ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ. АНТИЧНЫЕ ОРДЕРА

АНТИЧНОСТЬ. ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА И ОРДЕРА     

Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было, где укрыться, если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем. Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна служила естественным оборонительным сооружением, постепенно образовался верхний город в виде крепости (акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями.

 

 

         Храм Деметры, строители неизвестны, VI в. до н.э. Олимпия

Афинский Акрополь начал застраиваться еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских войн (480—479 годы до н.э.) он был полностью разрушен, позднее под руководством скульптора и архитектора Фидия началось его восстановление и реконструкция.

    Эрехтейон, строители неизвестны, 421-407 до н.э. Афины. Карриатиды. Фрагмент храма

          Стены Акрополя круты и обрывисты. Четыре великих творения стоят и поныне на этом холме со скалистыми склонами.  Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу. Это Пропилеи — монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437—432 годах до н.э. Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами. Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н.э.). Храм — легкий, воздушный, прекрасный — выделялся своей белизной на синем фоне неба.

Парфенон — храм богини Афины — самое большое сооружение на Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не в центре площади, а несколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества. Парфенон — храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини.

Парфенон воздвигли в 447—432 годах до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат из пентелийского мрамора. Он размещался на четырехступенчатой террасе, размер его основания равен 69,5×30,9 метра. С четырех сторон Парфенон окружают стройные колоннады, между их беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, от чего храм кажется выше и еще стройнее.

 

Парфенон, зодчие Иктин, Калликрат, 447-432 до н.э. Афины

 . Своей стройностью и легкостью колонны обязаны тому, что они чуть-чуть сужаются кверху. В средней части ствола, совсем не заметно для глаз, они утолщаются и кажутся от этого упругими, прочнее выдерживающими тяжесть каменных блоков. Иктин и Калликрат, продумав каждую мельчайшую деталь, создали здание, поражающее удивительной соразмерностью, предельной простотой и чистотой всех линий. Поставленный на верхней площадке Акрополя, на высоте около 150 метров над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Храм представлял собой дорический периметр, окруженный колоннадой из 46 колонн.

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные мастера. Художественным руководителем строительства и оформления Парфенона был Фидий, один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. Организационной стороной строительства занимался Перикл — крупнейший государственный деятель Афин.

Все скульптурное оформление Парфенона было призвано прославить богиню Афину и ее город — Афины. Тема восточного фронтона — рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево.

На фронтонах Парфенона собрались боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. Завершал скульптурный декор Парфенона фриз, на котором была представлена торжественная процессия во время праздника Великих Панафиней. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражал своим разнообразием. Из более чем 500 фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом.

Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, у них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработаны не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образуемым плоской поверхностью камня. Легкая расцветка оживляла мрамор Парфенона. Красный фон подчеркивал белизну фигур, четко выделялись синевой узкие вер­тикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Позади колонн, на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада здания, была изображена праздничная процессия. Здесь почти нет богов, а люди, навек запечатленные в камне, двигались по двум длинным сторонам здания и соединялись на восточном фасаде, где происходила торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини. Каждая фигура характерна своей неповторимой красотой, а все вместе они точно отражают подлинную жизнь и обычаи древнего города.

В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов. Храмы строились по строго упорядоченному плану храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла).

 

Храм-периптер со всех сторон обнесенный колоннами — Храм Посейдона

Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н. э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.

Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский архитектор I в. до н. э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, — то и на тысячелетия.

      Поздняя классика (конец V — начало IV в. до н. э.)

Римская республика (конец У1 – 1 в.в. до н.э.

            В Помпеи можно видеть сооружения поздней классики, в частности Дом Веттиев.   Устройство богатого дома было следующим: крыша в виде настила керамических черепиц на каркасе из деревянных брусьев; могла быть плоской, двускатной, четырёхскатной); окна — небольшие, в основном, на втором этаже, с плотным деревянным переплетом, покрытые слоем слюды; стены — покрытые штукатуркой и побелкой, украшенные фресками, пол — утрамбованный слой земли, покрытый каменными плитами, украшенный мозаикой. Двери были двустворчатые, украшенные накладками из металла и других материалов.

 

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип  архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.

Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных  (антаблемен) элементов. Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Само слово происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н.э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

        Классические архитектурные элементы. Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в  соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н.э. Витрувия, автора трактата «Десять книг по архитектуре». Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.

Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор  Джакомо да Виньола.  Дорический, ионический и корифский возникли в Древней Греции,  тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции использовался редко, но стал более  распространённым в Древнем Риме.

Исследователи называют ордерами другие каноны в стилевые решении архитектуры, например гигантский ордер  (колонны через несколько этажей) или раскрепованный орден (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Главные части греческого ордера: — основание, называемое стереобат, располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли; верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны; — вертикальные опоры — колонна, служащие главным несущим элементом конструкции; — верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, в котором также разделяются три части: 1) архитрав (главная балка, которая располагается непосредственно на колонне) 2) фриз (средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом; несет по большей части декоративную роль) 3) карниз (верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля).

       Первым появился дорический ордер  в VI веке до н.э. Потом получили распространение другие — ионический, коринфский; в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была на время забыта. Только в IV веке  был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат

«Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста,   Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола  (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX  веков  в архитектуре Классицизма и Барокко.

Структура греческого ордера. Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряду кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель, которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой подушечки), абаки (квадратной плиты), волют (декоративных завитков) и др. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части:

  1. Карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  2. Фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
  3. Архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
  4. Капитель
  5.  Ствол колонны
  6.  База.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание — стереобат, несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент.

       Дорический ордер один из ордеров классической архитектуры. Возник в начале VII в. до н. э. и  имел три основные части. Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Разделяют греческий и римский дорический ордер. Римский имеет разновидности - римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами). Возник в VI веке до н. э. на землях дорийцев. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером. Характерные черты Дорические колонны каннелированы, причем, в отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними.

В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 20. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов.

Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н. э.) резко отличается от дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.
И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек — от небольших галерей жилых зданий до грандиозных портиков храмов

Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие. Вот некоторые из ни

 

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н. э. знаменитым зодчим Иктином).

Характерной особенностью коринфского ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.    Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом  во 2-й половине  V века до н.э. Капитель коринфского стиля может быть дополнена четырьмя ионическими волютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитными называют любые смешанные ордера.

Колонны коринфского ордера Олимпейона в Афинах  и капитель

 коринфского ордера (от одной из колонн Одеона Агриппы) на территории Афинской Агоры

                                               Эолийский ордер    

 

Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н. э. — в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола.

Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях база устанавливается непосредственно на стилобат. Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп (так называемый триглифно-метопный фриз). Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.

За годы своего правления царь Александр Македонский (336-323 года до нашей эре) завоевал огромную Персидскую империю и покорил себе значительную часть мира.  Великий полководец посвятил свою жизнь объедению земель в могущественную царство, что  повлияло на культуру многих народов в те времена. Соединение абсолютно разных культур под одним потолком греческой культуры положило начало культурному и историческому периоду, названным эллинизмом.

Александр Македонский был не только великим завоевателем. Его по праву можно назвать и великим строителем. Он строил города,  сам принимал участие в разработке городского проекта. Города, построенные Александром Македонским,  носили его имя. До настоящего времени только город Александрия сохранил первозданное имя название. Многие города, возведенные Александром Македонским живы и поныне. Это крупнейшие города Ближнего Востока и Средней Азии: Кандагар (Афганистан), Худжанд (Таджикистан), Джалаппур (Пакистан) и др. Не все города сохранились. От многих остались лишь руины.  Греческая культура усвоила обычаи, одежду, привычки и религию восточного мира, а южный мир обогатился знанием греков. Основными центрами эллинизму, кроме Афин, были Александрия, Египет и Пергам.

Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н. э.) резко отличается от дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.
И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек — от небольших галерей жилых зданий до грандиозных портиков храмов.

Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие. Вот некоторые из них.

 

См.также:

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *