ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ. ЭПОХА АНТИЧНОСТИ

Архитектура Древней Греции положила начало искусства и науки в архитектуре, а римский архитектор Витрувий создал единственный полностью дошедший до нас античный архитектурный трактат, обобщающий труды многих архитекторов.

В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикландская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев  привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV—III вв. до н. э.

        Минойская (критская) цивилизация

                       Львиные ворота в Микенах

 

   Фрески  Кносского дворца

Микенская цивилизация.   Самый знаменитый памятник критского зодчества – Кносский дворец, раскопанный английским археологом Артуром Эвансом в начале ХХ в.

 

 

Если на Крите не найдены фортификационные (оборонительные) сооружения, то в Микенах и Тиринфе до наших дней сохранились величественные крепости, сооружённые в XIV—XIII в. до н. э.

Современное состояние дворца в Тиринфе

Архаика. Гомеровская Греция. В эпоху архаики были воздвигнуты дворцы, которые отражают мастерство архитекторов древнейшей эпохи.

Сокровищница в Дельфах — пример «храма в антах».

        Греки сделали искусством саму архитектуру. Искусством стал и рассказ  о работе ее конструкций. Опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но  и  показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Они просят сочувствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигуры — мужской, женской или девичьей.

Около 700 года до н. э. Складывание античного дорического ордера. Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в V веке до н. э.

Архаическую архитектуру Древней Греции сменяет классический период Античности. Храмы, посвященные Богам Олимпа, становятся все совершеннее, грандиознее.  С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н.э. утвердили в Афинах и других греческих городах полную победу народа над аристократией. К началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства: Афины и Спарта. Для истории искусств Спарта осталась бесплодной.

       Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии (Великая Греция). Во времена греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства — ранняя классика (490-550 гг. до н.э.) Во второй четверти 5 в. до н.э. (475-450 гг. до н.э.) архаические традиции были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творчестве мастеров того времени. Время наивысшего расцвета — в «эпоху Перикла» — продолжалось с 450 по 410 г. до н.э. К концу 5 в. до н.э. растущее применение рабского труда стало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обеднение рядовых свободных граждан. Разделение Греции на полисы стало тормозить развитие рабовладельческого общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 — 404 гг. до н.э.) между двумя союзами городов (во главе Афины и Спарта) ускорили кризис полисов. Искусство классики к концу 5 — началу 4 в. до н.э. вступило в свой последний, третий этап развития — поздняя классика. Искусство поздней классики утратило героический и гражданский характер, но зато разрабатывались новые образы, отражающие внутренние противоречия человека, этот период стал более драматичным и лирическим.
Македонское завоевание во второй половине 4в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств.  Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом развитие дальнейшего искусства пошло другим путем.

            Ранняя классика (500-490-е гг. до н.э.)

Знаменитый архитектор Фидий не только известен как один из лучших представителей классического стиля, но и по праву считается одним из основоположников европейского искусства. Он, по мнению искусствоведов, объединил в своем творчестве все, что уже было прогрессивного в работах ионических, дорических и аттических мастеров. Имеется примерная дата рождения Фидия — 490 г. до н. э. О его учителях почти ничего не известно, но многие древнегреческие скульпторы считали себя учениками Фидия. Очевидно, что Фидий был очень наблюдательным и тонко чувствующим творцом. Показательным в этом плане является его состязание с известным в то время архитектором. Обоим были заказаны статуи, которые предполагалось воздвигнуть на высокие колонны. Статуя Фидия на земле выглядела настолько безобразной и непропорциональной, что окружающие ценители едва не побили творца камнями. Но после водружения на колонну скульптура Фидия смотрелась великолепно, а статуя другого архитектора была осмеяна. Это состязание продемонстрировало, что Фидий владел знаниями об оптике.

Афинский Акрополь

Фидий работал в Афинах, Платеях, Дельфах и Олимпии. Им созданы произведения, которые стали недосягаемым образцом для всех последующих поколений скульпторов. Статуя Зевса Олимпийского была создана Фидием вместе с учеником Колотом и братом Паненом. Это мощное скульптурное сооружение вошло в число семи чудес света древнего мира. Афина Промахос высотой 18 метров была отлита из бронзы в память побед над персами и долгое время была украшением афинского Акрополя. В самом афинском Парфеноне была установлена статуя Афины Парфенос. Под руководством Фидия был выполнен фриз Парфенона, важное скульптурное оформление. Несколько Афин Фидия появилось и в других местах Древней Греции. Все эти произведения сохранились в копиях. Многочисленные копии украшают самые разные музеи мира.

Платон писал, что прообраз красоты жил в душе Фидия, так как боги в принципе не могли ему позировать.    Талантливым людям приходилось в демократических государствах-полисах держать ухо востро. Менее успешные сограждане находили поводы, чтобы уравнять выделившегося гражданина со всей массой. Так, Фидию было предъявлено обвинение в краже золота (общей собственности), из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Это обвинение оказалось ложным. Фидий по совету Перикла, который отличался большой щепетильностью в расходовании общественных средств, сделал золотые пластины съемными. Их сняли, взвесили, и обвинение с Фидия было снято. История умалчивает о тех, кто действительно впоследствии снял эти пластины. Считается, что все золото пошло на ведение Пелопонесской войны.

Следующее обвинение было несколько иного свойства. Фидия обвинили в том, что он поместил свой и Перикла профили на щит Афины. Скульптора узнали в лысом старике с камнем над головой. Это посчитали оскорблением богини. Перикл был подвергнут остракизму. Фидий оказался в тюрьме, где умер то ли от яда, то ли от лишений и горя. Это произошло около 430 г. до н. э.

Архитектура Византии V—VII вв.    

      Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи, соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

                 Архитектура Византии IX—XIII вв. Фрагмент Софийского собора

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

               Панорама Софийского собора в Стамбуле

По своим размерам и роскошной отделке Софийский собор —  стал одной из жемчужин мировой архитектуры. Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Вид на алтарную часть храмов монастыря

 Архитектура Византии XII—XIV вв.

          Кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей). Украшен многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, явлется местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Собор Святого Марко в Венеции                Внутреннее убранство собора

Собор был построен для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привести их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого  Феодора Тирона в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

 Романский стиль

        Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший вЗападной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) с сер. Х века по ХП век  (в ряде мест — и в ХШ веке), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Термин «романский стиль» появился только около 1820 г., когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектрой  (в частности, использование полуциркульных арок, сводов).. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Самые ранние дошедшие до нашего времени сооружения из камня были построены в X в. Хотя на протяжении 300 лет архитектурные формы развивались и становились сложнее и богаче, однако они сохраняли сходство с прототипом, поэтому весь период объединен понятием — романское искусство.

Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали её для обработки крестьянам. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. Таким образом, возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы.

            Поскольку каждый феодал стремился расширить свои владения, то конфликты и войны велись практически постоянно. В результате центральная королевская власть теряла свои позиции, что приводило к раздробленности государств. Несмотря на то, что духовенство было втянуто в феодальные распри и столкновения между императором и папой римским, материальное и идеологическое значение церкви постоянно возрастало, так как и господа, и крестьяне в равной степени придерживались христианской веры. В период раннего средневековья монастыри были центрами духовной и культурной жизни, а блистательные епископские соборы одновременно представляли королевскую власть.

 

Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объёмы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня —донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленнымипорталами.

Особенности архитектуры романского собора: В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства; Увеличение хора или восточной алтарной части храма; Увеличение высоты храма. Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые.

Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны. Основной мотив интерьера —полуциркульные арки. Тяжесть романского собора «угнетает» пространство. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек —травей.  Больше всего памятников романского искусства их во Франции, которая в 11—12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодолевавших догматизм официальной церкви. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля.

Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Х1—ХП вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы.

Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями.

См.также:

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *