МИХАИЛ ЖАРОВ, КОТОРОГО ЗНАЮТ ВСЕ

МИХАИЛ ЖАРОВ,

КОТОРОГО ЗНАЮТ ВСЕ

 

                 Люди труда, энтузиасты первых пятилеток

все яснее видели, что освоение мира идет через труд

и искусство. Увлечение поэзией, живописью, книгами,

театром стало всеобщим. Все возбуждало огромный

интерес нового зрителя, и он стал великолепно понимать,

что Камерный театр иной, чем Художественный.

 Он разбирался, чем Таиров отличается от Мейерхольда

 и чем от них обоих — Охлопков.

Михаил Жаров

 

 

 

Михаил Иванович Жаров ( 1899 — 1981) —актёр и режиссёр театра и кино. Герой Социалистического Труда (1974), Народный артист СССР (1949), Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947).

Его отец был подкидышем, которого нашли у Николаевского приюта с прикреплённой запиской: «Назовите мальчика Иваном». Фамилию получил от своей наставницы; повзрослев, освоил профессию печатника. Мать, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. В девять лет осталась круглой сиротой.

С 1915 г. Михаил Жаров работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина.  В 1915 году Жаров впервые снялся в кино. В театр пришел человек из съемочной группы и пригласил сняться в массовке киноварианта оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» с Шаляпиным в роли Ивана Грозного. М.Жаров боготворил Ф.И.Шаляпина. Играя в массовках он уже участвовал в спектаклях, где играл знаменитый певец. Теперь же представилась возможность поработать рядом с ним на съемочной площадке. Пение баса и  мимика актера настолько поразили Жарова, что он начал повторять мимику Федора Ивановича.

— «Ты что, Шаляпину рожи корчишь?!»  - почти крикнул Жарову в ухо помощник режиссера.

— «Что вы, я пою... », — пролепетал растерявшийся Михаил. Обидно было до слез.

Шаляпин, узнав о случившемся, рассмеялся и одарил юного артиста таким автографом: «Мише Жарову, который, я верю, не строил мне рожи!» Шутливую надпись от великого баса Михаил воспринял как театральное благословение.

В фильме Михаил Жаров изображал опричника на коне с приклеенной бородой. В кадре промелькнул он лишь мгновение, но его кинематографический дебют состоялся.

В 1916 году Жаров сделал попытку поступить в только что открывшийся театр-кабаре «Летучая мышь», но его не приняли. Тогда Михаил принял решение учиться. И здесь его ждала неудача. Сначала ему отказали в училище Малого театра. «У тебя каша во рту», — пояснил решение комиссии один студент, присутствовавший на экзамене. Затем последовал отказ в студии МХАТ. Пришлось вернуться к Зимину в оперный театр.

 

В основном же в те годы Михаил играл небольшие роли, но и в небольших ролях он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни.

С восторгом, Михаил встретил революцию 1917 года, записался в народную дружину, получил мандат и с гордостью сообщил матери по телефону: «Мама, я народная милиция №10!» Но утром бабушка не пустила его «делать революцию»: «Сиди дома, без тебя обойдутся!

16-летний актёр массовки Оперного театра Зимина Миша Жаров мечтал об овациях, о подмостках, о трагических ролях. К сожалению, пока что ему доставались трагические роли совсем не в том плане, в котором он хотел. Например, в одном из спектаклей Жаров буквально на секунду появлялся на сцене — и его тут же били палкой по голове. Однажды он даже потерял сознание от удара.

В 1918 г. Михаил Жаров дебютировал на сцене, сыграв Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы». С 1921 г. работал в Театре ГИТИСа в Москве, где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли. Участвовал в театральном движении «Синяя блуза».

Проработав к середине 20-х в нескольких театральных коллективах, Михаил Жаров определяется в театр Мейерхольда, где в полной мере раскрывается его комедийный талант. В 1926 году Жаров покинул Мейерхольда. Он работал в театрах Баку, Казани, а затем приехал в Москву. Актер прошел школу нового, революционного театра. Про актёра говорили, что он был уморительно смешон, азартен, напорист. Когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой Всеволода Мейерхольда и начал играть роли глубоко психологические роли, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях, обогащающие черты характера персонажей.

Триумфальным дебютом в звуковом кино стала роль Жигана в фильме Николая Экка «Путевка в жизнь» (1931), после этой роли Михаила стали узнавать на улицах, а бандиты даже приняли его за своего. В роли Жигана артист умело использовал возможности звукового кино: играл на гитаре и пел, дал своему герою особый говор, демонстрировал своеобразное обаяние и все тот же шик.

Персонаж Жарова вышел настолько убедительным и живым, что даже воровской мир признал его «своим». Однажды с актером произошел занятный случай. Как-то в магазине у него украли кошелек. На выходе Жаров услышал, как один вор говорил другому: «Ты что, своих не узнал?». Кошелек был возвращен!

М.Жаров сыграл роль Алексея в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского. В книге воспоминаний М.Жаров писал: Молодежь восторженно принимала спектакль, остро и бурно реагируя на происходящее на сцене. «Комсомольская правда» 5 января 1934 года писала: «Этим спектаклем берут первые подступы великого искусства советской оптимистической трагедии». Не хочу вспоминать все чудесные слова, сказанные критикой в адрес исполнителя роли Алексея. Но, отбросив ложную скромность, одно высказывание, которое вдохновило меня для дальнейшей работы, придало нужную веру и силы, а главное, позволило критически осмыслить достигнутое и использовать для будущих «бросков», я все же процитирую по пожелтевшей вырезке из газеты.

Критик и литературовед  Ю. Юзовский писал: «...Стиль спектакля в игре Жарова, раскрывшего логику перерождения Алексея, очень редкий случай «перерождения» на сцене, которому веришь. Лихую молодецкую удаль матроса Алексея Жаров не снял, «став сознательным», но дает ей черты другой, революционной романтичности...».

Вот тут-то я и оценил по-настоящему наш разговор с Таировым о «перевоплощении».

Затем последовали фильмы Л.З.Трауберга и Г.М.Козинцева «Юность Максима» (1934) и «Выборгская сторона» (1938), где Жаров блестяще исполнил эпизодическую роль Дымбы. Песни «Менял я женщин, как перчатки» и «Цыпленок жареный» в исполнении Михаила Ивановича прославили актера на весь Советский Союз.

Как-то Михаил Жаров отдыхал в элитном санатории, шёл по дорожке, и вдруг видит— навстречу ему идёт... товарищ Сталин.

Жаров думал было свернуть в другую сторону, но вождь помахал рукой, подошёл и сказал: «Я вас знаю!». Жаров вздохнул, улыбнулся и

грустно сказал: «К сожалению, меня все знают...»

М.Жаров вспоминал: «Роль и актер сосуществуют в единстве. Актера порой начинают звать по имени того действующего лица, которого он сыграл. В ответ на мой рассказ, что я очень долго не мог отделаться от клички». Жиган» ( «Путевка в жизнь»), Жерар Филип мне рассказал, что его тоже часто называли Фанфаном по имени сыгранного им героя в картине «Фанфан-Тюльпан»».

Михаил Жаров почувствовал себя свободнее  и нашел свое место в Малом драматическом театре, где служил с 1938 г. до конца своей жизни. В Малом театре наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.

 

 

Михаил Жаров создал яркий исторический персонаж князя Меншикова в фильме «Петр Первый» (1937), за что был награжден Сталинской премией. Он становится одним из самых известных и востребованных актеров.

Путь к роли был не простой. Помог сам Алексей Толстой. «Писатель увидел во мне черты и характер, нужные для воплощения своего любимейшего героя — Алексашки Меншикова, и, поверив, что я сумею их воплотить, не отступил от своего мнения даже при виде этой ужасной пробы...   Да, это он, Толстой, воскресил во мне веру в свои силы, вернул мне радость творчества, без которых не может жить и работать актер. Он излечил меня от травмы, от тяжелого потрясения», — вспоминал М.Жаров, которого далеко не сразу утвердили на роль.

Успех в создании образа Александра Меншикова М.Жаров объяснил Алексею Толстому:  «Скажу вам по секрету, меня вдохновили еще и мушкетеры. Я у них позаимствовал отваги! Они ведь в одной временной горизонтали с Меншиковым — то же время и тот же возраст! Вот мне и показалось, что у них должно быть что-то общее, объединяемое эпохой, а что — я не знаю, чутьем чувствую, что должно, а «теоретическую базу» не могу подвести, и вот вы взяли да подвели — молодость! Ну, конечно! Правильно! Именно молодость!

Толстой посмотрел на меня внимательно, как никогда еще не смотрел, губы его вытянулись, глаза округлились»...

Михаила Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода. Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет. Но и главные роли удавались актеру.

В 1938 году был снят водевиль «Медведь» по А.П.Чехову. Этот фильм был дипломной работой Исидора Анненского во ВГИКе. Киноведы считают его одним из самых успешных дебютов в истории отечественного кино. А зрители этот фильм встречают с восторгом!

 

Михаил Жаров сыграл громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова.  «Моей партнершей была блестящая комедийная актриса Художественного театра О. Н. Андровская, — пишет М.И.Жаров. Искрящийся, как шампанское, легко возбудимый талант Ольги Николаевны делал наши съемки радостными и творчески полноценными. Снимали быстро. И. Р. Пельтцер, он играл Луку, своей мудростью и отменным мастерством уравновешивал нас, и если мы чересчур увлекались излишними водевильными приемами... Все ладилось, и вскоре мне показалось, что у меня нет иной, более интересной и важной работы, чем съемки в роли помещика Смирнова в комедийном фильме «Медведь»...

Надо сказать, что незадолго до съемок Ольга Андровская похоронила мужа, известного актера МХАТ Николая Баталова, и ей пришлось собрать всю волю, чтобы сыграть разочарованную вдову, но оживающую, азартную, с горящим глазом, готовую даже стреляться.

 

 

В 1939 г. вышел фильм режиссёра Исидора «Человек в футляре» »по рассказу А.П.Чехова. Главное опасение Беликова — гимназического учителя греческого языка — это «как бы чего не вышло». С появлением в городе нового учителя Михаила Коваленко, которого великолепно сыграл Михаил Жаров,  и его сестры Вареньки он начинает меняться и даже строить планы женитьбы.

В 1943 году на съемках музыкальной комедии «Воздушный извозчик» Михаил Жаров познакомился с актрисой Людмилой Целиковской. Юная актриса была необычайно красива и кокетлива. В картине Михаил Жаров играл уже немолодого, отважного летчика Баранова, влюбленного в начинающую певицу, роль которой исполняла Целиковская. Любовь с экрана они перенесли и в жизнь, которая продолжалась семь лет.

Кроме «Воздушного извозчика» Михаил Жаров в период войны снялся еще в десятке фильмов. Фильмы разные и с разной судьбой: от пропагандистский сатирический памфлет «Юный Фриц» так и не вышел на экраны до популярной комедии «Близнецы» (1945).

Одной из самых ярких работ Жарова в период войны была роль Малюты Скуратова в исторической картине «Иван Грозный» (1944). В фильме в роли царицы Анастасии снялась и Людмила Целиковская. Первоначально планировалось, что в фильме сыграет знаменитая балерина Галина Уланова, но Жаров настоял на кандидатуре своей молодой жены.

 

Кадры из фильма «Иван Грозный»

О своей работе М.Жаров писал: «Да, я любил импровизировать, и в этом, мне кажется, есть подлинная и единственно верная сила киноактера. Рожденная по первому зову и ведомая мыслью, эмоция блестит неповторимой новизной. Но для этого нужно, как по канве, начертить, разбросать и проверить несколько раз точный рисунок. В нем потом будешь играть или, если хотите, жить, действовать, и тогда легко и свободно пойдет эмоция, чувство».

О том каким режиссером был Михаил Жаров, вспоминает Александр Граве, исполнитель главной роли в фильме: «Держал всех крепко, но не тиранил. Да он и сам не терпел «наполеончиков». Работал с удовольствием, много придумывал, дорожил атмосферой фильма, прекрасной компанией актеров». Съемки фильма были начаты в самый разгар войны, а закончены в 1946 году.

В картине снималось целое созвездие актеров. Людмила Целиковская сыграла в фильме главную роль ефрейтора Тони, в которую влюблены два летчика — Герой Советского Союза Крошкин (Виталий Доронин) и французский офицер Лярошель (Юрий Любимов).

Зинаида Целиковская ушла от Михаила Ивановича, а он был не из тех людей, кто узнает обо всем последний, и решительно порвал с ней. Этот разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом. Рассказывали, что как-то Целиковская призналась друзьям: «О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим».

Но время шло, и любовь снова пришла в Михаилу Ивановичу. Он был очарован Майей — дочерью известного врача, и, получив одобрение отца семейства, влюбленные сыграли свадьбу. В семье родилось двое детей — девочки Анна и Елизавета. Это был последний и самый долгий брак актера.  Михаил Иванович  обрел счастье в личной жизни.

В начале 50-х начинаются репрессии по делу о врачах. Процесс затронул и родителей Майи: их отправляют в лагерь. Вику, младшую сестру жены, М.Жаров взял в свою семью.

Михаил Иванович и вся семья Жаровых повели себя очень достойно. Когда все отвернулись от семьи Гельштейнов, они одни поддерживали их морально. Все эти события отразились и на судьбе актера. Руководство Малого театра сняло его с должности партийного секретаря. Те, кто еще недавно заискивал перед ним, отводили глаза, чтобы лишний раз не здороваться. Но Михаил Иванович не только не изменил своей позиции, но на одном из собраний резко заявил, что от родителей жены никогда не отречется. Тогда начались угрозы по телефону…

Ни о каких работах в кино или в театре в начале 50-х и речи не могло быть. Лишь после смерти Сталина, когда родители Майи были реабилитированы, Жаров начал вновь сниматься в кино.

 

Кадры из фильма «Анна на шее»

В конце 50-х в кинематографе Михаил Жаров переходит уже на возрастные роли, снимаясь  в замечательном фильме Исидора Анненского «Анна на шее». Он создал образ  колоритного и обаятельного богача Артынова, с которым  Анна  каталась на тройках, ездила на охоту, плавала на лодке с цыганским хором.

Михаил Жаров снимался в фильмах: «Красные листья», «Внимание! В городе волшебник!», сыграл директора магазина А.И.Свиристинского в музыкальной комедии «Девушка с гитарой» (1958).

Актер появился перед кинозрителями в небольших, но ярких ролях. Он сыграл  военного министра в музыкальной комедии «Каин ХVIII», снятой по сказке Евгения Шварца «Два друга» и др. М.Жаров сыграл дядюшку Ухова в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра», где он проявляет заботу о племянницах. Театральная же публика никогда его не забывала и принимала всегда восторженно.

 

 

 

В Малом театре, где Михаил Жаров играл с 1938 года и до конца своих дней он играл роли классического репертуара: бесшабашный Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962), Боровцов («Пучина», 1974) и др.

Михаил Иванович много лет был общественным директором Центрального Дома актера им. А.А.Яблочкиной, членом президиума Всероссийского театрального общества  и членом правления Союза кинематографистов СССР.

Михаил Жаров увлекался  филателией, коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках». Плохо относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало. Квартиру в Москве Михаил Иванович заполнял предметами своей страсти — книгами. Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.

Говорят, что с его уходом из нашего искусства ушло обаятельное плутовство, симпатичная развязность персонажей, ушли шик и блеск актерского мастерства.

Актёр снялся более чем в 60 фильмах. Фильмы «Анискин и Фантомас» (1973) и «И снова Анискин» (1978) он снял как режиссёр. Его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно. Играть роль участкового Анискина Жаров поначалу не хотел. Заставить его изменить свое решение помогла только личная просьба Николая Щелокова, министра внутренних дел СССР.

 

Компанию Михаилу Жарову составили Лидия Смирнова, Татьяна Пельтцер, Роман Ткачук, Валерий Носик и др. В 1969 году фильм увидели 25 миллионов зрителей! Роль деревенского детектива Анискина имела всенародный успех. Мастер эпизода в конце 60-х создает настоящий шедевр — образ деревенского милиционера Анискина, человека уже в возрасте, в меру философа и, как оказалось, талантливого детектива.

Участковый Анискин поражал зрителей своей сметливостью, неравнодушным отношением ко всему, что происходило в его деревне, его малой и горячо обожаемой Родине. Уважение людей он заслужил десятилетиями бескорыстной и честной службы.

Сам актер не любил журналистов, и всегда, просмотрев материал своего интервью, отказывался от него и запрещал печатать. Поэтому Жаров написал свою биографию сам. Его мемуары «Жизнь. Театр. Кино» и «Мои встречи с временем и людьми», которые были выпущены в последнее десятилетие жизни актера, представляют собой два тома воспоминаний о его работе с гениальными представителями театра и кино.

«На моих глазах прошла чуть ли не вся история советского театра. Я видел спектакли, вошедшие в учебники, я и сам играл в таких спектаклях. Я присутствовал при смелых режиссерских экспериментах, принимал в них посильное участие, окунался в атмосферу идейной и творческой борьбы. И, оглядываясь назад, вижу особенно ясно, как сквозь все устремления художников проступало властное стремление советского театра полнее, чище отразить великие процессы, происходящие в стране, передать пафос строительства мира нового, отринуть то, что мешает этому миру... Многие думают, что моя общественная, жизнь течет параллельно профессиональной. Ничего подобного. Именно конфликты жизни и проявления ее светлых сторон, все героическое, смешное, нелепое, возмутительное и трогательное, с чем сталкиваешься в жизни, поддерживает огонь творчества, помогает искусству».

В книге много высказываний М.Жарова о мастерстве актера. Он пишет: «Мы знаем театральных актеров, у которых одна успешно сыгранная роль в кино решала все их дальнейшее существование и в театре. Снявшись в одной удачной, нашумевшей роли, да еще размноженной по всему миру в сотнях копий, актер оказывается в плену у этой роли — он накрепко привязан к своей «маске»...

...Не надо думать, что это просто везение, удача, хотя, несомненно, «дух» удачи здесь имеет место, если актеру достается хорошая, интересная и выигрышная роль. (В театре о таких говорят: самоигральные, положи их на суфлерскую будку, они сами заиграют!) Но все-таки, дело в том, что эта роль должна попасть в руки талантливому актеру, ибо только истинный талант способен обогатить материал роли и сделать ее явлением искусства, ввести образ в историю кино. В свою очередь и роль выдвигает артиста в ранг «звезды». И вот в этом как будто безобидном явлении иногда кроются роковые для актера неожиданности, особенно, если он молод и не умеет распределять свои силы. Вложив всего себя, все свое обаяние, все свое еще не окрепшее мастерство в близкую ему роль, актер долго потом не может разобраться, что же у него свое, органическое, и что осталось от этого героя, столь триумфально шагающего по экранам. Очень часто актер, «напялив» на себя характер сыгранного им и полюбившегося ему героя, так и коротает с ним свой творческий век».

Михаил Жаров писал, что «Чаплин был и великим, и счастливчиком. После долгих и упорных творческих поисков и неудач, начиная от маленького артиста в ансамбле мюзик-холла до бесконечных масок в эстрадном кино, он наконец находит свою маску и, вкладывая в нее весь свой талант, все свое умение, развивает найденную маску в свой смешной, трогательный и глубокий образ. А дальше, на мой взгляд, все было значительно легче — Чаплин своего маленького человечка, любимого нами героя, ставил в разные обстоятельства и во всех обстоятельствах oн был великолепен. Ему уже не надо было каждый раз заботиться о создании образа. Чаплин и маленький человек в котелке — это было одно. Ему как автору нужно было заботиться только о том, чтобы судьба маленького забитого человека была оформлена в интересном и остроумном сюжете. Как актер он заботится главным образом лишь о комедийных комбинациях и остроумных трюках, которые развивали бы сюжет о маленьком человечке»...

М.Жаров считал, что драматический актер, это другое. «В театре, работая над ролью, он каждый раз заново проделывает весь путь создания образа, чтобы потом, утвердившись в нем, переходить к работе над новой ролью.

Играя в разных пьесах и живя ежедневно жизнью несхожих образов, актер должен легко и просто каждый раз перевоплощаться, условно говоря, в новую «маску», не «привязывая» себя к какой-нибудь одной. В этом природа театра: зритель знает, что это — театр, в котором играют актеры, и он идет их смотреть в разных ролях...

...Сколько упорства и усилий актеру нужно, чтобы создать следующий, новый, не похожий образ. Я видел, с каким трудом актеры стараются сбросить с себя груз славы одной роли, мешающий им двигаться вперед, и -увы — как часто это не удается. Но есть и актеры другой судьбы — актеры-работяги. Мне кажется, что у меня есть право причислять себя к ним. Я радостно и увлеченно прошел весь путь начиная с первых маленьких эпизодических ролей».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *