Ландшафтное проектирование
Рабочая программа дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» в соответствии с рабочими учебными планами.
Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Цели и задачи дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Требования к результатам освоения дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины, разделы дисциплины и виды занятий
Образовательные технологии
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Цель и задачи дисциплины:
Цели освоения дисциплины: целью освоения дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» является формирование у студентов системы знаний в области ландшафтного проектирования, получения точного представления об объектах ландшафтного проектирования, их значимости и связи с градостроительством и архитектурой объектов, формирующей пространственную и предметную среду человека, умение их проектировать.
Задачи изучения дисциплины:
— раскрыть основные понятия ландшафтного проектирования;
— выделить особенности проектирования объектов в зависимости от их функций, величины и значимости;
— рассмотреть приёмы и методы проведения предпроектного комплексного анализа проектируемого объекта;
— научить разрабатывать проектно-сметную документацию на проектируемый объект в зависимости от стадийного проектирования.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Ландшафтное проектирование среды» Б1.В.ОД.10 представляет собой обязательную дисциплину вариативной части цикла Б1.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» студент должен обладать следующими компетенциями:
- способностью анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта (ПК-4);
- способностью конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды (ПК-5);
- способностью выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале (ПК-7);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-основы композиции в дизайне среды;
-типологию композиционных средств и их взаимодействие;
-цвет и цветовую гармонию;
-теорию света и цвета;
-основы проектной графики;
основы теории и методологии проектирования среды;
Уметь:
-решать основные типы проектных задач;
-графическую продукцию и средства визуальной коммуникации;
-проектировать и конструировать объекты среды;
Владеть:
- приемами объемного и графического моделирования формы объекта, и организации проектного материала для передачи творческого художественного замысла;
- выполнением проекта в материале;
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» составляет 8 зачётных единиц или 288 часов (1 зет = 36 часов).
дисциплина изучается в 3,4,5 семестрах
Содержание разделов:
Практическое занятие по теме № 1. Ландшафтный дизайн. Основные понятия и определения.
Основные понятия. Тенденции в развитии классических и новаторских направлений. Философская мысль об эстетике природы.
Античная эпоха — пифагорианцы и материалисты античной философии (Гераклит) о законах геометрии, единстве материи и духа. Философский антропоцентризм (Сократ). Взгляды Платона на эстетическое восприятие. Принцип соразмерности человека и природы (Аристотель). Триединство: система – гармония – красота в учениях античных философов-греков Сенека, Марка Аврелия и Зенона.
Средневековье. Бог как воплощение истины, добра и красоты. Иоанн златоуст и И.Дамаскин – представители христианского аскетизма. Августин Аврелий о критериях красоты.
Возрождение . XIV — XVI в.в. – период жизнеутверждающих идеалов, культа человека, его разума, воли и красоты. Антропоцентризм. Главная эколого-эстетическая идея эпохи Возрождения в трудах английского философа Ф.Бэкона.
Эпоха Просвещения. Концепция редукционизма. Взгляды французских философов-просветителей Ф.М. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, К.А. Гельвеция о чувствах прекрасного и гармонии. XVII — XVIII в.в. – расцвет западноевропейской пейзажной живописи.
Сан-Суси. Дворец и парк Фридриха Великого. Немецкая классическая философия. Взгляды И.Канта на природу, красоту, гармонию. Его представление об эстетических и этических ресурсах ландшафта. Г.В. Гегель, философ-идеалист, о «внутреннем чувстве», о эстетике как философии искусства. Гегелевская триада: ум – совесть – красота.
Эпоха «переоценки всех ценностей. Новая философия западной Европы XX в. – экзистенцианализм. В.С. Соловьев об эстетике природы.
Практическое занятие по теме № 2. Культура ландшафтного проектирования и его компоненты.
Разновидности открытой среды. Первая разновидность – изменение природного ландшафта деятельностью человека. Рекультивация нарушенных ландшафтов. Создание парка Бютт-Шомон (Франция), парка близ г. Владикавказа (Россия). Разработка плановых мероприятий по сохранению природных ландшафтов.
Вторая разновидность – создание коммуникаций в природе и городской среде (мосты, виадуки, дороги, каналы, ЛЭПы). Строительство первых автомагистралей в США, Германии, Италии и других станах Европы. Появление обзорных дорог в национальных парках США.
Третья разновидность – создание специальной природной среды для отдыха и прогулок. Различие понятий «сад» и «парк». Стилистическая направленность садово-паркового искусства. Новое направление «модерн». Формование крупных зеленых массивов в больших городах (Москва, Вашингтон).
Четвертая разновидность – создание зеленых территорий специального назначения. Организация различных выставок. Комплексы всемирных выставок в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале. Появление на рубеже XX века спортивных зон, как составной части выставочных территорий. Строительство крупных стадионов в России, Финляндии и Японии. Создание олимпийских парков, ансамблей спортивных сооружений и олимпийских деревень. Новая волна развития в XX веке зоологических и ботанических садов с научной точки зрения. Зоопарки в берлине, Сан-Франциско, Омахе. Появление ботанических садов с естественными условиями содержания растений. Проектирование садов-музеев. Организация мемориальных парков. Комплекс Трептов – парк в берлине, парк Мира в Хиросиме, парк Лумбини в Непале. Создание парков развлечений. Развлекательный комплекс Китни Айленд в Нью-Йорке, Диснейленд, Диснейворд. Появление многофункциональных парков. Проектирование в 1928г. первого парка культуры и отдыха на формирование многофункциональных парков в странах Европы. Парк Ла Вилетт (Франция). Работы по благоустройству и озеленению. Градостроительный и ландшафтный комплекс Дефанс.
Пятая разновидность ландшафтной среды – создание искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружении или в интерьерах. Создание садов на крышах в городах США. Создание садов в интерьерах в 1970- 1980 г.г. сады в вестибюлях контор, отелей и супермаркетов. Сад в вестибюле Международного финансового центра (США) архитектора Цезаря Пели.
Практическое занятие по теме № 3. Особенности средовой организации ландшафтного проектирования.
Универсальные законы дизайна. Композиция. Пространство и перспектива. Форма. Линия. Пропорциональность и масштабность. Ритм. Симметрия и равновесие. Доминанта. Колористика.
Приемы садового дизайна. Отражение. Фокусы садовых перспектив. Виста. Границы.
Малые архитектурные формы. Беседки. Перголы. Водоемы. Подпорные стенки. Рокарий.
Альпийские горки, фонтаны.
Практическое занятие по теме № 4. Типология объектов архитектурно-ландшафтного проектирования.
Русский приусадебный стиль.
Восточные стили: Япония. Влияние стиля «сейн» на современные направления ландшафтного дизайна.
Китай. Фэн-шуй — как проводник восточной философии в ландшафтном дизайне.
Классические стили. Организация пространства по принципу «золотого сечения», симметрия: классицизм, барокко.
Нарышкинское барокко, рококо Модерн. Сельский стиль (кантри). Разновидности современных стилей. Eco-tech (экологический стиль) — внедрение новых идей архитектурного дизайна в ландшафт.
- Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» проводятся практические занятия в количестве 121 аудиторных часов. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей. Различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив. В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как практические занятия.
Практические занятия, на которых художественный замысел студента согласовывается с преподавателем и сдается комиссии по просмотру работ из преподавателей кафедры.
Самостоятельная работа используется для сбора и анализа теоретического материала и разработкой вариантов и доработкой в материале изделий.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости):
При осуществлении образовательного процесса студентами и профессорско-преподавательским составом используется следующее программное обеспечение:
- Операционная система Windows 7;
- Интегрированный пакет прикладных программ Microsoft Office 2010 (Acess, Excel, Power Point, Word и т.д.).
- Лицензионный программный пакет ArchiCAD 2015;
- СПС Консультант Плюс.
При осуществлении образовательного процесса студентами и профессорско-преподавательским составом используются следующие информационно-справочные системы:
- Электронно-библиотечная система IPRbooks;
- Skype-конференция;
- Вебинары;
- Комплект электронных презентаций / слайдов;
- DVD фильмы;
- Электронные образовательные ресурсы.
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа направлена на формирование готовности к самообразованию, создания базы для непрерывного образования, развития созидательной и активной позиции обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает работу с учебной литературой, конспектирование и оформление записей по лекционному курсу, завершение и оформление практических работ, подготовку к практическим работам (сбор и обработка материала по предварительно поставленной проблеме).
Виды самостоятельной работы:
- Чтение основной и дополнительной литературы.
- Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
- Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
- Поиск необходимой информации в сети Интернет.
- Конспектирование источников.
- Реферирование источников.
- Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации (зачет, экзамен).
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
- Рузова Е.И., Курасов С.В., Основы композиции в дизайне среды / Рузова Е.И., Курасов С.В практический курс, учебное пособие. ВШевчук:Москва ,2014-211с.
- Clifford D.A. History of the garden design. – London: 2011.
- Mosser M., Teyssot G. The Architecture of Western gardens – Cambridge, USA: 2011.
- Tobey G.B. A History of Landscape architecture. – Sidney: 2012.
- Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. Архитектура –С. 2012.392 с.
- И. А. Максимова, А. Е. Винокурова. Графический язык в архитектурном образовании: учебное пособие для вузов. 137 стр, 2013 г. УДК: 72.021.2, ISBN: 978-5-98227-913-2
Дополнительная литература:
- Базилевский А.А., Барышева В.Е. Дизайн. Технология. Форма. Учеб.пособие. ISBN 978-5-9647-0203-0 Архитектура –С. 2010.-248с.
- Berral J.C. The garden: an illustrated history. – N.Y.:2010.
- Mosser M., Teyssot G. The Architecture of Western gardens – Cambridge, USA: 2011.
- Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. Архитектура –С. 2012.392 с.
Интернет-ресурсы
- http://designhistory.ru
- http://sreda.boom.ru
- http://designmuseum.org
- http://wikipedia.org
- http://www.vasarely.tvn.hu
- http://www.bauhaus.de
- http://www.sgu.ru/rus_hist
- http://www.timegate.ru
- http://www.moma.org/collection
Если Вас заинтересовала тема ландшафтного дизайна и его истории Вы можете приобрести три книги по ландшафтному дизайну.
Все три книги строят 1200 рублей. Оплатить можно по счету или карте ИП Потемкина Ольга Федоровна
Карта: 5479112033769187
ПАО Сбербанк Доп.офис № 9038/01173
БИК 044525225 Счет 30101810400000000225
в ГУ Банка России по ЦФО
ИНН 7707083893 КПП 773643001
Р/с 40802810538000267908 «Легкий старт»
Вышлите квитанцию с оплатой на E-mail: imdt@mail.ru и получите книги в электронном виде, из которых Вы узнаете не только об истории паркового искусства,
но и о современных приемах создания ландшафтного дизайн