КОРОЛЬ ГРОТЕСКА СЕРГЕЙ МАРТИНСОН

АКТЕРЫ КОМИЧЕСКОГО ЖАНРА

КОМЕДИЙНЫЕ АКТЕРЫ:  КАК ДЕТИ,

ИМ БЫ ТОЛЬКО ПОИГРАТЬ!

 

Шутовство – тайная

целомудренность истины.

Фазиль Искандер

 

Подмостки – отечество актера, и нужно все время

продлевать паспорт, чтобы не лишиться гражданства.

Чарлтон Хестон

 

Советские комедии это огромный культурный пласт не только в отечественном, но и мировом кинематографе. Талантливые режиссёры снимали поистине шедевры по искромётным сценариям, а дополняло всё это великолепная игра актёров. В киноискусстве считается, что сыграть в комедии намного сложнее, чем в трагедии.

Короля играет свита. Хороший комедиограф — это прежде всего созвездие актеров. Советские актёры легко могли перевоплощаться, и после комедий выдавали характерные трагические роли. Кто-то называет трех лучших комедийных актера России, но стоит ли их пересчитывать!? Комедийных актеров много. И даже если актер насмешил всего один раз — это победа! Ведь вызвать смех сложнее, чем растрогать.

Когда речь заходит о  комедиях, то невольно начинаешь вспоминать и советское кино. Называешь фильмы или актеров советской эпохи со словами «а вот раньше»…

Сейчас много юмористов. И это хорошо. Еще И.Кант говорил: «Юмор — талант произвольно приходить в хорошее расположение духа». И нам всем это так нужно.

Изучая биографии советских комических актеров,  думаешь о том, в чем разница между  старшим поколением и сегодняшними мастерами юмора. И ответ на этот вопрос есть. И заключается он в том, что мы очень любили старшее поколение комических актеров и радовались, когда видели их на экране. Мы переживали, когда их не стало, потому что они были для нас такими близкими, такими родными… И с ними ушло нечто очень дорогое для нас.

Прав Альбер Камю: «Актеры — путешественники во времени, и, если брать лучших среди них, они путешествуют, выслеживая души». Вспомним о них с благодарностью.

Итак, несмотря не на что, есть и сейчас достойные актеры, ради которых стоит еще смотреть российские комедии. Фамилии перечисленных ниже актеров Вы прекрасно знайте. Автором было выбрано только три актера, которые своей яркой игрой украшают любой кинопроект российского производства и на данный момент являются лучшими в комедийном или трагикомичном жанре.

Считается, что комедийным актером быть гораздо сложнее, чем драматическим. Для настоящего комика важны не только талант и внешность, но еще чувство юмора, самоирония и актёрская смелость.

Острохарактерные комики отчасти становились заложниками своего амплуа, но при этом любовь зрителей к смешным персонажам всегда была огромна. В советском кино было много прекрасных комедий, в которых мы видели этих актеров.

Всех комических актеров невозможно перечислить. Их много. Вот только некоторые из них, игравших во многих  популярных комедиях:  Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Сергей Мартинсон, Михаил Пуговкин, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Евгений Леонов, Александр Демьяненко, Андрей Миронов, Леонид Куравлев, Савелий Крамаров, Сергей Юрский, Василий Меркурьев, и многие другиеАлексей Смирнов, Борис Новиков, Петр Алейников, Георгий Милляр, Анатолий Кубацкий, Борис Андреев, Вячеслав Невинный, Ролан Быков, Юрий Яковлев, Михаил Яншин, Лев Свердлин, Борис Чирков, Владимир Басов, Лев Потемкин, Бруно Фрейндлих, Петр Щербаков, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Георгий Бурков, Сергей Юрский, Роман Филиппов, Александр Володин, Павел Павленко, Евгений Евстигнеев, Валерий Золотухин, Сергей Мартинсон, Эраст Гарин, Василий Меркурьев, Фрунзик Мкртчян, Виталий Соломин, Олег Табаков, Евгений Лебедев, Михаил Водяной, Сергей Мишулин, Иван Рыжов, Семен Морозов, Зиновий Гердт, Алексей Грибов, Евгений Весник, Борис Сичкин, Валерий Носик, Ростислав Плятт, Григорий Шпигель, Владимир Этуш, Александр Калягин, Станислав Садальский, Николай Трофимов, Михаил Казаков, Леонид Броневой, Юрий Волынцев, Станислав Хитров, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Готлиб Ронинсон, Леонид Ярмольник и Со… — каждый из этих разноплановых кумиров — в заявленном ранге комика — мог бы заменить некоторых из «небесспорно представленных».

Этот список можно продолжать бесконечно. Более того, многие из них обладали невероятным талантом и были способны сыграть в любом образе, в том числе и в драматическом.

Многим актрисам удалось великолепно проявить комедийные черты в кинокомедиях, многие оставили замечательные выказывания, наполненные остроумием и оптимистичным юмором.

Среди ярких комедийных актеров, которые создали образы, заставлявшие смеяться миллионы людей в стране нельзя не назвать Игоря Ильинского, Сергея Филиппова, Михаила Пуговкина, Евгения Леонова, самые лучшие комедийные актёры СССР.

 

СЕРГЕЙ МАРТИНСОН

 — КОРОЛЬ ГРОТЕСКА

 

В актёрском деле опасно не излишество,

не обострённая выразительность,

а серость, унылая правда.

                                                                      С.Мартинсон

 

Сергей Мартинсон — актёр театра и кино.

Родился Сергей Александрович в 1899 году в Париже. Его мама была дворянкой, а отец — потомок шведских баронов, известный владелец фабрики, который приехал в Санкт-Петербург с семьей и стал  почётным гражданином Санкт-Петербурга. Знатная семья жила в центре города. Маленький Сережа получил прекрасное образование, говорил на двух языках, французском и немецком, занимался музыкой. Сережа увлекался театром и посещал театральную студию.

Разные источники называют А. А. Мартинсона инженером-строителем, торговцем недвижимостью и фабрикантом. Но сам актёр считал, что  его отец продавал бриллианты, в том числе поставлял камни к императорскому двору. Семья жила в центре Петербурга в особняке , где собиралась культурная элита города и выступал с концертами Александр Скрябин  — близкий друг отца.

С юных лет родители окружали единственного сына любовью и творчеством. Феодосия и Александр всюду брали с собой маленького Сережу — в балет и драму, в оперу и кабаре. Последним он особенно проникся за атмосферу вечного праздника и веселья. Вдохновленный вечерними представлениями, Мартинсон-младший приходил утром в гимназию и до колик в животе развлекал одноклассников и учителей, за что его прозвали главным клоуном.

Сергей также любил примерять одежду своей матери и ставить смешные сценки (например, в роли Снегурочки в 5-летнем возрасте). Когда кинематограф стал активно развиваться в Санкт-Петербурге, юноша постоянно проводил время в кино на Невском проспекте. И снова перевоплощался дома в разных персонажей (даму из общества или дворника), тем самым развлекая семью.

Еще в 5-м классе Мартинсон записался в любительскую театральную студию, где исполнил одну из главных ролей в популярном на тот момент водевиле. А спустя год мальчик открыл собственный кружок, в котором поставил «Ревизора» и сыграл Добчинского.

Родители наблюдали за всем этим с беспокойством, поскольку Сергей любовь к сцене отвлекала его от учебы. Родители  стремились дать сыну хорошее образование — с 7 лет он изучал немецкий и французский языки, которые впоследствии знал в совершенстве. В 1918 году артистичный парень окончил частную гимназию Штемберга и в этом же  году гимназист Мартинсон стал бойцом Красной армии. После двух лет службы Сергей по настоянию родителей стал студентом Технологического института, но вскоре забрал документы и поступил в институт сценических искусств.

Сниматься в кино Сергей Мартинсон начал с 1924 года. Он еще и играл в театре Мейерхольда.

Сергей очень быстро стал популярным артистом как в театре, так и в кино. Еще студентом Сергей влюбился и сразу женился на своей однокурснице Екатерине. В 1928 году у них родилась дочка Анна. Анна в последствии вышла замуж за американца и уехала в США. Она много раз приглашала отца в к себе. Но власти не выпускали известного артиста, боялись, что он не вернется.

Актер выступал на сценах эстрадных театрах Петрограда — в театре «Вольная комедия», «Свободном театре». Работу в кино начал в мастерских ФЭКС. Играл в Театре Революции (1924—1941) и в Мюзик-холле (1933—1936). Трижды становился ведущим актёром труппы Театра Мейерхольда, где играл вплоть до закрытия театра. Мартинсон входил в актерскую труппу театра «Вольная комедия и «Свободного театра». В одной из своих первых постановок он изображал балерину-неудачницу, которой никак не удавалось исполнить танец маленьких лебедей из-за неуклюжести и постоянных падений.

Страсть к перевоплощению, причем эксцентричному по максимуму, стопроцентному, видимо, была частью натуры Мартинсона. В детстве он любил изображать женщин при помощи маминых туфель, платьев и платков. Первой его ролью в пять лет стала Снегурочка на рождественской елке. Это было очень смешно, но потом Сережа расплакался, отказавшись изображать девчонок впредь, и заплаканную Снегурочку отнесли спать. Кстати, одной из последних ролей Мартинсона стала тоже женщина. В 80-х в своем «Бенефисе» на ТВ он сыграл ведьму. А в начале 20-х в Театре ««Вольная комедия» в Ленинграде он с большим успехом у зрителей изображал балерину-неудачницу. Она все время падала и спотыкалась, путаясь в собственных ногах. Возможно, уже тогда это были те самые «виртуозные ноги, обработанные американским танцем», о которых скоро с восторгом напишет режиссер Леонид Трауберг.  Через год они встретились в мастерской ФЭКСОВ, и Мартинсон сыграл свою первую роль в кино в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Похождения Октябрины». Мартинсоновский министр-интервент Кулидж Керзонович Пуанкаре выскакивал из пивной бутылки нэпмана, как черт из табакерки, и несся по экрану в головокружительном ракурсе.

«Да ты же дурак, король дураков!» — писали о Сметаниче Мартинсона в спектакле Мейерхольда «Мандат». — Ты весь склеен из пустяков, свинчен из глупостей. Ты, скорее, похож на маникюрные ножницы, чем на человека». Мартинсон обладал богатейшей коллекцией этих героев — маникюрных ножниц, и спутать одного с другим было просто невозможно. Первая его серьезная работа перед камерой состоялась в 1934 году, когда актер сыграл парикмахера Соль в политическом памфлете «Марионетки». В фильме «Антон Иванович сердится» его персонаж Керосинов являлся создателем «физиологической симфонии» на мотив «По улице ходила большая крокодила»… Его персонаж смешон и убедителен в бездарности и навязчивости своего киногероя.

За роль Хлестакова ему аплодировала стоя парижская публика. Вообще актера за пределами Советского Союза считали русским Чарли Чаплиным благодаря его эксцентричности и умению рассмешить.

Спустя год он снялся в эпизоде фантастического фильма «Гибель сенсации», изобразив певца в кабаре, который манерно исполнял романс. В 1939 году актер сыграл роль продавца пиявок по имени Дуремар в «Золотом ключике». Его партнерами на съемочной площадке частично были куклы, рядом с которыми Сергей смотрелся более чем органично.

С наступлением Великой Отечественной войны Мартинсон дважды примерил на себя роль «великого и ужасного» Гитлера (в «Самом храбром» и «Новых похождениях Швейка»). Гитлер, увидев себя на экране, внес актера в свой личный  «черный список» и пообещал повесить на первом фонаре.

 

Сергею Мартинсону часто  доставались образы злодеев. Таковыми были Вилли Помер в драматическом военном фильме 1947 года «Подвиг разведчика» и Карандышев в постановке по повести А.Н.Островского «Бесприданница».

Артист перебрался в столицу, где посвятил себя работе в 2 театрах — Революции и имени Мейерхольда (куда его пригласил сам владелец после того, как увидел Сергея в спектакле «Балаганчик»). Роль в постановке «Мандат» сделала Мартинсона знаменитостью.

Его называли «королём походок», казалось, пластика, манера перемещения на сцене актёра менялись ежеминутно. Это было уморительно смешно. Но за карикатурным и гротескным рисунком роли проскальзывал невероятной силы драматизм. За  это «сочетание не сочетаемого» Мартинсона боготворил Мейерхольд, наставник, великий мастер, третий человек в его жизни и судьбе, ради которого стоило вернуться в Советскую Россию

В 1943 году в трудных условиях военного времени голодные и холодные актеры, некоторые с незажившими еще ранами, гримируясь под дождем играли чеховскую «Свадьбу». Все, кто смотрят комедию «Свадьба» врядли подозревают в каких сложных условиях снимался фильм.

Каждый актер — виртуоз. Таким был и С.Мартинсон в дуэте с Верой Марецкой. Они сыграли удивительную парочку, которым везде весело. Они игривы, кокетливы. На каждой свадьбе можно встретить такую веселящуюся парочку.  Их дуэт буквально стал визитной карточкой фильма.

В 1944 году Мартинсон предстал на экранах в новом амплуа. Он сыграл настоящего денди по имени Бонни, который был обходителен с дамами, ухожен и элегантен. Черно-белый фильм «Сильва» сняли по одноименной оперетте венгерского композитора Имре Кальмана.

С 1945 года состоит в труппе Театра-студии киноактера. Снимался у кинорежиссёров:  Всеволода Пудовкина,  Якова ПротазановаСергея ЮткевичаБориса БарнетаГригория Рошаля , Александра Птушко.

Сергей Мартинсон — выдающийся комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимыбуффонады и гротескамного много работал и в мультипликации, озвучивая мультфильмы. Мартинсон — один из самых популярных мастеров кино и театра, игру которого за рубежом сравнивали с искусством Чарли Чаплина, сам себя комиком не считал.

В сороковых годах Сергей Мартинсон стал озвучивать мультфильмы. Его голос неподражаем и узнаваем в мультфифьмах: «Петя и Красная Шапочка», «Снежная королева»,  «Дюймовочка», «Маугли» и др.

С.Мартинсон играл в детских сказках: «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Сказка о потерянном времени» , «Сказка о царе Салтане», «Калиф Аист», «Руслан и Людмила» — это все фильмы нашего детства, которые сейчас редко показывают.

Второй любовью Сергея была Елена Добржанская, которая родила сына Александра. Сергей называл свою любимую Лола. Их, как и многих кинозвезд тех лет, часто звали на приемы в посольства. Сергей Александрович много работал и по посольствам не ходил, а она бывать там любила — в итоге ее обвинили в шпионаже и посадили. Он исправно носил ей передачи, пока не узнал, что ее не стало в 1952 году. Сын Саша связался с уголовниками и в итоге сам оказался в тюрьме. Сергей долго не мог оправиться от смерти любимой женщины.

Сергей Мартинсон, получивший звание «Народный артист РСФСР», за свою более чем полувековую карьеру примерил на себя около 100 ролей. Зрители любили артиста за его интересную и живую мимику, динамичность и юмор. Мало кто знает, что он всю жизнь мечтал сыграть серьёзного драматического персонажа.

Когда Мартинсону исполнилось 70 лет, знаменитый ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер спросил у него: «Как это тебе, Сергей Александрович, удалось так сохраниться?», — ответ последовал мгновенно: «Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал того, чего мне делать не хотелось». Такой поворот беседы телевизионное начальство сочло… легкомысленным, и эпизод из юбилейной передачи вырезали.

Виктор Шкловский как-то изрек: «На дне искусства гнездится веселость. Это самое «дно» король гротеска С.Мартинсон исследовал вдоль и поперек, не слишком заботясь о том, будет ли его титанический труд официально оценен. Ему было довольно, что на улицах с ним здороваются, а официанты знаменитого ресторана ВТО провожают его под белы руки за «мартинсоновский» столик. Звание заслуженного получил в 50 лет, народного России ему дали в 65, к 80-летию вручили орден Трудового Красного Знамени. «Народного артиста СССР» власти его так и не удостоили, несмотря на истинно народную любовь зрителей. Наверное, потому, что комик, и потому, что играл одни отрицательные роли, «врагов» то есть. Лишь однажды ему достался положительный персонаж — угольщик Филипп в фильме «Алые паруса».

В жизни Мартинсон всегда выглядел мужчиной в самом расцвете сил, щеголем, жизнелюбом, ловеласом, настоящим кавалером. И только очень близко знавшие его замечали, что ходить с годами он стал чуть медленнее, а улыбаться — чуть меньше. Кто-то, наверное, вообще удивлялся, что он еще жив. И мог бы, казалось, встретив его на улице, обратиться к нему с репликой из давней пьесы, в которой Мартинсон играл: «Я узнаю вас… Вы — человек двух измерений. Вы — тень».

Но что бы сказал этот циник, узнав, что на съемках фильма Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции» актер сам ездил на лошади? В 80 лет! Легендарную фразу «А мы пойдем на Север!» шакал из «Маугли» произносит голосом Мартинсона.

 

С.Мартинсон жил, оставшись в одиночестве в своей квартире на улице Горького около Пушкинской площади. Дочь Наташа довольно часто приходила к Сергею Александровичу обедать. Но по-настоящему он был близок только со своей старшей дочерью Анулей. Еще один удар нанесла ему судьба. Ануля приняла решение эмигрировать из СССР с мужем, детьми и своей матерью. Она ежегодно слала отцу приглашения. Так же ежегодно его не выпускали под разными предлогами. В конце концов женщина добилась, чтобы приглашение было подкреплено письмом госсекретаря США господина Венса. Отмахнуться от такого было нельзя. И Мартинсона вызвали в «компетентные органы». Так, мол, и так, вы же понимаете, вы уже немолоды, приедете к дочери, там оттаете душой, решите остаться. Какой вой поднимется в западной прессе!

— Действительно, я очень стар, — подтвердил Мартинсон. — И единственное желание, которое у меня осталось, — умереть там, где родился.
Сотрудники КГБ оттаяли: какой понимающий человек! И лишь после ухода Мартинсона догадались поднять досье — а где, собственно, он родился. Оказалось, в Париже.

В кино Сергей Александрович играл до самой своей смерти, оно было отдушиной для одинокого старика — отца Лоры Лайнц в «Собаке Баскервилей».

Он жил совсем один. Сын вышел из тюрьмы, но с отцом жить не стал. Все близкие эмигрировали. Друзей у Сергея Александровича не было. Со своими дворянскими корнями и он всю жизнь старался помалкивать. Был замкнут. Ведь миновать лагеря во времена репрессий тоже надо было как-то суметь.

Когда Мартинсону было уже 80 и журналист задал ему банальнейший из банальных вопросов: «Если бы можно было начать сначала, стали бы вы актером?» — Мартинсон сначала поинтересовался, что на это отвечают коллеги. Узнав, что клянутся в верности своей профессии, грустно заметил: «Значит, у них была легкая жизнь в искусстве.

 

Я бы не торопился с ответом». Вот так. С одной стороны, был легкомыслен и производил впечатление человека, у которого нет проблем, с другой — и его душу глодал иногда червь сомнений. Между жизненным легкомыслием и профессиональной драмой и пролегла судьба первого комика и эксцентрика советского кино.

Пожалуй, только перед самым уходом, в 84-м, в последнее лето старости, Мартинсон проговорился о том, что, в сущности, понимал всегда: «В актерском деле опасно не излишество изобретательности, а серость, не изощренность во внешнем рисунке, а его расплывчатость и вялость, не обостренная выразительность, а унылое правдоискательство».

В этих словах легкомыслия не было вовсе, скорее, невидимые миру слезы. В целом же можно утверждать, что, несмотря на множество ролей, потенциал этого талантливого актера нашим кинематографом так и не был раскрыт в полной мере.

 

Сам себя комиком не считал, в то время как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чаплина.

В фильмографии Сергея Мартинсона более 100 кинокартин, включая эпизодические роли. Последняя роль Сергея Мартинсона в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь».

В одном из последних интервью Мартинсон вдруг разоткровенничался, рассказывая, как на экране пел, танцевал: «А вот любить, увы, не пришлось. Ни мне кого-то, ни меня кому- то. Я вам больше скажу: даже не помню, чтобы меня хоть раз поцеловали на сцене или экране. Так и остался в искусстве… нецелованным». Потом помолчал и добавил: «Зато я любил… за кадром. А это куда интереснее».

Без  актера Сергея Мартинсона невозможно себе представить целую эпоху советского кинематографа. Он входит в плеяду удивительных, узнаваемых с первого мгновения в любом гриме, великолепных артистов. Более сотни ролей в кино. А его голос? Не перепутаешь ни с кем. Этим голосом говорят около пятидесяти персонаже в советских мультиках. Сергей Мартинсон мог сделать незабываемой любую, даже небольшую роль.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *