Неподражаемый юмор Фаины Раневской

Неподражаемый юмор

Фаины Раневской

 

Я уже давно ничего не читаю. Я перечитываю и всё

 Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он

входит и говорит: «Как ты мне, старая дура, надоела!»

                                    Фаина Раневская 

 

Эта удивительная женщина, которой не перестают восхищаться до сих пор и будут восхищаться многие поколения людей, ценящих искусство и женское остроумие. Про нее говорят «Самобытный характер, гениальное мастерство, недюжинное чувство юмора»… Фаина Раневская. Великая актриса и скандальная особа, язвительная дама с искрометным юмором и философ с цигаркой в зубах… Ее боялись и боготворили, с ней искали встреч и ее избегали. Слишком страшно было оказаться на месте человека, нашпиленного на иглу ее афористических резолюций. Но мало кто знал, что в незаурядной личности таится страшно одинокая и ранимая душа…

Какой она была в жизни, как складывалась ее творческая судьба и что происходило на самом деле, может рассказать только она сама со страниц той книги, которую она так и не написала…

Ее любила вся страна и даже вожди, сменявшие друг друга. Она  лауреат трех Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Народная артистка СССР (1961).  Современными журналистами часто именуется «одной из величайших русских актрис ХХ века» и «королевой второго плана».

Она – младшая дочь в состоятельной семье. Отец Гирша Хаимович Фельдман,  «владелец заводов, газет, пароходов», купец 1-й гильдии, почетный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, влиятельный фабрикант.

Фото Ф.Г.Раневской в молодости

Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход. Фаина Георгиевна получила хорошее образование. Она  играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала. С детства полюбила театр и ушла из дома. Играла в театрах Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове, Сталинграде, Архангельске, Баку,  Смоленске, Подмосковье и Москве. Свои впечатления Фаина Георгиевна выразила словами:  «Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия».

В 1915 году в кабинет директора одного из подмосковных театров вошла худющая, востроносая девица и, промямлив: «Рекомендация», протянула письмо.

«Дорогой Ванюша, – писал приятель директора, антрепренер Соколовский. – Посылаю тебе эту дамочку, чтобы отвязаться от нее. Ты уж сам как–нибудь деликатно, намеком, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у неё нет. Отговори ее как-нибудь от актерской карьеры – так будет лучше и для нее и для театра. Это совершенная бездарь. Фамилия ее Раневская».

Таких «Соколовских», отказывающих ей в таланте, будущая легенда советского театра и кино Фаина Георгиевна Раневская встречала немало. Были они и среди коллег. Она вспоминала: «Режиссеры меня не любили за активность». Случались это и среди зрителей.

Как–то Фаина Георгиевна заглянула в банк (мать тайком от отца посылала ей денежные переводы). «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

—  Денег жаль, зато как красиво они улетают!

— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!

Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини»…

В кино она играла не так часто, как в театре. Не соглашалась играть в плохих фильмах, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Как-то с присущим ей юмором она сказала Михоэлсу, с котором их связывала дружба: «Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живет Бог!». На что режиссер ответил: «Если во мне живет Бог, то Он в меня сослан».

Ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности».

В 1976 году еще вполне бодрый Брежнев, вручая всенародной артистке орден Ленина по случаю круглой годовщины, не удержался и пошутил:

— А вот идёт наша «Не нервируй меня, Муля»!

— Леонид Ильич! Подпустив в голос сварливые нотки Фрекен Бок, возмутилась Раневская, — так меня называют мальчишки или хулиганы!

Генеральный Секретарь смущённо потупился:

— Но я же вас так люблю…

— У каждого из нас есть своя Муля, — утешала ее Ахматова.
— А какая Муля у вас? — спросила Фаина Георгиевна.
— Сжала руки под темной вуалью, — усмехнулась Анна Андреевна.

Когда я начинаю писать мемуары,  дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.

— Знаете, — вспоминала через полвека Раневская, — когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

В начале 50-х годов Фаина Георгиевна въехала в отдельную квартирку на Котельнической набережной. Прямо под окном у нее был вход в кинотеатр и булочную.

— Я живу над хлебом и зрелищами, — улыбалась заслуженная артистка РСФСР.

В ее жизни почти не было главных ролей.  Единственную главную роль в кино Фаина Георгиевна сыграла в фильме «Мечта», премьера которой совпала с началом войны, когда уже было не до кино. Эту ленту посмотрел Франклин Делано Рузвельт, заключивший:

— Один из лучших фильмов, снятых на земном шаре. Фаина Раневская — блестящая трагическая актриса.

В ее жизни не случилось романов.

— Все, кто меня любили, не нравились мне. А кого любила я — не любили меня, — признавалась Раневская. — Моя внешность лишила меня личной жизни!

 

Но судя по ее фото в молодости, Фаина Георгиевна была еще и красавица. Судьба Фаины Раневской сложилась не слишком удачно: личная жизнь не ладилась, значительных ролей не давали… Оставалось шутить, и делала она это столь замечательно, что осталась в наших сердцах как неунывающая, слегка циничная, и бесконечно удивительная, добрая и мудрая женщина. Ранимую, интеллигентную, с глазами преисполненными мудрой печали, Фаину Раневскую часто ассоциировали с крикливыми и предприимчивыми тетками, которых она представляла на сцене и в кино. Немногие знали, что она блестяще образованная, влюбленная в профессию, беспомощная в быту, волею судьбы не познавшая ни материнства, ни супружеской любви. Пользуясь доверчивостью, добротой и одиночеством актрисы, окружающие частенько обманывали и обижали Раневскую. Она прятала обиды за остротами. Иного способа защититься от «этой гадости» Фаина Раневская не знала.

За 50 лет она сыграла в театре всего 17 ролей. Их дуэт с Пляттом в пьесе «Дальше-тишина», был неподражаем. 24 октября 1982 года Фаина Георгиевна в последний раз вышла на поклоны. Прощание было тихим, без банкетов и славословий. В одном из последних интервью Фаина Раневская сказала, что сожалеет только об одном: «У меня фактически ничего не сыграно. Все, что я хотела бы сказать, осталось при мне».

– Почему же вы не напишете книгу о своей жизни? – спросили актрису.  – Книги должны писать писатели и мыслители, – ответила Раневская. – А потом… Моя книга называлась бы «Книга жалоб», а я не люблю жаловаться.

Раневская, чтобы не пасть духом и не позволить болезням взять над собой верх, много шутила.  В 86 лет, «устав симулировать здоровье», Раневская ушла из театра.  С ней уходила эпоха великих театральных стариков. Но воспоминания о них не угаснут. А юмор Ф.Г.Раневской не забывается. Вот некоторые  из сохранившихся ее высказываний:

О себе и коллегах по театру:

Как-то дотошный журналист допытывался подробностей жизни Фаины Георгиевны. И она ему ответила:

— Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, — заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
— Так что же, — не отстает журналист, — значит у вас, совсем нет никаких недостатков?
— В общем, нет, — скромно, но с достоинством ответила Раневская.
И после небольшой паузы добавила:
— Правда, у меня большая ж…  и я иногда немножко привираю!

                        *   *   *
Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы буду просто сидеть в кресле качалке.
— А потом?
— А потом начну раскачиваться…

*    *    *

Вчера Любовь Орлова прекрасно выглядела, на ней был костюм цвета кофе с молоком и двумя ложками сахара…

*    *    *

 Раневская стояла в своей грим–уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор–распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила:

— Вас не шокирует, что я курю?

*    *    *

Сидя перед зеркалом, Раневская и Марецкая отметили, что в последнее время обе значительно постарели и это не лучшим образом сказалось на их внешности. Раневская:

– Раньше смотрела в зеркало в гримерке и видела молодую девушку, которую нужно загримировать в старуху. А сейчас вижу старуху, которую и гримировать не нужно.

*    *    *

Верка Марецкая очень скромная. Она никогда не перебивает тех, кто ее хвалит…

*    *    *

На одной из репетиций Юрий Александрович Завадский крикнул молоденькой актрисе, которая еле слышно произносила реплики на сцене.

– Голос, где голос?! Вас никто из сидящих дальше первого ряда не услышит!

Раневская пожала плечами:

– При таких ножках кто ее будет слушать?

*    *    *

Завадский возмущенно:– Фаина Георгиевна, я не понимаю эту вашу женскую логику.

– Куда вам, вы же мужчина…

Завадский в сердцах:

– Невозможно заставить двух женщин согласиться друг с другом!

Раневская:

– Ну почему же? Предложите им обсудить третью…

*    *    *

Птицы ругаются, как актрисы из–за ролей. Я видела как воробушек явно говорил колкости другому, крохотному и немощному, и в результате ткнул его клювом в голову. Все, как у людей.

*    *    *

– Как придете, стучите ногами.
–Почему ногами, Фаина Георгиевна?
– Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!

*    *    *

Когда в Москву привезли «Сикстинскую мадонну», все ходили на неё смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила:
–   Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!

*    *    *
Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего.

*    *    *

У меня есть два Бога: Пушкин, Толстой. А главный?! О нем боюсь думать.

*    *    *

Раневская не упускала случая ошарашить собеседника совершенно неожиданной реакцией.
— Посмотрите, Фаина Георгиевна! В вашем пиве плавает муха! — во весь голос закричала соседка по столу.
— Всего одна, милочка. Ну сколько она может выпить?! — спокойно ответила Раневская.

                                  О недугах и болезнях:

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье…  Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

*    *    *

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

*    *    *

Раневская изобрела новое средство от бессонницы и делится с Риной Зеленой:
— Надо считать до трех. Максимум — до полчетвертого.

*    *    *

Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

*    *    *

Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

*    *    *

– Ночью болит все, а больше всего совесть.
     

Об успехе, творчестве  и   судьбе  

Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

*     *     *

Все сбудется, стоит только расхотеть…

Если Вам понравилась статья, Вы сможете прочитать ее целиком, а также узнать об оптимистичном юморе многих великих женщин, таких как Екатерина П, Сара Бернар, Коко Шанель, Ольга Аросева и др. из   книги Оптимистичный юмор женщин, Вы сможете ее приобрести:

Книгу  можно заказать по эл.почте: imdt@mail.ru

перечислив на бизнес-карту 5479 3800 2212 0874      за 300 (триста) рублей.

Книгу Вы получите в электронном виде в 112 страниц с многочисленными иллюстрациями по Вашей эл.почте,

выслав квитанцию об оплате на нашу почту imdt@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *