не было машины) расходились по домам. Картина вышла на экраны к 40-летию памяти А.П.Чехова.

Мизантропический водевиль по Чехову, у которого всегда так весело, что в финале хочется застрелиться из того самого ружья, висевшего на сцене в первом акте. Снимали в 1944 году в ещё военной Москве (в финальных кадрах на улицах видны заклеенные от бомбёжек окна) по ночам в здании, где днём монтировали хроники боев. Молодой режиссёр Исидор Анненский до дрожи боялся грандиозную артистку Фаину Раневскую, выдвигавшую предложения по съёмкам в своей неподражаемой манере. Условия были ужасные. Стоял жуткий холод, сквозняки, с крыши постоянно текла вода, и актеры гримировались, сидя под зонтом.  У большинства артистов голодный вид. Откуда доставали еду для свадебного стола — историческая тайна. Двадцатилетний Михаил Пуговкин отплясывает невероятную «вприсядку» в своей первой бессловесной роли. Начинающий актёр только вернулся с военных действий и в своих стараниях дебютанта выделывал ногами такие кренделя, что открылась полученная на фронте рана.

Невеста — всесоюзная любимица, актриса Зоя Фёдорова — через два года после выхода фильма пойдёт по статье за шпионаж и проведёт в тюрьме десять лет до реабилитации. Для переехавшего из Ленинграда в Москву гениального комика-эксцентрика Эраста Гарина начался период восхождения, он делал успешными все фильмы со своим участием, и власти закрывали глаза на то, что актёр был другом и учеником репрессированного режиссёра Всеволода Мейерхольда. «У нас, —прокомментировала Ф.Раневская, — ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник». К празднику и вышла эта искрометная буффонада, разыгранная театральными мастодонтами и кинолегендами, где сначала смешно, потом грустно, а в конце жалко всё человечество, пусть даже кругом и одни свиные рыла вместо лиц. Гуляем!

И тем не менее была невероятная жажда работы. Все до одного актеры выкладывались по-полной, желая показать всё, на что способны.
Но… мы-то смотрим «Свадьбу» как простые зрители и практически не замечаем этих ляпов и сюжетных прорех. Нам запоминаются, прежде всего, абсолютно уникальные актерские работы, искрометный юмор и шикарные афоризмы, улетевшие в народ. Вот на этом и хотелось бы остановиться подробнее.

— Махайте на меня, махайте! Марецкая была явно в ударе, когда входила в образ Анны Мартыновны Змеюкиной, акушерки и любительницы жесткого флирта. Городской романс в ее исполнении включен во все сборники лучших музыкальных номеров отечественного кинематографа.

Кадр из фильма «Свадьба»

 

С каким надрывом и страстью, с какой экспрессией и вздыманием груди она пела:  … «Тебя отнимут у меня. Я — не твоя! Я — не твоя!» - в дуэте с Мартинсоном, то махающим на  Змеюкину веером, то подыгрывающим ей на гитаре с шелковым бантом на грифе. Этот эпизод — апофеоз мещанского представления о красоте и вокальном искусстве! Непревзойденная классика жанра.

«Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд». Эта фраза как нельзя точно характеризует одну из главных героинь фильма — невесту Дашеньку, сыгранную великолепной Зоей Федоровой.

Актриса здесь раскрывает яркую комедийную грань своего таланта. Ее невеста — миленькая жеманница, губки бантиком, распахнутые,  вздернутый носик и общий слегка надутый вид. Ну разве можно забыть это: «Они хочут свою образованность показать и  всегда говорят о непонятном». Блестяще сыграно! И глядя на Дашеньку, нелепо-забавную в своих ужимках, совсем не хочется думать о том, как страшно сложится в  будущем судьба актрисы Зои Федоровой, и какую утрату понесет кинематограф с ее трагической гибелью.

Говоря о фильме «Свадьба», нельзя не отметить яркую комедийную звезду — Фаину Георгиевну Раневскую.  Актриса в образе тещи неповторима и уморительна. Она рисует свой персонаж яркими жирными мазками, не жалея красок и не скупясь на эмоции. Раневская не боится быть смешной. Более того — она обожает быть смешной. Актриса сама практически с нуля нарисовала свою героиню так, как посчитала нужным, не считаясь с мнением режиссера.

Кадр из фильма «Свадьба»

 

«Я напяливала платье, подтягивала кверху нос, надевала парик и шляпку и выходила на съемочную площадку, почти не гримируясь. Все дело тут в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жестикулировать — это уже потом. Анненский ничего подсказать мне не мог». Фаина Георгиевна слепила этот образ с тех теток, каких видела в реальности, проводя все детство в провинциальном Таганроге и наблюдая за деталями быта окружающих. В этом ее сила — умение подмечать точные детали и бить в яблочко без промаха. Фильм длится 64 минуты. За это время мы получаем такой мощный заряд положительных эмоций, что прибавляем к сроку своей жизни гарантированно несколько лет. Ювелирная работа.

В фильме нет случайных сцен, случайных реплик, случайных жестов. По исполнению «Свадьба» напоминает стихи А. Пушкина, где нет случайного текста, где каждая фраза выражает мысль: Чем хорошо кино, господа ? А тем, что если это произведение искусства, да ещё мастерски сыгранное, отсылающее к первоисточнику, то есть к классику, знатоку человеческих душ, то такое кино не может быть плохим по определению. Вот есть у меня две книги с повестями и рассказами Антона Павловича Чехова, а  водевиля «Свадьба» среди них нема. Поэтому вдвойне интересней мне было погрузиться в это пиршество языка, остроумия и сатирического гения Как бы не наслышан был я о талантах Алексея Грибова и Фаины Раневской, а всё ж таки, лучше один раз увидеть, мэтров сцены и кино в действии. Оправдали ли они мои надежды ? Ну, ещё бы. Причём, что самое поразительное, фильм сложился, как единый симфонический оркестр, в котором никто не тянет одеяло на себя.

А вторым эшелоном, наступая на пятки, Грибову и Раневской, уже накатывают, как балтийская волна, герои Яншина и Марецкой. И если агент страхового общества Андрей Андреевич Нюнин (Михаил Яншин), пытается провернуть одну аферу с генералом, то акушерка Змеюкина (Вера Марецкая) вовсю разошлась. Ей видите ли, очень жарко и душно. Это при том, что у неё в руках веер. Но ведь её хлебом не корми, дай пожеманиться: «Дайте мне атмосфэры! Дайте мне бурю!», — говорит Змеюкина товарищу с гитарой.

Свадьба в самом разгаре. Жаль вот только нет генерала, того самого, за которого поручился Нюнин. Но ведь он придёт. Никуда не денется, придёт. А какая у него звучная фамилия, Ревунов-Караулов! А какие усы, а  ля конник Семён Михайлович. Но вы еще не слышали, как это новоявленный генерал умеет произносить речи, которые длинны и совсем не кстати за свадебным столом. Речи, ладно, Бог с ними. А вот, когда он узнает об обмане… Тут просто и слезу прошибёт от  его действий: «Человек! Выведи меня отсюда»...

Ф. Раневская в своих интервью много лет спустя после выхода этого фильма переживала, что режиссер изменил произведение великого Чехова, добавил фразы и сцены, которых нет в водевиле Далее следует само торжество, которое обычному описанию не поддаётся. Эту блестящую, неповторимую сатиру нужно просто смотреть и наслаждаться. В ходе праздника выясняется, что генерал вовсе и не генерал, что приводит к скандалу. А тут ещё и жених начинает сомневаться в цене приданого…

Фильм Анненского — замечательная экранизация классика сатиры и юмора А.П.Чехова в исполнении звёзд отечественного кинематографа. Герои фильма — люди, которых много, которые живут среди нас по сей день. Это простые люди, живущие своими мечтами, не читающие  толстых книг, не обучающихся в университетах. Они такие, какие есть. Главный герой – чиновник средней руки Эпаминонд Максимович Апломбов. Выдающийся мастер отечественного кинематографа Эраст Гарин  создал образ мелкого человечишки, обладающего при этом безграничным самомнением. Отсюда и звучная фамилия персонажа. В течении всего фильма Апломбов ходит, словно проглотив палку, демонстрируя напыщенность, высокопарность, высокомерие и капризность.

Ему жену подавай с хорошим приданным, свадьбу – обязательно с генералом. «Я обманывать себя не позволю. Я не субъект какой-нибудь. Я одушевлённое имя существительное. И у меня в душе свой жанр есть!» «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя! Я — человек положительный!» «Вы мне зубов не заговаривайте, я из принципа и надувать себя не позволю!»

А вот кто выделывает ногами настоящие кренделя, так это молодой, кудрявый и круглолицый Михаил Пуговкин в роли безымянного гостя. Как  отплясывает Пуговкин — повторить невозможно! И вприсядку, и с коленцами, и по кругу с молодецким посвистом… И если бы зритель знал, какой кровью дались актеру эти пляски, никогда бы не поверил в то, что такое вообще возможно. Пуговкин, тогда только вернулся с фронта, получив серьезное ранение ноги. Он и ходил тогда, опираясь на палочку. Рана плохо затягивалась, тем не менее, актер был счастлив оказаться на съемочной площадке с такими легендами кино и театра, как Раневская, Марецкая, Грибов… И он очень хотел быть не хуже, старался, как мог. В книге «Все это было бы смешно…» Михаил Иванович потом напишет: «Вся моя роль заключалась в танцах…» Артист так старался, так зажигательно выбрасывал коленца, что совсем забыл о своем ранении и не вспомнил бы, если бы оператор не остановил съемку, заметив через объектив камеры, что на брюках актера выступила кровь. Рана была растревожена. Медсестра обновила повязку, и танцы начались сначала… «Это бывает только в молодости…» — добавляет в тех же мемуарах пожилой Пуговкин, вспоминая бесстрашную и безоглядную юность, с большой долей ностальгии и удивления самому себе…

Но, едва сменив повязку, Пуговкин вновь был в кадре! С таким энтузиазмом работал не только он один, но и вся съёмочная команда.

Кстати, гримировались на улице под зонтом, поскольку шел дождь. Холодные и голодные, еще не оправившиеся от войны, а как играли!

Рядом с Настасьей Тимофеевной – её муж Евдоким Захарович Жигалов в исполнении Алексея Грибова - любитель выпить и желающий выдать замуж дочь: «Мать, душенька, слушай, но с осторожностью! Женщина она жеманственная, двулично-вольнодумствующая!»
«За что тебя будет любить муж твой? За красоту? За характер? За эмблему чувств? Нет! Он будет любить тебя за приданое твое!

И это только главные герои! А какие актёры в ролях второго плана! Разве можно представить этот фильм без уморительного грека-кондитера Дымбы в исполнении Осипа Абдулова с его крылатой фразой «В Греции всё есть»? Михаил Яншин  в образе предприимчивого Андрея Андреевича Нюнина, зарабатывающего на собственном дядюшке, а когда над тем начинают все смеяться, попросту предающем его.

 

Кадр из фильма «Свадьба»

Выход комедии «Свадьба» был приурочен к 40-летию смерти Чехова. Фаина Раневская, с присущим для неё сарказмом, тогда заметила: «У нас ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник». Анненский боялся её, и потому она рисовала свою героиню так, как сама считала нужным. А уж в этом-то она была настоящий мастер. «Я напяливала платье, подтягивала кверху нос, надевала парик и шляпку и выходила на съемочную площадку, почти не гримируясь. Все дело тут в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жестикулировать — это уже потом. Анненский ничего подсказать мне не мог», — писала в воспоминаниях Раневская. Её Настасья Тимофеевна – женщина недалёкого ума, но точно знающая, чего хочет в жизни, лидер в семье.

 

Зрители встретили кинокартину очень хорошо, а вот критики отнеслись к ней весьма прохладно. Однако время всё расставило по своим местам – лента Исидора Анненского по праву вошла Золотой Фонд отечественного кинематографа и по сей день пользуется интересом у зрителей. Многие фразы стали крылатыми — а это ли не признак всенародной любви.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *