ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Программа Вуза

Ландшафтное проектирование

 

Рабочая программа дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» в соответствии с рабочими учебными планами.

Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина

С О Д Е Р Ж А Н И Е

               Цели и задачи дисциплины

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Требования к результатам освоения дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Содержание дисциплины, разделы дисциплины и виды занятий

Образовательные технологии

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

   Цель и задачи дисциплины:

Цели освоения дисциплины: целью освоения дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» является формирование у студентов системы знаний в области ландшафтного проектирования, получения точного представления об объектах ландшафтного проектирования, их значимости и связи с градостроительством и архитектурой объектов, формирующей пространственную и предметную среду человека, умение их проектировать.

Задачи изучения дисциплины:

— раскрыть основные понятия ландшафтного проектирования;

— выделить особенности проектирования объектов в зависимости от их функций, величины и значимости;

— рассмотреть приёмы и методы проведения предпроектного комплексного анализа проектируемого объекта;

— научить разрабатывать проектно-сметную документацию на проектируемый объект в зависимости от стадийного проектирования.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Ландшафтное проектирование среды» Б1.В.ОД.10 представляет собой обязательную дисциплину вариативной части цикла Б1.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» студент должен обладать следующими компетенциями:

  • способностью анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта (ПК-4);
  • способностью конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды (ПК-5);
  • способностью выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале (ПК-7);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— основы композиции в дизайне среды;

— типологию композиционных средств и их взаимодействие;

— цвет и цветовую гармонию;

— теорию света и цвета;

— основы проектной графики;

основы теории и методологии проектирования среды;

Уметь:

— решать основные типы проектных задач;

— графическую продукцию и средства визуальной коммуникации;

— проектировать и конструировать объекты среды;

Владеть:

  • приемами объемного и графического моделирования формы объекта, и организации проектного материала для передачи творческого художественного замысла;
  • выполнением проекта в материале;

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» составляет 8 зачётных единиц или 288 часов (1 зет = 36 часов).

дисциплина изучается в 3,4,5 семестрах                                                              

Содержание разделов:

Практическое занятие по теме № 1. Ландшафтный дизайн. Основные понятия и определения.
Основные понятия. Тенденции в развитии классических и новаторских направлений. Философская мысль об эстетике природы.

Античная эпоха — пифагорианцы и материалисты античной философии (Гераклит) о законах геометрии, единстве материи и духа. Философский антропоцентризм (Сократ). Взгляды Платона на эстетическое восприятие. Принцип соразмерности человека и природы (Аристотель). Триединство: система – гармония – красота в учениях античных философов-греков Сенека, Марка Аврелия и Зенона.

Средневековье. Бог как воплощение истины, добра и красоты. Иоанн златоуст и И.Дамаскин – представители христианского аскетизма. Августин Аврелий о критериях красоты.

Возрождение . XIV — XVI в.в. – период жизнеутверждающих идеалов, культа человека, его разума, воли и красоты. Антропоцентризм. Главная эколого-эстетическая идея эпохи Возрождения в трудах английского философа Ф.Бэкона.

Эпоха Просвещения. Концепция редукционизма. Взгляды французских философов-просветителей Ф.М. Вольтера, Ж. -Ж. Руссо, Д.Дидро, К.А. Гельвеция о чувствах прекрасного и гармонии. XVII — XVIII в.в. – расцвет западноевропейской пейзажной живописи.

Сан-Суси. Дворец и парк Фридриха Великого. Немецкая классическая философия. Взгляды И.Канта на природу, красоту, гармонию. Его представление об эстетических и этических ресурсах ландшафта. Г.В. Гегель, философ-идеалист, о «внутреннем чувстве», о эстетике как философии искусства. Гегелевская триада: ум – совесть – красота.

Эпоха «переоценки всех ценностей. Новая философия западной Европы XX в. – экзистенцианализм. В.С. Соловьев об эстетике природы.

Практическое занятие по теме № 2. Культура ландшафтного проектирования и его компоненты.

Разновидности открытой среды. Первая разновидность – изменение природного ландшафта деятельностью человека. Рекультивация нарушенных ландшафтов. Создание парка Бютт-Шомон (Франция), парка близ г. Владикавказа (Россия). Разработка плановых мероприятий по сохранению природных ландшафтов.

Вторая разновидность – создание коммуникаций в природе и городской среде (мосты, виадуки, дороги, каналы, ЛЭПы). Строительство первых автомагистралей в США, Германии, Италии и других станах Европы. Появление обзорных дорог в национальных парках США.

Третья разновидность – создание специальной природной среды для отдыха и прогулок. Различие понятий «сад» и «парк». Стилистическая направленность садово-паркового искусства. Новое направление «модерн». Формование крупных зеленых массивов в больших городах (Москва, Вашингтон).

Четвертая разновидность – создание зеленых территорий специального назначения. Организация различных выставок. Комплексы всемирных выставок в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале. Появление на рубеже XX века спортивных зон, как составной части выставочных территорий. Строительство крупных стадионов в России, Финляндии и Японии. Создание олимпийских парков, ансамблей спортивных сооружений и олимпийских деревень. Новая волна развития в XX веке зоологических и ботанических садов с научной точки зрения. Зоопарки в берлине, Сан-Франциско, Омахе. Появление ботанических садов с естественными условиями содержания растений. Проектирование садов-музеев. Организация мемориальных парков. Комплекс Трептов – парк в берлине, парк Мира в Хиросиме, парк Лумбини в Непале. Создание парков развлечений. Развлекательный комплекс Китни Айленд в Нью-Йорке, Диснейленд, Диснейворд. Появление многофункциональных парков. Проектирование в 1928г. первого парка культуры и отдыха на формирование многофункциональных парков в странах Европы. Парк Ла Вилетт (Франция). Работы по благоустройству и озеленению. Градостроительный и ландшафтный комплекс Дефанс.

Пятая разновидность ландшафтной среды – создание искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружении или в интерьерах. Создание садов на крышах в городах США. Создание садов в интерьерах в 1970- 1980 г.г. сады в вестибюлях контор, отелей и супермаркетов. Сад в вестибюле Международного финансового центра (США) архитектора Цезаря Пели.

Практическое занятие по теме 3. Особенности средовой организации ландшафтного проектирования.

Универсальные законы дизайна. Композиция. Пространство и перспектива. Форма. Линия. Пропорциональность и масштабность. Ритм. Симметрия и равновесие. Доминанта. Колористика.

Приемы садового дизайна. Отражение. Фокусы садовых перспектив. Виста. Границы.

Малые архитектурные формы. Беседки. Перголы. Водоемы. Подпорные стенки. Рокарий.

Альпийские горки, фонтаны.

Практическое занятие по теме № 4. Типология объектов архитектурно-ландшафтного проектирования.

Русский приусадебный стиль.

Восточные стили: Япония. Влияние стиля «сейн» на современные направления ландшафтного дизайна.

Китай. Фэн-шуй — как проводник восточной философии в ландшафтном дизайне.

Классические стили. Организация пространства по принципу «золотого сечения», симметрия: классицизм, барокко.

Нарышкинское барокко, рококо Модерн. Сельский стиль (кантри). Разновидности современных стилей. Eco-tech (экологический стиль) — внедрение новых идей архитектурного дизайна в ландшафт.

  1. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» проводятся практические занятия в количестве 121 аудиторных часов. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей. Различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив. В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как практические занятия.

Практические занятия, на которых художественный замысел студента согласовывается с преподавателем и сдается комиссии по просмотру работ из преподавателей кафедры.

Самостоятельная работа используется для сбора и анализа теоретического материала и разработкой вариантов и доработкой в материале изделий.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости): 

При осуществлении образовательного процесса студентами и профессорско-преподавательским составом используется следующее программное обеспечение:

  • Операционная система Windows 7;
  • Интегрированный пакет прикладных программ Microsoft Office 2010 (Acess, Excel, Power Point, Word и т.д.).
  • Лицензионный программный пакет ArchiCAD 2015;
  • СПС Консультант Плюс.

При осуществлении образовательного процесса студентами и профессорско-преподавательским составом используются следующие информационно-справочные системы:

  • Электронно-библиотечная система IPRbooks;
  • Skype-конференция;
  • Вебинары;
  • Комплект электронных презентаций / слайдов;
  • DVD фильмы;
  • Электронные образовательные ресурсы.
  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельная работа направлена на формирование готовности к самообразованию, создания базы для непрерывного образования, развития созидательной и активной позиции обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает работу с учебной литературой, конспектирование и оформление записей по лекционному курсу, завершение и оформление практических работ, подготовку к практическим работам (сбор и обработка материала по предварительно поставленной проблеме).

Виды самостоятельной работы:

  1. Чтение основной и дополнительной литературы.
  2. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
  3. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
  4. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
  5. Конспектирование источников.
  6. Реферирование источников.
  7. Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации (зачет, экзамен).
  8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Рузова Е.И., Курасов С.В., Основы композиции в дизайне среды / Рузова Е.И., Курасов С.В практический курс, учебное пособие. ВШевчук:Москва ,2014-211с.
  2. Clifford D.A. History of the garden design. – London: 2011.
  3. Mosser M., Teyssot G. The Architecture of Western gardens – Cambridge, USA: 2011.
  4. Tobey G.B. A History of Landscape architecture. – Sidney: 2012.
  5. Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. Архитектура –С. 2012.392 с.
  6. И. А. Максимова, А. Е. Винокурова. Графический язык в архитектурном образовании: учебное пособие для вузов. 137 стр, 2013 г. УДК: 72.021.2, ISBN: 978-5-98227-913-2

Дополнительная литература:

  1. Базилевский А.А., Барышева В.Е. Дизайн. Технология. Форма. Учеб.пособие. ISBN 978-5-9647—0203-0 Архитектура –С. 2010. -248с.
  2. Berral J.C. The garden: an illustrated history. – N.Y.:2010.
  3. Mosser M., Teyssot G. The Architecture of Western gardens – Cambridge, USA: 2011.
  4. Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. Архитектура –С. 2012.392 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://designhistory.ru
  2. http://sreda.boom.ru
  3. http://designmuseum.org
  4. http://wikipedia.org
  5. http://www.vasarely.tvn.hu
  6. http://www.bauhaus.de
  7. http://www.sgu.ru/rus_hist
  8. http://www.timegate.ru
  9. http://www.moma.org/collection

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *