В ДЕНЬ ПОБЕДЫ О НАШЕЙ СЕМЬЕ

Наша семья по линии моей бабушки Натальи Ивановны (Горячевой) Королевой жила в Малоярославце еще в ХIХ веке. В  начале ХХ века семья переселилась в Москву. В то время многие семьи переезжали в Москву. Из Малоярославца приехала в Москву и семья Третьяковых, которые занимались продажей тканей. Семейным бизнесом нашей семьи было выращивание домашнего скота и продажа мяса и мясных изделий на рынках. Я думаю, что наша семья с Третьяковыми была знакома. Малоярославец – город небольшой, а купцы наверняка так или иначе пересекались. В Москве наша семья выстроила двухэтажный дом и зажили вполне зажиточно.

Город Малоярославец небольшой, но славен своей историей. Город был основан в конце ХIV веке князем Владимиром Серпуховским (Храбрым), который назвал город в честь четвертого сына Ярослава. Построенная крепость на высоком берегу служила Московскому княжеству защитой на южной границе. В ХV веке город стал торговым и ремесленным поселением, а затем вошел в состав Московского княжества.

В 1551 году было составлено описание Ярославца, насчитали около 1000 жителей. Опустошительный набег крымских татар 1571 года почти уничтожил поселение. Впервые город официально назван Ярославцем Малым в духовной грамоте государя царя и великого князя Ивана Васильевича Грозного, который завещал его сыну Ивану. Вероятно, слово «Малый» появилось в названии именно после нашествия татар 1571 года, т.к. от городка тогда мало что осталось.

Еще одно испытание пришлось пережить городу во время Отечественной войны 1812 года. Город с населением всего 1500 жителей стал ареной кровопролитного сражения с армией Наполеона. В ходе 17-часового боя город 8 раз переходил из рук в руки, и был практически полностью уничтожен.

В 1812 году город по сути стал поворотным пунктом всего хода военной кампании и местом, где решалась судьба России.

В память войны 1812 года в городе в 1844 году был поставлен монумент-часовня, как и на Бородинском поле других ключевых местах войны 1812 года. Монумент был разрушен коммунистами в 1930-х годах, в 2010 году воссоздан заново.

В конце XIX века через город прошла железная дорога, и активно развилось своё купечество. К началу XX века в городе уже было 55 торговых лавок, а из промышленных предприятий — бумаготкацкая фабрика.

Во время Великой Отечественной войны Малоярославец был оккупирован и освобожден 2 января 1942 года.

Вернемся к нашей семье. Мой прадед Иван Горячев женился на статной, высокой и красивой женщине, хотя сам был небольшого роста. Когда жену спрашивали, почему она вышла за Ивана, она всегда говорила: «Мал золотник, да дорог». Жили они дружно. Моя бабушка Наталья Ивановна окончила реальное училище. Ее брат – Борис Иванович Горячев имел большую семью. Его жена Наталья (все ее звали тетя Таля) родила восемь детей. Их дочь Валентина была похожа на мою прабабушку. Так все говорили. Она тоже была красивой, рослой и статной девушкой.

Тридцатые годы оказались роковыми для нашей семьи. Прадеда, прабабушку и их дочь Клаву, 17 лет, отправили в лагеря. Бабушка умерла в Кемерово. Тетя Клава вернулась домой и вышла замуж за Олега Владимировича Бергемана, с которым познакомилась в Гулаге.

Олег Владимирович был блестящим человеком. Веселый, остроумный, играл на пианино и пел много разных песен, одну из которых я хорошо помню, потому что он пел этот романс чаще, чем другие песни:

 

Цыганский быт и нравы стары,
Как песни те, что мы поем.
Под рокот струн, под звон гитары,
Жизнь прожигая, зря живем.
Прощаюсь нынче с вами я, цыгане,
И к новой жизни ухожу от вас.
Не вспоминайте меня, цыгане!
Прощай, мой табор, пою в последний раз!

Цыганский табор покидаю,
Довольно мне в разгуле жить!
Что в новой жизни ждет меня, не знаю,
А в прошлой не о чем тужить.
Сегодня весел с вами я, цыгане,
А завтра нет меня – совсем уйду от вас…
Не вспоминайте меня, цыгане!
Прощай, мой табор, пою в последний раз!

 

Олег Владимирович был сыном учительницы и из семьи немцев, которые поселились в России еще во времена Петр Великого. Жили они в небольшой комнатке и с еще меньшей кухонькой в Останкино в старом доме.

Мой прадед вернулся из ссылки слабый, больной и очень постаревший. Моя тетка Нина была его младшей дочерью и дразнила его «Куляк».

В 1941 году, когда началась война с фашистами, мой дед Георгий Николаевич Королев, ушел на фронт. В конце 1942 года он прибыл домой на один день. Был сильный мороз, им выдали валенки без калош. А после мороза началась оттепель. Так и воевали в сырых валенках. Дед пропал без вести под Москвой в 1942 году у Солнечногорска.

Моя бабушка Наталья Ивановна Королева во время войны отпускала хлеб по  карточкам. Она была единственной, кто окончил в наших Новинках реальное училище, и все ее знали, как очень добросовестного человека.

Когда ушла из жизни моя тетя Нина, проводить ее в последний путь пришло очень много народа. Я очень удивилась, потому что тетя Нина не отличалась общительностью. Я спросила у бабушки, почему так много людей. А она мне сказала, что во время войны она многих спасла от голодной смерти. Но двое ее малолетних сыновей умерли от голода в начале войны.

Бабушка рассказывала про соседского кота, который во время войны у многих воровал еду и приносил своим хозяевам, спасая их от голодной смерти.

Мой отец Кузьмичев Федор Павлович родился в большой семье. У него было пять братьев и три сестры. На фронт ушли четыре старших брата и старшая сестра: Иван, Сергей, Петр, Михаил и мой отец. В начале войны ему было 17 лет, но он переделал год своего рождения 1924 год на 1921 и ушел на фронт. Его направили на Восточный фронт. Воевал он в Маньчжурии, став связистом. Связистом он бы отличным, и после войны его решили послать за рубеж на работу. Но его младший брат дядя Леша, который не был на фронте, за хулиганство был посажен на 15 суток, и наша семья осталась в Москве.

Моя мама Татьяна Георгиевна родилась в 1925 году. Во время войны она пошла работать на Автозавод им. Сталина (ЗИС) и работала на станке. Завод работал на оборону. Днем работали, а ночью на крышах цехов гасили сброшенные фашистами зажигалки. Однажды зимой спешила на работу, шла через реку и провалилась в прорубь. Еле вылезла, но на работу явилась вся мокрая и продрогшая.

Братья отца – Иван, Сергей и Михаил вернулись с войны. Петр погиб и сестра тоже.

Мой отец очень любил фронтовые песни. От него я их и узнала и хорошо помню слова. Это: «Эй, дороги, пыль да туман», «Темная ночь», «Играй, играй, тальяночка», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Случайный вальс» и др. Он собирал книги о войне. У нас собралась целая этажерка книг. К нам приходили, как в библиотеку, чтобы взять книгу почитать.

Дядя Миша, брат отца, вернулся с войны с осколком в голове. Осколок был маленький, и с ним он прожил большую жизнь. Служил он в артиллерии, а после войны работал в МАДИ (Автодорожный институт). Мой отец стал зав. гаражом в колхозе имени Сталина, который затем стал называться именем Н.С.Хрущева, а затем «Огородный гигант». Отца избрали парторгом колхоза, хотя он был тогда совсем молодым человеком, только что вернувшимся с фронта.

Позднее отец стал главным инженером Объединения «СЕЛЬХОЗТЕХНИКА», а мама работала военпредом на Заводе карданных валов (филиале ЗИЛ). Когда мне исполнилось 15 лет, я тоже пришла работать на ЗИЛ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *