БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ТРИУМФ РУССКОГО БАЛЕТА

Российский балет зародился еще в XVI веке  и  формировался и совершенствовался в России почти 300 лет. Балет  — возвышенный вид искусства и национальное достояние русской культуры. Именно в России появились самые почитаемые в мире балетные труппы и театры, именитые танцоры, покорившие сердца сотен тысяч зрителей.

С  XVШ века в Россию приезжали мастера танца и Европы. Первым танцмейстером  был француз Жан-Батист Ланде. В 1738 году под его руководством в Санкт-Петербурге была основана вторая в мире школа балета. Сейчас это Академия русского балета им. А. Вагановой.

В 1742 году из учеников русской школы балета под руководством Жан-Батиста Ланде была создана первая русская балетная труппа, а в 1743 году ее участникам начали выплачивать гонорары. Изменилась общая концепция балета —от мифологических и драматических сюжетов она перешла к более романтическим, что повлияло и на манеру танца. Позже, чтобы подчеркнуть контраст между танцем и реальностью, в балете стали использоваться пуанты.

В период царствования Екатерины II балет был настолько популярен, что даже русские аристократы учились его танцевать. Прежде чем занять трон, Павел I так же танцевал балет на императорских придворных мероприятиях. То же самое происходило и в Европе, пока сложность балетных па не выросла в разы, сформировавшись в отдельный вид искусства.

Став императором, Павел I запретил танцорам-мужчинам выступать на сцене, а танцовщицам приходилось разучивать мужские роли.

Постановкой первых спектаклей  занимались приглашенные из-за рубежа  балетмейстеры: Шарль Дидло, Жюль Перро, Артур Сен-Леон. В Мариинском театре Мариус Петипа  проработал более тридцати лет.

Мастерство и талант французов и итальянцев,  приезжавших с выступлениями к царскому двору, вдохновило знать на развитие балета в России. Театральные представления вызывали интерес у изысканных творческих натур. А.С.Пушкин любил балет и восторгался балериной Авдотьей Истоминой — одной из первых балерин, вставшей на пуанты.

Русская школа балета, усвоив уроки зарубежных мастеров, начала развиваться, создав самобытный национальный балет России.  Природная пластичность и талант русских танцоров, умноженные на усердие и ежедневный многочасовой труд, дали свои плоды.

В конце 1830-х гг. Адольф-Шарль Адан работал в Санкт-Петербурге  —над постановкой своего балета «Дева Дуная» (1838) и над написанным специально для российской премьеры балетом «Морской разбойник» (1840). Вернувшись в Париж он создал знаменитый балет «Жизель» (1841) на либретто Теофиля Готье, утвердив романтическое направление во французском балетном искусстве. В основе либретто древняя славянская легенда о виллисах — погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы. Лучшие балерины России танцевали партию Жизели. Лучшей считается Галина Уланова, которая была не только непревзойденной балериной, но и яркой драматической актрисой.

Одним из последних балетов А.Адана наибольшее значение имеет балет «Корсар» (1856).

Жюль-Жозеф Перро — танцовщик, хореограф и балетмейстер Императорского балета в Санкт-Петербурге.  С он создал самые известные балеты XIX века на музыку Цезаря Пуни: «Па-де-Камр», «Эсмеральда», «Ундина» и совместно с Жаном Коралли на музыку А.Адана  «Жизель».

Французский художник Эдгар Дега создал замечательную серию картин о балете на сцене и за кулисами. А его картине Жюль Перро проводит репетицию в фойе Дворца Гарнье (1875).

Выдающейся особенностью русского балета стали  тонко отточенные навыки, развитие русской балетной системы, которая вобрала в себя наработки народных танцев, а  музыка П.И.Чайковского, оказывающая мощное воздействие на зрителя, создали настоящий переворот в российском балете.

Мариус Петипа и П.И.Чайковский создали известные на весь мир спектакли «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

На сцене Государственного академического Большого театра России в 1877 году состоялась премьера «Лебединого озера» — спустя несколько десятилетий спектакль стал визитной карточкой этого театра во всем мире.

С 1851 года Цезарь Пуни  стал композитором балетной музыки при петербургских императорских театрах. Он сотрудничал с Артуром Сен-Лионом и Мариусом Петипа. В петербургском театре были поставлены его балеты «Война женщин» (1852), «Армида» (1855), «Парижский рынок» 1859),  Дочь фараона«» (1862, балетмейстер Мариус Петипа), «Севильская жемчужина» (1862, балетмейстер Артур Сен-Леон) и др.

В 1864 году в сотрудничестве с Сен-Леоном Цезарь Пуни создал первый балет на русскую национальную тему — «Конек-Горбунок» по сказке П.Ершова (как потом выяснилось А.С.Пушкина), где использовал популярные русские мелодии.

В 1853 году Людвиг Минкус приезжает в Санкт-Петербур и становится капельмейстером оркестра крепостного театра князя Юсупова (1853—1855), а затем дирижером в Московском Императорском Большом театре и профессором по классу скрипки в Московской консерватории.  Для хореографа Мариуса Петипа Л.Минкус создал музыку  к балету «Дон-Кихот», имевший большой успех. В соавторстве с Петипа Людвиг Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка» (1877).

К началу ХХ века театр финансировался императорским двором. Денег на развитие балета не жалели. Русский балет расцветал.  В 1908 году Сергей Дягилев, получив государственную субсидию, привез в Париж «Русские сезоны», зрелищное представление вызвало не только фурор во всей Европе, но и зародило моду на все русское.

XX век считается «золотым» для русского балета, который стал общепринятой мировой классикой и задал новые стандарты балетных спектаклей. Анна Павлова — замечательная русская балерина — стала символом русского балета.

В начале XX века западное балетное искусство практически пришло в упадок. Такой яркий балет «Жизель» сохранился только благодаря русской сцене. Именно версия Мариуса Петипа, которую успешно исполнили в 1910 году во время «Русских сезонов за границей», смогла возобновить интерес к балету на его родине.    Не всегда упоминается, что музыка превращения Жизели принадлежит Л.Минкусу, а композитор Пуни стал автором женской вариации во вставном Па-де-де. Для того, чтобы попасть в популярную труппу, необходимо было сменить имя на русское — англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс были известны как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

Еще один спектакль — балет «Ромео и Джульетта», в основе которого лежит бессмертная история любви, признан одним из лучших в мире. Балет   создан на основе музыкальных произведений композитора Сергея Прокофьева. Хотя за неделю до премьеры в Петербурге оркестр  отказывался исполнять музыку «во избежание конфуза», а танцовщики считали ее «антибалетной».

Но балет «Ромео и Джульетта» имел большой успех. Был снят великолепный фильм-балет, который посмотрели миллионы зрителей, оценив мастерство композитора, балетмейстера и работы замечательных танцоров. Балет стал классикой, который до сих пор с успехом идет не только на  сценах российских театров, но и за рубежом.

Русские звезды балета оставили значимый след в истории мирового балета. Сильная балетная школа, поддержка развития на государственном уровне, сотрудничество с зарубежными мировыми звездами балета позволили российским артистам создать свой собственный стиль и получить масштабную всемирную известность. Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина,  Галина Уланова,  Майя Плисецкая, Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Марис Лиепа,  Николай Цискаридзе  известны даже среди тех, кто не интересуется балетом.

Целую эпоху в Большом театре создала Майя Плисецкая, несравненная балерина, которую почитают не только в России и за рубежом. Ее отличает яркий индивидуальный стиль танца, талант не только танцовщицы, но и балетмейстера. Ее отличает и долгожительство в балете. Она танцевала и представляла русский балет за рубежом несколько десятилетий, создав неповторимые образы в балетных спектаклях: «Лебединое озеро», «Жизель», «Раймонда», «Конек-Горбунок», «Дон-Кихот», «Спящая красивица», «Кармен-сьита», «Спартак», «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка» и др.  Блистательным исполнением стал «Умирающий лебедь»  Майи Плисецкой.

Много лет в Большом театре работает Михаил Лавровский — артист балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актёр, сценарист, режиссер. Народный артист CCCР (1976). Лауреат Ленинской (1970) и Государственной премии СССР (1977). Зрители могли видеть артиста в постановках «Ромео и Джульетта», «Секрет успеха», «Мцыри», «Большой балет», «Три карты», «Жизель»  и др. Его партнершей была одаренная балерина Наталия Бессмертнова. Как педагог и балетмейстер работал за рубежом: в Театре оперы и балета в Нови-Сад (Югославия, 1997), Академии танца в Риме (Италия, 2000), в труппе «Токио-балет» (Япония, 1996), хореографической школе Анны Барт в Берлине (Германия, 1990), в США, в Хьюстоне.

Искусства балета по системе А.Вагановой востребовано повсеместно. Громкие русские имена в русской балетной школы продолжают звучать за рубежом — Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Наталья Макарова. Рудольф Нуреев несколько лет был творческим руководителем «Гранд-оперы», Михаил Барышников — «Американского театра балета». Балетная труппа петербургского театра остается самой почитаемой в мире. Замечательные педагоги, балетмейстеры и студенты, которые становятся премьерами российских театров являются продолжателями традиций, заложенными Агриппиной Вагановой. В настоящее время ректором академии является талантливый танцор Николай Цискаридзе.

В рождественские дни в Европе и Америке балет «Щелкунчик» ставит рекорды — он идет едва ли не во всех театрах. Балет показывают и по телевидению.

Постановка «Щелкунчик» на музыку П.И.Чайковского стала первым оригинальным спектаклем хореографа. Если ранние работы Григоровича представляли балет, как сказку для детей, это произведение он наполнил философским смыслом. Юрий Григорович восполнил  репертуар Большого театра своими постановками «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок», «Легенда о любви».

Постановка «Спартак» на музыку А. Хачатуряна имела успех в разных городах мира. На родине же работа была удостоена высокой государственной награды – Ленинской премии.

В 1970-е балетмейстер поставил спектакли «Ангара» по произведению Андрея Эшпая, «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича. Под руководством Юрия Григоровича на сцене Большого театра проходили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот», «Баядерка», «Жизель» и «Корсар». Тщетная предосторожность. Солистами его балетов стали прославленные танцоры, любимые зрителями: Владимир Васильев и Екатерина Васильева, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова и др. Будучи главным балетмейстером, он открыл миру имена многих блестящих танцовщиков своего времени.

Период с 1964 по 1995 называют в Большом театре «золотым веком», ведь именно в это время на главной сцене творил невероятно талантливый хореограф Юрий Григорович.

Сегодня в Большом театре можно увидеть современных молодых премьеров и мощную балетную труппу.

Прима-балерины, которые сегодня блистают на легендарной сцене Большого театра России: Мария Александрова, Светлана Захарова, Евгения Образцова, Екатерина Шипулина, Екатерина Крысанова, Нина Капцова,  Элеонора Севенард, Артемий Беляков, Денис Редькин, Егор Геращенко  и др.  Их много и они лучшие.

Возникло мнение, что русских балет хорош, потому что в России долго  длилось крепостное право. Можно подумать, что мы лучшие, потому что мы худшие. Но балетные спектакли русского балета лучшие, потому что они ЛУЧШИЕ в мире.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *