ЗНАМЕНИТЫЙ РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР ТАТАРСКИЙ

Александр Михайлович Татарский (1950—2007) – советский и российский режиссёр-мультипликатор, художник и продюсер. Заслуженный деятель искусств России (2000), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, лауреат премии «Ника».

Родился  в  Киеве, в семье работника цирка и сценариста. Его отец Михаил Семенович Татарский написал много цирковых сценариев и был занесен в 1998 году в Книгу рекордов Гиннеса как самый известный в мире автор для цирка по числу официально зарегистрированных клоунад и реприз. Его клоунады и репризы исполняли клоуны Карандаш, Леонид Енгибаров, Константин Берман, Олег Попов, Борис Вяткин, Николай Шульгин, Юрий Никулин и братья Ширман.

Детство Александр провел в цирке. Он постоянно находился в компании гимнастов, клоунов, дрессировщиков. Частыми гостями в доме семьи будущего мультипликатора были знаменитые клоуны: Юрий Никулин, Олег Попов, Михаил Румянцев. Может быть, именно они научили его искусству смешить людей. Александр не раз говорил в своих интервью о том, что хотел испробовать свои силы на поприще клоуна. Однако, оказавшись на одном клоунском цирковом представлении, понял, что ничего не знает об азах этой профессии, а учиться у него этому желания особого не было. Впрочем, в продолжение этой темы он всегда пояснял, что мультипликация – это тоже своеобразная клоунада, а значит, его все-таки можно назвать клоуном в полном смысле этого слова.

Рассказывал, что в цирке убирал за животными. Самым сложным было для него ухаживать за цирковыми собаками, по его словам, даже со слонами было проще. Татарский рассказывал: «Клоуну требовалось очень много специальных навыков. Никулин мог ничего не уметь и оставаться великим клоуном. Но обычный клоун должен был уметь очень много всего – ходить по проволоке, жонглировать… Я ничего этого делать не мог, а учиться не хотелось. Пошел в мультипликацию – а это тоже в своем роде клоунада».

Михаил Семенович Татарский – отец Александра – работал на Киевской киностудии и писал сценарии мультфильмов. В 17 лет А.Татарский начал изучать азы анимационного производства на киностудии «Киевнаучфильм». Участвовал в создании множества лент, овладел почти всеми профессиями, которые были связаны с производством мультфильмов: от заливщика до режиссера.

В 1974 году окончил Киевский институт театра и кино по специальности кинодраматург-киновед-редактор и специализированные трёхгодичные курсы художников-мультипликаторов Госкино УССР. Во время учёбы познакомился с Игорем Ковалевым, на долгие годы ставшим ближайшим другом и соавтором А.Татарского.

В 1980 году переезжает в Москву для работы кинорежиссёром в мультипликационной студии Творческое объединение «Экран». Прижиться в Москве было очень трудно. Родившись на Украине, он имел свою культуру, менталитет, образ жизни и правила поведения. Поэтому приспособиться к столичной жизни ему было непросто. Как-то в одном из интервью Александр говорил, что московская студия имеет другой уровень, не похожий на студию в Киеве.

Москва А.Татарскому казалась неуютной, но в интервью он отмечал: «В Киеве строить карьеру – все равно, что в песок головой биться».

Первым фильмом Александра Татарского, показанным на телевидении, стал мультфильм «Пластилиновая ворона», который сразу же приобрел статус культового фильма. Это был один из самых знаменитых и узнаваемых мультфильмов в 1980-е годы, получивший более чем 25 наград на кинофестивалях. Этот мультфильм разрешено было создать в порядке исключения за помощь столичному телевидению в разработке анимационных заставок для Олимпиады в Москве в 1980 году. Вскоре после того, как «Пластилиновая ворона» была завершена, ее сразу же запретили, признав          «идеологически безыдейной», и фильм  несколько месяцев лежал на полке.

Спасли  его  режиссёр Ксения Маринина и телеведущий Эльдар Рязанов в программе «Кинопанорамы»,  вопреки цензуре выпустившие «Пластилиновую ворону» в эфир.  Э.А.Рязанову картина понравилась чрезвычайно и он добился показа десятиминутной ленты целиком в одном из выпусков передачи. Поскольку оргвыводов не последовало, фильм легализовался, а А.Татарский «проснулся знаменитым». После премьеры «Пластилиновой вороны» пришло множество благодарных зрительских отзывов на телевидение. Какие должны быть терпение, руки и фантазия, чтобы создать анимационные шедевры из пластилина! И сколько нервов, чтобы фильм увидели зрители.

Второй культовой работой Александра Татарского стала заставка для телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!», не исчезающая с экрана около тридцати лет. Успех Татарскому обеспечила его напористость.

Сам Александр Татарский рассказывал о том, как планировалось создание этой знаменитой заставки: «Писатель Эдуард Успенский хотел сделать заставку к «Спокойной ночи, малыши!».

Я почитал его сценарий и сказал, что делать его не буду – он мне вообще не понравился. И нагло сделал свой собственный сценарий заставки, которая идет в эфире уже 25 лет». Эта заставка была внесена в Книгу рекордов Гиннеса по числу выходов в эфир.

Третьей известной работой Александра Татарского стал мультфильм «Падал прошлогодний снег», созданный в 1983 году по сценарию Сергея Иванова. Александр Татарский рассказывал: «Я хотел снимать «Прошлогодний снег», а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: «Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина». Тут они напряглись: «Это что еще за мультфильм?» «Ну как, – говорю, – Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина – все обхохочутся». Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: «А можно не про Ленина?» – «Я известный режиссер, хочу про Ленина». Две недели ходил и требовал – хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, – делай что хочешь — только не про Ленина! И я сделал «Прошлогодний снег».

Мультфильм «Падал прошлогодний снег» поначалу не хотели показывать на годовом отчете в Доме кино. Ситуацию спас Александр Тимофеевский, пронеся этот мультфильм на отчет в коробке, за что позже был вынужден покинуть студию.

Фильм произвел на зрителей яркое впечатление. Юрий Норштейн сказал, что фильм – гениальный, а все остальное можно выбросить. Позже мультфильм имел многолетний успех, получил множество фестивальных наград. Анатолий Прохоров рассказывал: «В фильме «Падал прошлогодний снег» изначально вообще не было текста. Он возник в приказном порядке — настояло начальство «Мульттелефильма». Но в результате получилось замечательно. И Садальский прочел мужика удивительно точно…». Игорь Ковалёв дополнил рассказ: «Сначала были лишь отдельные междометия: «А!» и «Ох». Но когда наверху потребовали «разъяснить этот бред», фразы героя возникли так естественно… В основе все слова Татарского. Что-то было придумано и Ивановым, но Саша «сказал» это по-своему. Многое в фильме списано с самой жизни. Вот возвращаемся мы из киевского Дворца пионеров, где преподавали детям. Час ночи, холод собачий, ледяной дождь. Дрожим на остановке в ожидании троллейбуса. Рядом мерзнет пьяный. Проезжает машина и обдает его с ног до головы. Дядя: «У… все же не рассчитаешь». Мы посмеялись и забыли, а Саша подарил реплику герою».

Мультфильм сразу стал настолько знаменитым, что зрители практически разобрали его на различные цитаты: «Маловато, понимаешь… Маловато будет!», «Ой, как я очень это богатство люблю и уважаю!..». Цензура тоже не обделила своим вниманием этот мультфильм. Такие фразы, как: «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Я первый буду!» – автору пришлось отстаивать с большим трудом. При сдаче мультфильма «Падал прошлогодний снег» цензоры практически довели Александра Татарского до инфаркта своими многочисленными придирками. Они заявили, что режиссер с крайним неуважением относится к русскому народу, потому что в мультфильме представлен «всего один герой русский мужик, и тот – идиот». В то время подобные обвинения носили очень серьезный характер. В результате исправлений фильм получился исковерканным, в нем стало в несколько раз больше текста, а сам Татарский говорил, что ему «даже стыдно его слушать».

Следующим мультфильмом Александра Татарского стала работа «Обратная сторона луны». Этот фильм в 1984 году был признан лучшим фильмом на фестивале фестивалей в Лондоне. На этом фестивале показывались те фильмы, которые получили первые награды на других фестивалях. Также «Обратная сторона луны» получила первую награду в Загребе. Сценарий к фильму «Обратная сторона луны» писал не Александр Татарский, а его друзья. Поначалу у него было желание снять этот фильм в Киеве, но это не получилось.

К тому времени Эдуард Назаров снял фильм «Жил-был пес», показав зрителям проект на фольклорную украинскую тему. И тогда Татарский сделал грузинский фильм, учитывая то, что сам в Грузии никогда не был.

Самое интересное – то, что в Грузии решили, что его мультфильм – это лучший грузинский фильм. Писатель Виктор Некрасов писал своей подруге из Франции, что он видел два российских фильма – «Обратная сторона луны» и «Падал прошлогодний снег». И первый раз к нему в голову закралась мысль, что если Россия снимает такие прекрасные мультфильмы, то у нее есть будущее. Этот потрясающий мультфильм Татарского также имел огромный успех и большое количество наград.

Внушительного количества наград удостоилась и последующая работа Александра Михайловича Татарского – «Следствие ведут колобки», сделанная им совместными усилиями с Игорем Ковалевым в 1986 году. В этом мультфильме появились фирменные персонажи Александра – сыщики Братья Пилоты. В 1998 году этот мультфильм получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства за цикл анимационных картин «Из жизни братьев Пилотов» и программу для детей «Чердачок братьев Пилотов».

В 1986 году Александру Татарский выиграл международный тендер на право производства анимационных проектов для американского телеканала TBS. Его работы имели в США огромный успех. Это был первый удачный случай работы анимационного режиссера из СССР для заказчика с Запада. В те же годы Александра Татарского пригласили работать преподавателем на Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

Последующие работы Александра Михайловича также имели успех и были удостоены многочисленных фестивальных наград, после чего Татарский начал создавать независимую школу и свою производственную студию. Это было непросто. Нужно было найти помещения. На приеме руководитель Департамента недвижимости города Москвы А.А.Никитин, сообщил, что помещений свободных нет. Но помещение все же найти удалось. И в 1988 году анимационная студия «Пилот» – первая в российской истории независимая негосударственная киностудия – открылась в Москве. Александр Татарский, Игорь Ковалёв и Анатолий Прохоров стали ее основателями. Московскую студию «Пилот» (Школа новых экранных технологий) возглавил  А.М.Татарский.

Этому событию  предшествовало множество неприятных конфликтов по абсурдным поводам на студии «Мульттелефильм». Об этом подробно рассказано в книге Гарри Бардина, который приводит рассказы А.Татарского о его режиссерских перипетиях. Режиссёр мультфильма «Пластилиновая ворона» (1981), перевернувшего представление о мультипликации, долго не мог не запустить, не выпустить  фильм «Падал прошлогодний снег». Доходило до того, что талантливейшему режиссеру грозило возвращение в Киев и лишение возможности продолжения режиссерской деятельности.

С 1997 года А.М.Татарский становится художественным руководителем телепроекта еженедельной передачи «Чердачок Фруттис» (ОРТ). Такого еще не было на телевидении.

Наиболее известные персонажи, созданные А.Татарским — братья Колобки. На студии «Пилот» они стали братья Пилоты. Они были не только героями нескольких мультфильмов, но также и первыми на российском телевидении виртуальными ведущими. Скоро церковь, где размещалась студия была передана  Московской Патриархии. Отец Владислав становится настоятелем храма и разрешил им остаться в храме, пока они не найдут себе новое пристанище. За это художники помогали восстанавливать церковь Трёх Святителей.

В 1998 году Татарский получает Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства за цикл «Из личной жизни Братьев Пилотов» и телепрограмму «Чердачок Братьев Пилотов».

В 2000 году Александру Татарскому присваивается звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Так, уволенный с работы из студии «Мульттелефильм», был вознагражден за свою авторскую работу в студии «Пилот».

В начале 2000-х годов занялся грандиозным проектом под названием «Гора самоцветов» (это цикл мультфильмов, в основе которого лежат сказки народов России). Всего планировалось снять 100 серий, однако сам Александр Татарский успел принять участие в создании 34 серий.

Большинство фильмов Александра Татарского и студии «Пилот» имеют фестивальные награды. Пластилиновая заставка для передачи «Спокойной ночи, малыши!» была внесена в Книгу рекордов Гиннеса по числу выходов в эфир.

А.М.Татарский вел большую общественную работу. Он был  членом экспертного совета кинопремии «Золотой орел», президентом Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале и руководителем секции анимации при Союзе кинематографистов. Время текло быстро, и как-то Александр Михайлович сказал, что всегда на всех кинофестивалях был самым молодым режиссером, а в Суздале вдруг понял, что стал одним из самых старших. И нужно было принимать на себя большую ответственность.

 

Однажды знаменитый режиссер Ингмар Бергман сказал, что режиссер получает уникальную возможность сотворить собственную действительность. Думается, с этими словами согласился бы Александр Татарский – российский режиссер-мультипликатор, создавший свою мультипликационную планету, жители которой хорошо известны российскому зрителю. А.Татарский сделал своих персонажей веселыми, ироничными, с чувством юмора и богатым воображением.

С цирком не получилось связать свою жизнь, но мы – зрители, только рады тому, что он пришел именно в мультипликацию и создал такие замечательные анимационные ленты, которые можно просматривать бесконечное количество раз.

Александр Михайлович любил творчество Я.Гашека. Собирал игрушки. Имел большую коллекцию игрушечных дедов морозов — более 70 штук. Любил мультфильмы Ф.С.Хитрука и Ю.Б. Норнштейна. Рассказывая о непохожести русских и западных мультфильмов, отмечал, что необходимо снимать и показывать отечественные анимационные ленты, иначе в ближайшем будущем вырастет в России «поколение американцев». В детстве Александр увлекался созданием авиамоделей. Все, как говорится, не случайно. Название студии «Пилот»  очень точно описывает сущность своего создателя. Пилот – тот человек, который все время в движении, и Александр именно таким и был.

Александр Татарский – «пилот анимации». Наверное, он вполне адекватно оценивал свой творческий потенциал. Мультфильмы Александра Татарского нашли своего зрителя и в других странах мира. Потому и среди лучших анимационных студий его «Пилот» точно бы не потерялся. Студия почувствовала веяние времени и  создавала современную кинопродукцию. Благодаря этому возрос интерес к российской мультипликации.

Об Александре Татарском говорят, что он был Дон Кихотом и бароном Мюнхгаузеном в одном лице. Он назначал подвиги — строил независимую студию еще в пору тоталитарной эпохи, зачинал громадные проекты, когда не было денег и индустриальных возможностей, бился с ветряными мельницами чиновных запретов. В итоге он стал пионером новой индустрии.

Александр Михайлович не мог делать что-то в пол-силы и всегда стремился к совершенству. Он рассказывал, что часто просыпался по ночам и   сожалел о том, что не исправил в кадре какую-то деталь. Можно было сделать намного лучше. И это мучило его.

Одними из последних работ Александра Татарского стали фильмы «Красные ворота Расемон» и «Унесенные ветром», которые удостоились большого количества наград, в частности – золотой наградой фестиваля в Злине и золотой наградой всемирного фестиваля детского кино в Чикаго. Киностудия «Пилот» за все время существования получила более 350 наград на фестивалях и дипломов. Это единственная отечественная киностудия, добившаяся подобного успеха.

Анатолий Прохоров говорил об А.Татарском: «Самым важным было — начать делать то, что он — а потом, как всегда, выяснялось, что и никто другой — еще не умеет. В результате Саша, абсолютно не помышляя об этом, начал делать постсоветское анимационное кино еще в эпоху Брежнева-Черненко. Именно поэтому его фильмы начальство принимало за антисоветские и клало на полку. С его работ и началась подлинная перестройка мозгов, а не ломка всего и вся в нашей анимации. С него — десятилетием позже — началась и российская анимационная индустрия национального масштаба и мирового уровня… Он, заведясь с полоборота, шел вперед, не размышляя о последствиях».

В последние годы своей жизни Александр Татарский выступил инициатором и создателем проекта «Гора самоцветов» — самого большого цикла мультфильмов, который когда-либо снимался в отечественной анимации. Эти мультфильмы также получили много престижных наград и вызвали большой отклик у общественности.

Проект «Гора самоцветов» был создан по сказкам народов России. В нем 52 мультфильма, каждый из которых длится по 13 минут. Общая длительность проекта составляет 11 часов, что было больше, чем 8 полнометражных анимационных фильмов. Премьера первых 11 фильмов из цикла «Гора самоцветов» состоялась в 2005 году в рамках Х Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. Эти мультфильмы заставили зрителей и профессионалов говорить о возрождении и прорыве в отечественной мультипликации, а господдержку проекта общественность оценила как один из самых успешных примеров государственных инвестиций в национальную культуру.

Кинокритик Лариса Малюкова рассказывала: «В нем жил пытливый ребенок. Поэтому природой его существования стала стихия игры. Когда строил свой дом, свои фильмы или станок для создания фильмов…        Вот еще одна важная тема: А.Татарский никогда не относился к прикладной анимации как к прикладной. Первостепенна была сама анимация. И узкие рамки задачи подчас не то чтобы не мешали, но, напротив, ограничения (в лице заносчивого заказчика, неподатливой темы) лишь будили сумасшедшую фантазию. Ведь по сути и «Пластилиновая ворона» — заказ, и «Гора самоцветов», по большому счету — тоже. Просто он всегда думал о зрителе, боялся ему наскучить».

Сам Александр Татарский говорил о своем проекте: «Россия – огромное межнациональное государство, где все люди, все народы имеют равное право на жизнь. Я это понял очень рано, в детстве, когда мама прочитала мне книжку 55-го года издания с названием «Гора самоцветов». Я тогда понял, что кроме нас в Советском Союзе живут чукчи, эвенки, эскимосы, что есть Север с оленями, а есть Кавказские горы, где у людей другая одежда, пища, другие имена и религия. Понял, как говорится, с чего начинается Родина, что я – часть этого огромного целого. Вот это же самое ощущение мы хотим донести детям, которые будут смотреть мультфильм».

Много лет подряд Александр избирался секретарем Союза кинематографистов РФ. Он стал членом киноакадемии «Ника» и академии кинематографических наук и искусств «Золотой Орел». Он более 20 лет занимался преподавательской деятельностью. Некоторые из его учеников в будущем стали признанными мастерами анимации, которые получали за свои фильмы самые лучшие награды. Многие его ученики работают на студиях разных городов страны и за рубежом.

Мультфильмы Александра Татарского много  раз награждались на фестивалях:

Мультфильм «Пластилиновая ворона» был удостоен «Гран-при» на Всесоюзном фестивале телефильмов, 1981 и Диплом МКФ в Габрово, Болгария, 1983.

Мультфильм «Падал прошлогодний снег» был удостоен Приза «Серебряный Кукер» на МКФ в Варне, Болгария, 1983 и Диплом ФИДЕЖ на III МФАФ в Варне и др.

 Мультфильм «Обратная сторона Луны» был удостоен Приза «Золотой клоун» на VI МКФ в Загребе, 1984 и Диплом на Международном кинофестивале в Лондоне, 1984, и др.

Приз «Золотой Кукер» был вручен в 1987 году на Международном кинофестивале в Варне,  а  «Следствие ведут  Колобки» — «Лифт 1» удостоен  2-й премии на Международном кинофестивале «Минимакс», Сосновец, Польша, 1989; а также получил приз жюри ВФАФ «Крок», Киев, 1989 и 1-й приз Всесоюзного кинофестиваля «Дебют», Москва, 1990;

Мультфильм «Братья Пилоты готовят на завтрак макарончики» удостоен Премии «Ника» за лучший анимационный фильм, 1997, а «Унесённые ветром» — «Гран-при» МФАФ в Злине, Чехия.

«Красные ворота Расёмон» удостоен «Гран-при» МКФ детского кино в Чикаго, США, 2002, приз МКФ в Эшпиньо, Португалия, 2003, приз МКФ в Чикаго «За лучшую традиционную анимацию», премия «Оз», США, 2003.

Проект «Гора самоцветов» получил Национальную премию в области кинематографии «Золотой Орел» в категории «Лучший анимационный фильм», в Суздале — Диплом жюри Х Открытого российского фестиваля анимационного кино, Специальный приз жюри Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК» «За уникальность проекта и высокий художественный уровень», Главный приз Детского жюри Международного фестиваля фильмов для детей и юношества, Приз Президента Международного фестиваля фильмов для детей и юношества, Специальный приз фестиваля «Синемания. Новое кино России-9» «За уникальность, высокохудожественность и остроумие проекта «Гора самоцветов», Национальную премию кинопрессы и кинокритиков «Белый слон»-2005 за лучший анимационный фильм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *