ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. ФЛОРЕНЦИЯ

                       Флоренция. Семья Медичи

     Во времена позднего средневековья в итальянской Флоренции рождается новая эпоха – Эпоха Возрождения.  Ее возникновение во многом связано с семьей Медичи. Пер­вое упо­ми­на­ние  о  Медичи  во  флорентийских  докумен­тах от­но­сит­ся к 1221 году. Семья раз­бо­га­те­ла торгов­лей и рос­тов­щи­чеством. Опи­ра­лись на под­держ­ку народных ни­зов Актив­ную роль в по­ли­тической жиз­ни Фло­рен­ции иг­ра­ли со второй  половины XIV века.

Ос­но­ва­те­ль ди­на­стии Медичи  Джо­ван­ни ди Бич­чи (1360-1429 годы), став фи­нан­си­стом Римского дво­ра,  ук­ре­пил эко­но­мическое мо­гу­ще­ст­во и влия­ние сво­ей се­мьи. Финансировал строи­тель­ст­во церкви Сан–Ло­рен­цо, одной из самых больших и старейших церквей Флоренции,  а также Приюта невинных или Воспитательный дом. Сейчас это достопримечательности города Флоренции. Медичи многое сделали, занимаясь  ме­це­нат­ской деятель­но­стью.

 

Семья Медичи слыла самой богатой и могущественной во всей Флоренции. Сам король вынужден был брать ссуды у Медичи, которые находились в постоянной борьбе с завистниками и конкурентами. Но они  неизменно выходили победителями, становясь все более могущественными.

Первый выдающийся представитель рода Медичи, банкир,  политик, фактический правитель Флоренции и основатель величия Медичи, прозванный даже Отцом Отечества. Сын Джованни ди Биччи Медичи и его жены Пиккарды Буэри, рожденный во Флоренции в 1389 году в день святых Косьмы и Дамиана, свое имя получил в честь первого из них – покровителя врачей. Но врачом он не стал, а пошел по стопам отца. Джованни ди Биччи Медичи был истинным творцом банка Медичи и семейного состояния. Он обладал также значительным политическим влиянием, но имея богатство и власть, он не был заносчивым и высокомерным. Привитые отцовским воспитанием умеренность и скромность прочно закрепились в качестве черт характера Козимо.

Семья, традиционно разделявшая устремления жителей Флоренции среднего достатка – так называемых popolo minuto, – имела многочисленных врагов среди городских патрициев.

 

Молодой Козимо, получив хорошее образование, приобрел знания и любовь к античному наследию. Он владел многими современными языками, изучал латынь, греческий, еврейский. На протяжении всей жизни у него отмечаются гуманитарные пристрастия, и он считался человеком «образованным значительно более того, как это пристало простому торговцу», как отметил папа Пий II. Практические знания, необходимые для проведения финансовых операций, он получал под руководством отца. Банк Медичи имел филиалы и работал в  разных городах  Европы. В этой области он обнаруживал врожденный талант, теория же и практика банковского дела стали его истинной страстью – второй после гуманитарных и художественных интересов.

Козимо не отличался  физической привлекательностью. Напротив, он был не слишком красив: среднего роста, худой, кожа оливкового цвета, орлиный нос и толстые губы. Но онотличался элегантностью и хорошими манерами. однако не был харизматичным и не впечатлял своим обликом. Говорил медленно, был плохим оратором и не публичной личностью. Личность Козимо проявлялась в непосредственном контакте, когда он умело аргументировал и умел привлечь собеседника на свою сторону. С возрастом он сделался саркастичным и бесцеремонным, а увядшая, землистого цвета кожа усиливала неприятное впечатление. Однако в отношениях с простыми гражданами он всегда был приветлив и пользовался симпатией народа. Черты лица Козимо и многих членов его семьи увековечены на фреске «Поклонение волхвов», созданной Беноцци Гоццоли в 1459 году, которая находится в часовне флорентийского дворца Медичи.

После смерти его отца, в 1429 году, Козимо был уже умелым дельцом. С 1420 года он руководит банком Медичи. Вскоре он был вынужден ввязаться в политическую борьбу. После того как Флоренция проиграла в войне с городами Луккой и Миланом, наступило время открытой вражды Медичи с соперничавшим с ними родом Альбицци, предводителем флорентийских патрициев. В 1433 году Ринальдо Альбицци подстроил тюремное заключение Козимо. Враги предполагали вынести ему смертный приговор, однако после месяца дебатов городские власти Флоренции приняли постановление об изгнании всей семьи. Чтобы укрепить свои позиции, Ринальдо Альбицци ограничил количество граждан, имевших право занимать посты в городской администрации. Правление Альбицци продолжалось недолго. Непопулярная налоговая политика, а также неудачи во внешней политике подорвали позиции партии патрициев. На стороне Медичи выступил также папа Евгений Vl, чья резиденция в то время находилась во Флоренции и чьи финансовые интересы были связаны с банком Медичи. А тем временем Козимо своим порядочным поведением и щедростью снискал себе в изгнании всеобщую поддержку. Его пригласили вернуться, и он прибыл во Флоренцию 6 октября 1434 года. По решению властей он вошел в город ночью, через боковые ворота и с малочисленной свитой, и все равно народ устроил ему торжественную встречу.

Возвращение Козимо Старшего стало началом его фактического правления во Флорентийской республике, которое и продолжалось до самой его смерти. Его противники во главе с родом Альбицци были осуждены на изгнание. Больших  изменений в традиционном устройстве государства Медичи не вводил, брал за образец методы противников, однако тщательно следил за тем, чтобы должности получали верные ему люди. Сам он довольно редко занимал должности в правительстве, а те, что занимал, обычно были связаны с финансами – в чем, разумеется, обнаруживались его личные интересы.  Козимо Старший  избегал помпы и пышности, держался в тени, одевался демонстративно скромно, а также выказывал несколько преувеличенное почтение по отношению к должностным лицам. Однако в действительности все существенные решения, имевшие отношение к городу и жизни горожан, зависели от него.

Заботами Козимо Старшего Флоренция переживала период политического, экономического и культурного расцвета. Сильный властитель стремился проводить мирную политику, опиравшуюся на сотрудничество с Миланом. Настоящим триумфом Медичи стало перенесение во Флоренцию в 1439 году Церковного собора, который до этого заседал в Ферраре, где разразилась эпидемия (Козимо склонил к этому Папу обещанием финансировать пребывание курии в городе). В городе-государстве Медичи в 1439 г. была подписана Флорентийская уния, в теории подтвердившая единство Западной и Восточной церкви (хотя установления Унии остались только на бумаге). Присутствие во Флоренции папы Евгения Vl и императора Иоанна VIII Палеолога, а также патриарха Иосифа из Константинополя вместе с их окружением и свитой повысило престиж города. Прибытие с Востока большого числа ученых стало импульсом для расцвета Флоренции как центра гуманитарных наук. Личные пристрастия побудили Козимо Старшего покровительствовать гуманистам, среди которых были философ Марсилио Фичино и грек Иоанн Аргиропулос.

 

Сам властитель любил книги и античные рукописи, которые составили его внушительную коллекцию. В своих пристрастиях он обнаруживал недюжинный художественный вкус. Он поддерживал также таких выдающихся личностей, как архитекторы Филиппо Брунеллески и Микелоццо Микелоцци, скульпторов и золотых дел мастеров Джильберти и Донателло, художников Филиппо Липпии Фра Анджелико. Многие из них были его добрыми друзьями. Значительные финансовые средства он передавал на поддержку церквей и монастырей, больниц и приютов. Однажды щедро одаренные монахини из монастыря Сан-Марко вознамерились «скромно» протестовать. Рассказывают, что Козимо им тогда ответил: «Никогда я не смогу дать Богу столько, чтобы вписать его в книгу моих должников».

В молодые годы, в 1413 году, по воле отца он женился на Контессине де Барди, дочери одного из партнеров по римскому филиалу банка Медичи. К супруге – женщине капризной и к тому же домоседке – Козимо не питал особенно горячих чувств. Однако он искренне ее любил, она же была ему верной спутницей жизни до последних дней. Родила ему сыновей Пьеро и Джованни. Кроме них, у Медичи был третий сын, Карло, рожденный невольницей, которого он воспитывал в собственном доме.

Итоги собственной жизни Козимо подвел в обращении к сыновьям, в котором он также дал им советы – жизненное руководство «Не задевайте богатых и сильных, но имейте милосердие для бедных и слабых. Не разговаривайте с людьми так, как будто вы их учите. Свою точку зрения излагайте рассудительно.

Козимо умер 1 августа 1464 года от уремии в одной из своих загородных вилл в Кареджи, близ Флоренции, окруженный домочадцами и друзьями. На смертном одре он посоветовал близким перечитывать Платона. Исповедался и принял причастие. Когда жена, обеспокоенная тем, что супруг часами лежит неподвижно, спросила его почему, то он ответил с мрачным юмором: «Выезжая в деревню, начинаешь готовиться за две недели. Неужели ты не понимаешь, что раз я должен оставить сию юдоль и отправиться в жизнь вечную, это заставляет меня о многом поразмыслить?» В свою очередь, на вопрос о том, почему он часами лежит с закрытыми глазами, он ответил примерно следующее: «Привыкаю». Согласно его предсмертному пожеланию, он был похоронен во флорентийском соборе Сан-Лоренцо, на который он жертвовал при жизни. На его надгробии выгравировано на латыни Pater Patrie – Отец Отечества.

Козимо был со­би­рателем ху­дожественных про­из­ве­де­ний и кни­г, ока­зы­вал под­держ­ку из­вест­ным гу­ма­ни­стам Н. Ник­ко­ли, Л. Бру­ни, П. Браччо­ли­ни, Л. Б. Аль­бер­ти, К. Лан­ди­но, обес­печивал за­ка­зы ху­дож­ни­ку Филип­по Лип­пи, ар­хи­тек­то­ру Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео, по­мо­гал скульп­то­рам Донателло, Л. Ги­бер­ти, Л. дел­ла Роб­биа. По­ощ­рял М. Фи­чи­но к ис­сле­до­ва­нию древ­ней­шей бо­го­слов­ско–фи­лософской мыс­ли, спо­соб­ст­во­вал созданию во­круг не­го гума­ни­стического круж­ка, по­лу­чив­ше­го ши­ро­кую из­вест­ность под названием «Пла­то­нов­ская Ака­де­мия». Его деятельность была удо­сто­ена почетного ти­ту­ла «Отец оте­че­ст­ва» от со­гра­ж­дан.

Козимо Медичи                                              Сады Боболи во Флоренции

Время правления первых Медичи – это время творчества «трех отцов флорентийского Возрождения» – Донателло, Брунеллески и Мазаччо.       На этот же период приходятся молодые годы Филиппо Липпи, Гирландайо, Перуджино, Ботичелли и Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микельанджело.

  Филиппио Брунеллеске     

                                             Панорама Флоренции

Брунеллески открывает понятие перспективы в искусстве живописи и создает символ Флоренции – гигантский купол Санта-Мария дель Фьоре.  И действительно, Флоренцию невозможно представить без  Храма СантаМария дельФьоре. Трудно поверить, в то, что этот храм долгое время существовал без купола. Для средневековых архитекторов создание купола было загадкой. Зодчие сомневались, что существует реальная возможность возведения лесов и опалубки на такой головокружительной высоте. К тому же  Синьория не спешила развязывать кошелек. Но в 1418 г. был объявлен конкурс. Брунеллески, с юности одержимый проектом купола, выиграл этот конкурс благодаря своей находчивости, решил загадку, названную «колумбовым яйцом». Внешняя высота купола – 116,5 м, на его смотровую площадку можно попасть по 463 ступенькам узкой лестницы.

Купол флорентийского Собора, в отличие от прообраза – сферического купола Пантеона в Риме – имеет форму, подобно яйцу. Купол Санта–Мария–дель–Фьоре был возведен в 1434 г. В 1466 г. был достроен фонарь, увенчанный в 1469 г. золотым шаром работы Антонио Верроккьо, учителя Леонардо.

 

См.также:

  

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *