Каролингское Возрождение. Оказывая энергичное содействие распространению христианства, покровительствуя духовенству будучи в наилучших отношениях с папой, Карл положил начало Каролингскому Возрождению. По утверждениям придворных биографов, император приказал составить грамматику народного языка, в которой установил франкские названия месяцев и ветров, а также велел собирать народные песни. Он окружал себя учёными, и, пользуясь их советами и содействием, стремился дать образование духовенству и народу. В особенности он заботился об устройстве школ при церквах и монастырях; при своем дворе он устроил род академии для образования своих детей, а также придворных и их сыновей.
В 794 году на месте термального курорта кельтов и римлян в Ахене, Карл начал строительство огромного дворцового комплекса, законченного в 798 году. Превратившись сначала в зимнюю резиденцию Карла, Ахен постепенно стал постоянной резиденцией, а с 807 года — постоянной столицей империи. Слава Карла распространилась далеко за пределами его владений. Посольства из чужих земель с Ближнего и Дальнего Востока часто появлялись при его дворе.
Великий император, окруженный романтическим ореолом, не теряет своего величия и под пронзительным, безжалостным взглядом истории. В истории он остался человеком, заложившим в Средние века основы развития Европы.
Карл Великий был не только военачальником, но блестящим администратором, с поразительной эффективностью правившим колоссальным и сложно устроенным королевством. Он провел многочисленные экономические и аграрные реформы, покровительствовал образованию, активно участвовал в решении сложных церковных вопросов.
Итогом значительного территориального роста явилась идея возрождения Западной Римской империи, и к концу VIII века придворные и сановники Карла все чаще призывали к такому восстановлению. На Рождество 800 года Карл Великий достиг вершины своей власти, когда народ Рима провозгласил его императором римлян, а папа Лев III увенчал золотой короной. Коронация в базилике Св. Петра была одним из плодов тесного альянса между церковью и государством, который Карл усердно насаждал. Будучи глубоко набожным (он посещал церковь по четыре раза в день) и неплохо осведомленным в теологии, Карл заботился как о материальных, так и о духовных потребностях своих подданных и потому рассматривал себя в качестве богоданного защитника церкви, а также ее повелителя и законодателя.
Карл возглавил борьбу церкви против иконоборцев и настоял на том, чтобы папа включил положение об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына в символ веры. Карл щедро раздавал церквам и монастырям денежные и земельные пожалования, проводил реформы в области обрядов и литургии и издавал бесчисленные указы, имевшие целью заставить священников, монахов и мирян соблюдать церковные правила в быту. Карл проявлял заботу об образовании служителей церкви и старался искоренить многие злоупотребления в церковных делах. Карл приобщал завоеванные народы к церкви, в походах его войско сопровождали миссионеры, и он принял уверения в покорности саксонцев, славян и аваров лишь тогда, когда те приняли христианство.
Культурные достижения Карла Великого огромны. Он целенаправленно поощрял светскую культуру, приглашая в свою столицу Ахен филологов, архитекторов, музыкантов и астрономов со всех земель империи, а также из Ирландии и Англии. Под руководством великого англо–саксонского ученого Алкуина, который был у Карла фактически «министром образования империи и при участии других известных деятелей, которые входили в неформальную «Дворцовую академию». Активно возрождалась система образования, получившая наименование каролингского Ренессанса.
При Карле возрождалось изучение классической латыни, поощрялась анналистика, а из–под пера талантливых придворных излился целый поток подражательной поэзии. Сам Карл брал у Алкуина уроки грамматики и начал составлять грамматику немецкого языка. Он работал также над исправлением текстов Евангелий и уже в преклонные годы пытался выучиться трудному искусству каллиграфии. Заказанный им сборник традиционных коротких немецких героических поэм, к сожалению, не сохранился. Повсюду при монастырях и церквах открывались новые школы, было предусмотрено, чтобы образование получали и дети бедняков. Под руководством Алкуина в монастырях возрождались или учреждались (помещения для переписки и хранения рукописей), где для переписки использовался великолепный шрифт, именуемый «каролингским» , причем копирование производилось столь быстрыми темпами, что львиная доля всего наследия античности дошла до нас усилиями именно той эпохи. Импульс, данный учености Карлом Великим, продолжал действовать на протяжении целого столетия после его смерти.
Восстановление и строительство дорог, заселение заброшенных земель и освоение новых, возведение дворцов и церквей, введение рациональных методов агрикультуры, воздвиг мост через Рейн в Майнце. – таков далеко не полный перечень заслуг Карла Великого. Карл ввел порядок и единообразие в господствовавший повсеместно хаос мер и весов, провел реформу финансовой системы. Часто перемещая своих сановников, Карл пытался пресечь злоупотребления властью и централизовать власть в государстве. Держава была разделена на округа, которые периодически посещали королевские посланцы.
Деяния и идеи Карла Великого нашли свое отражение буквально во всех сторонах жизни Средневековья – образовании, политике, духовной и общественной жизни. Перемены, которые он внес в жизнь государства, позволяют с полным правом говорить об эпохе Карла Великого, поскольку он не только навел порядок в варварской Европе, но и возродил идеал поздней Римской империи – христианское общество. Он всячески поощрял сохранение древнего классического наследия, развитие образования и реформу церкви, создание монастырских и церковных школ, а заодно ввел в обращение монеты – фунты, шиллинги и пенсы, которые до 1968 года имели хождение в Великобритании. Развитые Карлом Великим взаимоотношения между господином и крепостными, связанные клятвой верности, легли в основу более поздних феодальных отношений общества. Наконец, подвиги и сама личность Карла Великого не только произвели огромное впечатление на его современников, но и стали объектом поклонения в более поздние века. Имя Карла Великого будоражит ум и будит воображение людей и сейчас, более одиннадцати веков спустя.
Заботы о преемственности. В феврале 806 года Карл Великий завещал разделить империю между своими тремя сыновьями. Людовику должны были отойти Аквитания и Бургундия, Пипину — Италия и Германия к югу от Дуная, а Карлу Молодому — Нейстрия, Австразия и Германия к северу от Дуная. Однако в 810 году умер Пипин, а в 811 году — Карл Молодой.
Последние годы жизни Карла Великого были омрачены рядом трагедий и неудач. Не удалось добиться признания со стороны византийского императора, возобновились нападения норманнов на северные окраины империи, и уход из жизни жены и сестры Карла, его сыновей Пипина и Карла. В результате права на трон перешли к самому слабохарактерному сыну Людовику Аквитанскому, известному впоследствии как Людовик Благочестивый.
В самом конце 813 года сраженный сильной лихорадкой, Карл слёг в постель. В начале января 814 года к лихорадке присоединился плеврит.Умер Карл Великий в Ахене 28 января 814. В 1165 году, по настоянию Фридриха Барбароссы, антипапа Пасхалий III причислил его к лику святых. Однако Римско–католическая церковь официально так и не признала этого акта. Несмотря на это, Карл Великий почитается в Ахене как святой покровитель города.
Монах одного из монастырей Италии так выразил чувство страха и потери, «которое испытали франки, романцы и весь христианский мир, узнав о смерти столь великого воина и правителя»: «О горе мне! Мы скорбим и пребываем в вечном трауре… Франкия, которая прошла в своей истории через самые страшные катастрофы, никогда не погружалась в такую скорбь, как тогда, когда провожала в последний путь августейшего и самого великого из королей Карла».
Личность Карла Великого. Что же это был за человек? Безусловно, не безгрешный и не святой, такой же страстный, полный жизни и даже жестокий, как и большинство его современников. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Карл I Великий был высок и могуч. Его рост составлял 192 см. Со слов его секретаря и друга Эйнхарда, знавшего Карла как никто другой, известно, что Карл был «хорошо сложенным мужчиной с большими пронзительными глазами. Как у многих великих людей, у него был большой нос. По франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король страдал от хромоты.
Карл был прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». Карл был красноречив и с большой легкостью выражал свои мысли. Карл владел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по–гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил труды учёных, выказывая им большое уважение. Карл изучал грамматику, риторику, диалектику и в особенности астрономию, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».
Его главным капиталом и залогом успеха – была неукротимая энергия и упорство, с которым он доводил до конца любое свое начинание. В конце жизни волосы его поседели, но остались такими же густыми, как в молодости. Его манеры были поистине царственными и одновременно располагающими к себе. Карл сохранял физическую силу и бодрость до самого конца своей долгой жизни. Он уделял много времени физическим упражнениям, обожал охоту, любил плавать и купаться в горячих источниках, бивших возле его дворца в Аахене. Несмотря на то что он был варваром и воином, он имел острый ум и талант к наукам. Посещал лекции по грамматике, которые читал Петр Пизанский, знаменитый ученый и педагог, привезенный к его двору из Ломбардии. Остальные науки ему преподавал Алкуин Нортумбрийский.
Карл всегда был одет в соответствии со случаем и обстоятельствами. В праздничные и торжественные дни его голову венчала золотая, украшенная драгоценностями корона, он щеголял в позолоченных башмаках и в роскошном костюме, поверх которого был наброшен расшитый золотом плащ. Однако в будни его костюм мало чем отличался от одежды простых людей. Он предпочитал накидки из шкур животных. В то время представители высшего сословия франков любили богатую, яркую одежду. А наряды дочерей Карла, которые были известны своей красотой, вообще поражали воображение своей роскошью.
Большую часть жизни король проводил отнюдь не во дворцах. Он был настоящим воином, и, чтобы по заслугам оценить его свершения стоит взглянуть на карту Европы, какой увидел ее Карл, когда стал королем франков.
История свидетельствует, что Карл Великий в узком кругу называл себя «новым Давидом» и его идеалом была тесная связь государства и Церкви, своего рода «Божие государство». Стремясь претворить в жизнь идею христианского государства, Карл возглавил в империи франков обновление образования и искусства, которое ориентировалось на античные стандарты. Его окружали духовные советники – видные ученые Испании, Италии, Германии и Англии. Христианский Запад жил с иудеями в мире, и при дворе Карла Великого было много иудеев, которые привлекали императора своей ученостью.
Образ жизни империи Карла Великого. От внимания Карла не ускользал ни один аспект управления государством, поэтому его капитулярии (декреты) касались самых разнообразных вопросов – от управления монастырями и выдачи грабителей из их убежищ до обеспечения безопасности путешественников, спасения крестьян, умирающих от голода, и обучения девочек–сирот почтенными матронами под руководством духовенства. Карл выработал положения, касающиеся этих и сотен других вопросов – светских, духовных, политических, общественных и правовых.
Капитулярии были наиболее подробными и обязательными для исполнения. В отчете, которые сдавались каждое Рождество, следовало указать все королевское имущество, вплоть до последнего гвоздя, яйца или дощечки. Королевские владения были многочисленны. Все производимое или выращиваемое на этих землях было самого лучшего качества, будь то лошади, скот, фрукты, овощи, цветы или декоративные птицы вроде фазанов, поскольку Карл своим указом повелел: «Угодья, которые мы выделили для нашего собственного пользования, должны целиком удовлетворять только наши нужды, а не кого–либо другого… Следует тщательнейшим образом следить, чтобы все, производимое руками: бекон, копченое мясо, колбаса, солонина, вино, уксус, горчица, сыр, масло, солод, пиво, медовуха, мед, воск, мука – изготавливалось чистыми руками и в чистом помещении… Во всех наших поместьях в жилых помещениях должны быть стеганые покрывала, подушки, постельное белье, скатерти и накидки для скамеек».
Каждый управляющий поместьем должен был иметь в нем кузнеца, золотых и серебряных дел мастера, башмачников, гончаров, плотников, оружейников, рыбаков, маслоделов, мыловаров, пивоваров и других специалистов по производству различных напитков, хлебопеков, мастеров по плетению сетей для ловли рыбы и охоты на дичь и других работников.
Карл предписывал, чтобы жилища работниц должны быть оснащены прочными ставнями, болтами и засовами. В домах должны были быть очаги и погреба, чтобы женщины могли качественно готовить еду. Управляющий должен был обеспечивать все необходимое сырье: «лен, шерсть, вайду, киноварь, марену, скребницы, ворсовальные шишки, мыло, жир и всю необходимую утварь.
Многие крестьяне жили в небольших деревянных домиках, которые, как правило, арендовали. Они должны были вспахать определенное количество земель аббата. Помимо этого управляющий мог в страду вызвать на дополнительные работы. Они рубили лес, пилили дрова, чинили амбары, заборы и должны были платить за предоставленные привилегии: поставляли аббату телегу дров за собранный в лесу хворост, бочку вина – за право пасти овец в том же лесу. Каждый арендатор должен был выплачивать налог на содержание войска. Размер налога составлял один или два серебряных – или их эквивалент: бык или две овцы. И это – помимо обязательной военной службы. Кроме того, арендаторы должны были поставлять монастырю определенное количество зерна, вина, масла, кур или яиц. Удивительно, откуда у них бралось время и силы, чтобы обрабатывать собственный клочок земли и ухаживать за своими виноградниками.
Женщины работали наравне с мужчинами. Они растили детей, кормили птицу, собирали яйца, пасли свиней, ткали, шили, красили ткань для плащей и туник, которые носили мужчины, а также для платьев для себя и дочерей. Тем не менее, у крестьян были свои праздники и выходные. Они появились благодаря церкви, и Карл издал закон, по которому воскресенье назначалось днем отдыха.
Были весьма популярны пивные, особенно когда туда заходили странствующие менестрели, которые развлекали публику песнями и балладами о подвигах франкских героев. Карл Великий с большим удовольствием слушал эти баллады и имел тексты многих легенд варваров и даже древних сказаний, чтобы иметь возможность на досуге освежить их в памяти.
Крестьяне, жившие в относительной близости от Парижа, с нетерпением ждали приближения главного месяца в году. Это было время ежегодной большой ярмарки Сен–Дени, которая проходила у внешних ворот города в течение всего октября, «чтобы все купцы из Италии, Испании, Прованса и других стран могли посетить ее».
Крестьяне с восторгом взирали на прилавки с венецианскими товарами, на горы фазаньих перьев, на богатые шелка и тонко выделанную кожу. Дети с жадностью глядели на игрушечных обезьянок и горы сладостей, сделанных в виде поросят и котят. Однако больше всего крестьян забавлял фокусник, который глотал огонь или шпагу, веселые шутки клоунов и жонглеров и неуклюжие «танцы» голодного и неопрятного медведя. В конце дня направлялись домой, чтобы на следующий день вернуться к утомительному труду.
В праздники, крестьяне могли навлечь на себя осуждение церкви. Они любили петь и танцевать, и их веселье и развлечения часто граничили с бесстыдством и святотатством. Их песни были грубыми и иногда богохульными – как наследие языческих времен. И плясали они иногда не только в церковном дворе, но и в самой церкви, даже во время службы. В одной епархии священник запретил танцы в церкви по церковным праздникам. Но в другом приходе «некоторые молодые люди имели привычку въезжать в церковь на деревянных лошадках и плясать в масках и «маскарадных» костюмах. «Один молодой человек отказался прекратить эту забаву. Когда он ворвался на своем деревянном коне в церковь, где вся паства была погружена в молитву, на самом пороге церкви его охватило и поглотило пламя».
Священники жаловались, что везде из народных песен торчали «дьявольские рога». Но танцы не были самым страшным из прегрешений, в некоторых местах население по–прежнему практиковало жертвоприношения.
В одном из знаменитых писем король писал: «Жизненно необходимо, чтобы монастыри и епископства не только совершенствовали монастырскую жизнь, но и проявляли рвение в изучении культуры письма…Тем не менее последнее время, когда мы получали письма из монастырей с сообщениями о том, что их обитатели от нашего имени возносили молитвы Господу, мы заметили, что в большинстве писем правильные мысли были выражены весьма неуклюжим слогом; мысли, рожденные благочестием и верой, излагались необразованным, невежественным языком: то, что вера диктовала уму, язык, пренебрегавший учебой, был не в состоянии выразить без ошибок…Поэтому мы призываем вас не пренебрегать изучением письма. Для этой работы должны быть отобраны такие люди, у которых есть желание и способность учить, а также стремление быть примером другим. И пусть они это делают с тем же рвением, с каким мы пишем этот указ».
В 780–х годах Карл пригласил к своему двору многочисленных ученых, в которых сочеталась ученость и желание учить других. При Карле в крупных монастырях работало столько писцов, что их скриптории могли выпускать книги в количестве, достаточном не только для собственных библиотек, но и для других монастырей. Собрания книг включали в себя большое количество рукописей как христианского, так и языческого содержания.
Среди книг были не только произведения Отцов Церкви и поэмы христианских писателей, но также работы языческих авторов: поэтические сочинения Вергилия, Стация и Лукана, отрывки из прозы Цицерона, Плиния Старшего, Аристотеля и Помпея Мавра, африканца, который в XI веке написал комментарии к грамматике Доната. Многие книги и теперь находятся в Национальной библиотеке Парижа. В кафедральной библиотеке Лиона также сохранилось несколько древних манускриптов.
К книгам относились очень бережно. Один писарь умолял читателя «переворачивать страницы со всей осторожностью, мыть руки перед тем, как взять книгу, и не класть ее к себе на колени». Именно усилиям монахов и ученых так называемых «темных веков» мы обязаны тем, что до нас дошли эти бесценные шедевры. Карл направил всю свою страсть, деньги и таланты на строительство церквей и дворцов. Согласно знаменитому сообщению Бертинских анналов, в Ингельгеймский императорский дворец ко двору Людовика Благочестивого в 839 г. прибыли послы кагана народа «рос». Это первое упоминание Руси в письменных источниках.
Одновременно с расцветом архитектуры шло развитие книжной миниатюры. Новые художники (зачастую прибывшие из Византии) привнесли в это искусство абсолютно новые идеи. Одна из книг Завета, выполненная ими, до сих пор находится в Ахене. Страница, на которой четыре евангелиста составляют свои писания в окружении гор и застывших деревьев на фоне закатного неба, является удивительным произведением искусства.
Однако надежда на дальнейшее развитие искусства и культуры, а также укрепление христианской империи была недолгой: ее прервала не только смерть Карла, но и новые набеги сарацин с юга, скандинавов с севера и венгров с востока. В течение следующих полутора веков европейская христианская цивилизация должна была бороться за свое существование.
Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало более богатым и цивилизованным. На основе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика.
Империя, созданная Карлом Великим, распалась на мелкие государства уже в течение следующего столетия. При немощных государях, которыми оказались его сын и внуки, центробежные силы феодализма разорвали ее на части. Однако осуществленный им союз государства и церкви предопределил характер европейского общества на столетия вперед. Образовательные и церковные реформы Карла сохраняли значение долгое время после его смерти. Любовь к книгам, столь усиленно пропагандируемая Карлом, не исчезла с его смертью. В любом монастыре сохранились условия для переписывания рукописных манускриптов.
Сказания и легенды вылились в цикл романов о Карле Великом. Могущественные правители, восходившие на европейские троны, рассматривали исторического Карла Великого как высший образец суверенитета. Священная Римская империя немецкой нации, которая возводила свое происхождение к коронации Карла Великого в Риме, просуществовала тысячу лет, пока не была уничтожена другим великим завоевателем – Наполеоном, который, именовал себя преемником Карла Великого.
Христианские святыни Ахена. Современный Ахен – один из самых известных в Европе паломнических центров. В средние века это важнейший город империи Каролингов, а в Римско–Германской империи – место коронации германских королей. В I веке Ахен — небольшое римское поселение с термами возле горячих сероводородных и соляных источников. В 60–х гг. VIII в. король франков– отец Карла Великого – основал здесь королевскую резиденцию с купальней и капеллой. Расцвета своего Ахен достиг при Карле Великом, став его единственной резиденцией. Завершение строительства капеллы совпало с коронацией в 800 году в Риме Карла Великого, который прибыл в Ахен на празднование 800–летия Рождества Христова. У европейского Запада появился новый император – император Рима.
Красивейшим храмом Ахена стала базилика Девы Марии. Еще не отделанное внутри здание ахенской капеллы в 798 году было освящено папой Львом III. Строение символизировало обновление античности в христианском духе. Образцами для капеллы служили церкви св. Сергия и Вакха в Константинополе и церковь св. Виталия в Равенне. Современники считали храм одним из чудес света. В храме находится каменный императорский трон, который был обнаружен германским императором Оттоном III. Первоначально базилика была соединена с королевским дворцом галереей, на которой возвышалась конная статуя Теодориха, привезенная из Равенны. На одном из рисунков древнего манускрипта, принадлежавшего руке самого Карла, можно видеть самого Карла в королевской мантии и короне, держащего миниатюрную модель базилики и башни Девы Марии с бронзовым орлом, распростершим свои крылья над прилегающим дворцом.
В сокровищнице Ахенского Кафедрального собора хранятся cвятыни, доставленные из Иерусалима и Константинополя во времена правления Карла Великого. Это самое крупное собрание христианских святынь. Святыни выставляются для поклонения паломникам. С XIV в. из–за большого наплыва паломников реликвии демонстрировали со специально построенной галереи, соединявшей башню и здание капеллы. Собравшиеся на площади между капеллой и ратушей паломники ловили отражение святынь маленькими металлическими зеркальцами, которые затем увозили с собой. Символами паломничества в Ахене также являлись керамические фляги для воды из источников Ахена и медальоны с изображением ахенских святынь.
Среди реликвий одеяние Приснодевы Марии (в виде женской туники), которое было на Божьей Матери в ночь Рождества в Вифлеемев прекрасной сохранности; окровавленная повязка Иисуса Христа, бывшая на Нем во время крестных страданий; плат, в который была завернута глава св. Иоанна Крестителя и пеленки Богомладенца Иисуса Христа.
В связи с пеленками Младенца Иисуса уже несколько сот лет в Ахене существует передаваемая из уст в уста легенда. Легенда повествует о том, что св. Иосиф в вифлеемской пещере якобы снял свои исподние длинные штаны и сделал из них пеленки (свивальник). Две другие великие святыни: повязка с чресл Иисуса Христа и плат, на котором лежала глава Иоанна Крестителя, также демонстрируются паломникам в сложенном виде и под стеклом.
Через стекла реликвариев, изготовленных в 1360 – 1380 годах в Праге, можно обозревать в свернутом виде уникальные реликвии: кожаный пояс Иисуса Христа, тканый пояс Богородицы и кусок веревки, которой был привязан Спаситель к столбу бичевания.
Богослужебные праздники воспринимались верующими как «представления в присутствии Бога». Средневековые хроники свидетельствуют, что очарование от богослужений и праздников в Ахене затмевало мысли паломников «об утомительном земном пребывании».
С IХ столетия хранятся в церкви св. Корнилия погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте и плат (сударь), который был на главе Иисуса Христа при погребении. Среди реликвий убрус (полотенце), которым препоясался и умыл ноги ученикам Иисус Христос. В средней части полотенца заметно темное пятно. В 1468 году в нем можно было различить подобие стопы, поэтому возникла легенда о «следе Иуды» на этой реликвии.
Кроме этого есть и «три малые ахенские святыни»: кожаный пояс Иисуса Христа; тканый пояс Богородицы; кусок веревки, которой Христос был привязан к столбу бичевания. Святыни выставляются для поклонения паломникам один раз в семь лет.
Корона Карла Великого византийского образца
Карл Великий
Среди реликвий светильник в виде короны — дар Фридриха I, символизирующий, Небесный Иерусалим. В его центре — большая камея с профилем римского императора Августа в лавровом венце, которому на обратной стороне креста соответствует гравированное изображение распятого Христа, принимающего такой же лавровый венец из рук Бога Отца. Христос как Господин на земле и как Победитель смерти, а император правит на земле как викарий Христа. В храме хранятся «наперсный крест Карла Великого» (по легенде, из могилы Карла Великого, вскрытой Оттоном III), «охотничий рог Карла Великого» из слоновой кости («Олифант» из «Песни о Роланде»; изготовлен на Сицилии ок. 1000), реликварии для десницы Карла Великого из позолоченного серебра (дар французского короля Людовика XI).
Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 г. включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния. В1871 году Ахен вошел в состав Германии. Cюда, по рассказам немецких историков, приезжал на воды российский царь Петр I, Екатерина II, Александр I, графиня Дашкова и др. Здесь в разные годы пребывали Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский.
Саркофаг Карла Великого
Культурное развитие Европы – плод беспощадных и кровопролитных войн. Но была бы Европа той, которой стала, без огромного вклада в ее развития Карла Великого, который огнем и мечом насаждал культуру и просвещение во все сферы жизни своих подданных?
Еще в VIII веке император Карл Великий (Karl der Große) мечтал о создании новой Римской империи. Храм в Ахене стал своего рода каменным манифестом его политики, объединив элементы церковного зодчества Восточной Римской и Западной Римской империй, стилистические формы византийской и античной культур. С тех пор прошло много времени, а храм стоит!
см.также: