ЕВГЕНИЙ ЛЕОНОВ: ОТ ФАРСА ДО ТРАГЕДИИ

ЕВГЕНИЙ ЛЕОНОВ:

ОТ ФАРСА ДО ТРАГЕДИИ

 

Бывает достаточно всего одного доброго

 слова, чтобы почувствовать  себя окрылённым.

И очень важно, чтобы это слово было сказано

при жизни человека. 

 

Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не 

боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей

наготе  своего откровения?  Этот человек и есть

 твоя защита.

Е.Леонов «Письма сыну»

 

 

 

Евгений Леонов (1926−1994).  Огромное обаяние, мягкость и открытость сделали Евгения Леонова любимым комиком Союза. Известность пришла после выхода кинокартины «Дело Румянцева», а как комика его узнала вся страна во время премьеры комедии «Полосатый рейс». Легко узнаваемый прищур, взгляд с хитрецой, обаятельная улыбка стали главными козырями Леонова в кино.

Фото Евгения Леонова

 

Искусство перевоплощения он показал в «Джентльменах удачи», а в «Афоне» великолепно исполнил роль штукатура Коли. Все дети Советского Союза знают, что любимый сказочный персонаж мультфильма Винни-Пух разговаривает голосом легендарного советского актёра. Читайте также: ТОП-20 самых популярных бразильских актрис во всем мире.

«Леонов – один из самых крупных в нашей стране артистов,– пишет Э.Рязанов. Ему были присущи лукавство, искренность, народность, простота, юмор, серьезность. Актерское мастерство его колоссально. Огромный опыт и широкий диапазон артиста – от трагедии до фарса – позволили ему создать в нашей ленте труднейший трагикомический образ. И я благодарен актеру в первую очередь за то, что он избежал в этой роли котурнов, декламации, всяческих эффектов, гордых романтических поз»...

Было в Леонове что-то такое – магнетизм, биотоки, флюиды, не знаю, как это назвать, — что безотказно вызывало у людей положительные эмоции. <…> Врач завел нас в палату. Рамин, когда увидел Леонова, расцвел.

Даже порозовел. И соседи Рамина по палате тоже расцвели. Смотрят на Женю и улыбаются. Посидели в палате минут пять, стали прощаться. Тут врач попросил: — Товарищ  Леонов, пожалуйста, давайте зайдем в реанимацию. На минутку. Там очень тяжелые больные, пусть они на вас посмотрят. Внешность актера уже располагала к тому, что он будет играть в основном в комедиях и трагикомедиях. Самая знаменитая роль Евгения Леонова — это уголовник Доцент/заведующий детским садом Трошкин в «Джентльменах удачи». Мастерство перевоплощения помогло Трошкину вывести на чистую воду бандитов, а самому Леонову — сыграть сразу двух непохожих героев. Трагикомичный Сарафанов в комедии «Старший сын» у зрителей стал самым любимым героем фильма.

Евгений Павлович рассказывал: «У меня в семье не было никого, связанного с искусством. Никого. В маме что-то было, когда она рассказывала, мама обаятельная была, седая такая русская женщина, не очень грамотная, но очень какая-то такая добрая по сердцу. Необыкновенная женщина. В нашем доме квартиры не отдельные, а коммунальные, но в наших маленьких комнатах было жующее стадо какое-то. Кто-то где-то спал на полу, всё время люди чай пили. Это родственники, которые к маме тоже тянулись. Она нас с братом не учила жить, не заставляла быть хорошими. Она даже не заставляла нас картошку чистить или полы протирать. Ей это было легче сделать самой. И, видно, подспудно мы это с братом понимали, потому что довольно часто мы это делали сами».

Детство актёра было самым обыкновенным. Семья ютилась в двух небольших комнатах в коммуналке на Васильевской улице. В 1941 году, когда началась война, Евгению пришлось покинуть седьмой класс школы. Все Леоновы тогда – отец, мать и два сына – стали работать на авиазаводе, чтобы хоть как-то помочь Родине одолеть врага.

Павел Васильевич так и проработал всю войну инженером, его жена Алла Ильинична устроилась табельщицей, старший сын Николай – копировальщиком, а маленького Женю взяли учеником токаря.

Далее был авиационный техникум им. Серго Орджоникидзе. Но здесь Леонов проучился всего три года. На третьем курсе он неожиданно для всех поступил в Московскую театральную студию на драматическое отделение. Руководил студией в то время прославленный балетмейстер Большого театра Ростислав Захаров.

Когда, дрожа от волнения, Евгений Леонов читал стихи Блока перед приемной комиссией Московской театральной студии, члены комиссии плакали от смеха. Молодой человек готов был провалиться сквозь землю. Уже в дверях он услышал: «Добро пожаловать в студию. Вы зачислены«». Приемная комиссия не разглядела в нем драматического героя, зато увидела комика.

Студенческая жизнь с романтическими свиданиями и вечеринками прошла мимо Леонова. Мужские компании он старался избегать. Все дружеские посиделки заканчивались тем, что Евгений уходил, хлопнув дверью. По словам друзей, он не переносил никакой агрессии, услышав хоть малейшую злость в голосе, он покидал мероприятие.

В 1947 году Евгений окончил заведение и уже со следующего года стал актёром Московского драматического театра им. К. С. Станиславского. Здесь проработал практически 20 лет. В 1968 г. Леонов перешёл Московский академический театр им. Вл. Маяковского. Режиссеры сначала его не замечали. Молодой актер играл безымянных поваров, шоферов, слуг. Он сгорал от стыда и обиды: «Мне скоро 30, зачем я себя обманываю, какой из меня актер!» Евгений Леонтьев вспоминал:  «У меня стало появляться сомнение: правильно ли я сделал, что пошел в искусство… И были мысли бросить это дело совсем».

Он уже был готов поставить не себе крест, но тут в театре сменился главный режиссер. На эту должность был назначен Михаил Яншин.

Перемены произошли в 1954 году, когда режиссер Б.Яншин внезапно назначил Леонова на роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. Эту роль до этого играл сам Яншин, и поэтому критики тут же в один голос заявили: «Леонов – второй Яншин». Однако они ошиблись. Актер, унаследовав эту роль, не повторял ее, а как хороший ученик, развивал. Лариосик в его исполнении был существом душевным, чистым, непосредственным в проявлении чувств.

Яншин никогда прилюдно не хвалил Евгения Леонова. Наоборот, почти всегда режиссер ругал его. Леонов рассказывал: «Яншин ко мне относился беспощадно, иронично, дикция у меня была неважная — скороговорка, и вообще, требования на уровне МХАТа времен Станиславского… Он меня никогда не хвалил, а за Лариосика всегда ругал… Однажды на «Днях Турбиных» публика хлопала, кричала, а Яншин приходит и говорит: «Вы что из Лариосика оперетту сделали». А как-то шли по фойе театра после спектакля, Яншин говорит: «Это ужасно, ужасно», а впереди идет Павел Александрович Марков — знаменитый завлит Станиславского.

И Яншин спрашивает у него: «Ну что, Паша, Леонов? Как он?» А Марков отвечает: «Миша, он уже лучше тебя играет». И вижу, Яншин, довольный, улыбается, а мне свое: «И не подумай, что правда»...

Он ведь даже перед смертью, выступая по радио, ругал меня. Хотя мне передавали соседи по дому (они были знакомы с Яншиным), что он сказал: «Леонов мой лучший ученик». Конечно, хочется верить, что он меня любил. Михаил Михайлович считал меня своим учеником, а я его — своим учителем».

 

Кадры из фильмов    «Улица полна неожиданностей»

В программу «Будильник», которую вел Леонов, писали дети со всего Советского Союза. Дети доверяли ему свои секреты, рассказывали о своих хобби и жаловались, что родители запрещают заводить собаку.

Они мечтали, чтобы их отцы были похожи на Леонова.

В 1959 режиссер Владимир Фетин заметил Евгения Леонова в театре и пригласил на роль горе-укротителя Шулейкина. Эта роль в фильме «Полосатый рейс» принесла Леонову настоящую славу. «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу», – вспоминал Евгений Павлович. Когда фильм вышел на экраны, Леонов мгновенно стал мегазвездой, но комплексов у него не убавилось.

После «Полосатого рейса» предложения сниматься посыпались, как из рога изобилия. Сценариев было так много, что он даже не успевал их читать. Он отбирал только те роли, которые давали ему возможность быть таким, каким он стеснялся быть в повседневной жизни: беззащитным и трогательным Травкиным в фильме «Тридцать три», страстно любящим отцом в «Донской повести», добродушным фотографом Володей Орешниковым в фильме «Зигзаг удачи».

В 1963 году в Театре Станиславского сменился главный режиссер. На место Яншина, который подарил Евгению Леонову первую звездную роль, пришел Борис Львов-Анохин. Отношения с ним у Леонова не сложились. За спиной актера начались интриги. Поползли слухи, что он критикует главного режиссера. Леонов решил перейти в Театр Маяковского, но продолжал играть свои спектакли в Театре Станиславского.

Теперь он там не числился в штате и проходил по ведомости как «гастролер». Вскоре до Леонова дошли слухи, что артисты, с которыми он работал многие годы, пришли к руководству театра с просьбой не приглашать его. Когда Евгений Павлович узнал об этих разговорах, у него случился первый микроинфаркт.

70-е годы – пик актерской карьеры Евгения Леонова, что ни фильм – то рекордсмен по сборам: «Белорусский вокзал», «Большая перемена», «Не горюй», «Зигзаг удачи», «Легенда о Тиле», «Дуэнья», «Афоня». А когда голосом актера заговорил медвежонок Винни-Пух, Леонов стал буквально всенародным любимцем. После выхода фильма «Джентльмены удачи» к огромной армии его поклонником присоединились заключенные из советских тюрем.

Кадр из фильма  «Белорусский вокзал»

На фильмах, в которых играл этот замечательный актёр, выросло несколько поколений наших соотечественников. Это человек, наделённый ярким комедийным талантом и большим обаянием. Леонов не был красавцем, и даже его маленький рост, мешковатая фигура и нескрываемая проплешина не помешали завоевать ему сердца миллионов зрителей.

Зрители его обожали. Его образ вызывал не просто симпатию, а умиление. Фигура, как у плюшевого медвежонка, добродушное лицо, неповторимая интонация. Но то, что умиляло других, самому Леонову приносило немало мучений. За улыбкой артист всегда скрывал одиночество, комплексы, сомнения и страхи.

Его боготворили, а он был недоволен собой и своими ролями. Он хотел, чтобы близкие его жалели и любили. При этом ему всегда казалось, что он недостоин любви. «Вся моя жизнь – это череда обид», — говорил он.

Однажды коротая вечер, Леонов читал журнал «Советская литература». Вдруг у него защемило сердце: «Эта пьеса написана про меня!» Он не мог поверить своим глазам: как будто кто-то заглянул в его дневники, как будто кто-то впервые понял его. Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» начиналась со злой шутки двух молодых людей.

Для Леонова Сарафанов – больше, чем желанная роль. Это его послание любимому сыну Андрюше. «Мой сын учится в театральном институте, — говорил Евгений Леонов в одном из интервью. – Я очень рад, что он захотел стать актером. Каким – этого никто не знает. В нашей профессии этого сказать никогда нельзя. Если я что-то не успел ему сказать, мне бы хотелось, чтобы об этом ему сказал Сарафанов, потому что лучше Сарафанова никто не скажет».

В 1975 году Евгений Леонов со скандалом уволился из Театра им. Маяковского. Это было настоящее ЧП. Режиссер Андрей Гончаров увидел своего актера Леонова в агитационном сюжете «Покупайте рыбу нототению».

Режиссер собрал труппу: «Костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича Леонова, скинемся что ли, пустим шапку по кругу, чтобы артист не перебивался нототенией». Евгений Леонов готов был заплакать от обидных слов главного режиссера театра: «Как он мог подумать, что я сделал это ради денег!» Он порвал с Театром Маяковского и ушел к Марку Захарову, и  судьба прочно связала Е.Леонова с Театром ЛЕНКОМ. Здесь он проработал до конца своих дней.

Кадр из фильма  «Обыкновенное чудо»

Захаров стал приглашать Леонова почти в каждый фильм. Но актера не покидала тревога, что звезды Ленкома намного моложе: Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Александр Збруев. Леонов чувствовал себя чужим среди этой театральной молодежи. Евгений Леонов стал чаще жаловаться на здоровье. Врачи постоянно говорили: надо лечь в больницу на обследование. Но какая больница, когда любимый режиссер Данелия пригласил в новом фильме «Кин-дза-дза!».

Евгений Леонов сыграл во многих  спектаклях в театре ЛЕНКОМ.     Сыграл роль Вожака в «Оптимистической трагедии» (1983), Подсудимый в «Диктатуре совести» (1986), Тевье в «Поминальной молитве» (1989). За роль в спектакле «Поминальная молитва» (пьеса  Г.Горина, постановка  М.Захарова, Леонов получил Государственную премию России (в 1992 году).

Актер многоснимался в кино, озвучивал персонажей в мультфильмах. Среди известных его работ  участие в кинофильмах: «Полосатый рейс» (1961), «Крепостная актриса» (1963), «Донская повесть» (1964), «Тридцать три» (1965), «Зигзаг удачи» (1968), «Не горюй!»   (1969), «Белорусский вокзал (1970), «Гори, гори, моя звезда» (1970), «Джентльмены удачи» (1971), «Большая перемена» (1972), «Ехали в трамвае Ильф и Петров»  (1972), «Гонщики» (1972), «Старший сын» (1975), «Афоня» (1975), «Шаг навстречу» (1975), «Мимино» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дуэнья» (1978), «Осенний марафон (1979), За спичками (1979), О бедном гусаре замолвите слово» (1981),   «Кин-дза-дза!» (1986), «Убить дракона» (1988) и др.

Все кто смотрят мультфильмы часто слышал знакомый голос Евгения Леонова. Он озвучивал мультфильмы «Винни Пух и все-все-все» (1969), «Не любо — не слушай» (1977), «Волшебное кольцо» (1979), «Тигренок на подсолнухе» (1981),   «Архангельские новеллы» (1986), «Поморская быль» (1987), «Как ослик грустью заболел» (1987), «Смех и горе у Бела моря» (1988) и др.

Евгений Леонов оставил огромное наследие ролей, ярких и насыщенных образов, сыгранных в спектаклях, кинофильмах и мультфильмах.

В одном из последних интервью Е.Леонов сказал: «Говорят: сейчас другое время. Другой Бог. Другая нравственность. Другая Правда. Но в том-то и дело, что Другого Бога не бывает. И другой нравственности не бывает. И другой Правды. Всё затоптать нельзя. Особенно в искусстве. Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не даёт опуститься ниже определенного человеческого уровня... Он не позволит ударить ногой собаку, обидеть старика, плохо относиться к родителям».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *