ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ. Финансовый контроль в России сложился не сразу. Его история богата событиями. Древняя Русь вела интенсивную торговлю как внутри государства, так и с ближайшими соседями.
Великие шёлковый и чайный пути использовались для вывоза шелка и чая из Китая и других товаров с Востока еще со П века до н.э. Необходимо было контролировать движение товаров. Возникли государства и деньги.
В сложный для торговли период VШ—X веков возник Волжский торговый путь. Наплыв богатств с Востока привёл к формированию государственных образований, которые поначалу состояли из торгово-военных поселений вдоль основных торговых путей. Торговые пути производили обмен не только товарами, но и новостями, знаниями. На торговых путях и отрабатывались финансово-экономические процедуры взаимодействия людей и государств.
Создание единого древнерусского государства дало толчок к развитию экономики, росту торговли и денежного обращения. На Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Все финансовые средства контролировалось лично правителем – князем, который собирал дань с покоренных племен, а затем и со своих подданных. И платили! Платили за безопасность, за гражданские дела того времени. Сначала натуральными сборами, повинностями, а затем дань приобрела денежный характер.
Финансовые процессы упорядочивались и регулировались первом сводом законов Руси в XI веке «Русской правдой». Управление финансами находилось в ведении Боярской думы.
Из-за княжеских междоусобиц древнерусское государство распалось и попало под власть Золотой Орды, которой пришлось платить дань. Единой Русь стала лишь со второй половины ХV века благодаря объединителю русских земель Ивану Калите. Был организован финансовый союз князей, который осуществлял сбор дани и отправлял ее в Орду. Иван Калита укрепил доверие русского народа, а Московское княжество стало расширяться, увеличивая доходы.При Великом князе Дмитрии Донском (1359–1389) – внуке Ивана Калиты – этот союз князей приобрел общенациональное значение. Начался новый этап становления централизованного русского государства.
Во главе государства оставалась Боярская дума. Возникли новые учреждения – приказы и местные органы управления. Их было много, и каждый приказ отвечал за свою работу. Поместный приказ за землю, поместья и вотчины, Приказ «Новая четверть» за питейные и табачные сборы, Печатный приказ за нотариальные пошлины, Приказ Большого прихода занимался доходами с лавок и частных дворов, погребов. Казенный приказ ведал царской казной, а Ямской приказ вел надзор за дорогами. Был и Приказ Большого дворца, в ведении которого было 40 городов, дворцовые села и волости. Были введены Приказ Казанского дворца, Сибирский и Новгородский приказы и т. д. Вот такое большое хозяйство.
Царь Иван IV Грозный (1533–1584) увидел причину снижения налоговых поступлений в государственную казну в том, что органы контроля за средствами государства работают нерадиво и к тому же подворовывают. Он сохранил наместников в городах, но предоставил городам и волостям самоуправление. Местная власть могла выбрать старосту. Список старост за подписью их избравших отсылался в Москву.
За плохую службу и злоупотребления выборным грозила смертная казнь, а их имущество передавали обиженным истцам. При безупречном служении и добросовестном отношении к делу сборщики налогов пользовались доверием людей, сполна собирали налоги и в срок привозили их в Москву. В этом случае царь был щедр на награды, а их имущество освобождалось от налогов.
Прототипом Счётной палаты была Камер-коллегия, созданная при Петре I в 1718 году, чтобы в царской казне был порядок. Создателем счётной палаты был Петр Аксенов, который начал службу при Петре I, а продолжил при Елизавете Петровне и Екатерине П. Он первый в России составил ведомость прихода и расхода казны в государстве. Петр Лукич Аксёнов составил формы ведения отчетности по Камер-коллегии и как комиссар обучал присланных к нему отовсюду служителей канцелярий для знакомства с порядком отчетности. И каждую неделю отчитывался перед государем.
Существенно изменилось финансовое ведомство при Екатерине П. Удвоился штат контролеров и было организовано шесть департаментов. Кроме того, были учреждены казенные палаты, образованы четыре экспедиции при государственном казначее, одна из которых занималась генеральной ревизией государственных счетов.
В течение всего XIX века монархи Российской Империи понимали важность службы по финансовому контролю и понимали необходимость ее укрепления. Развитие экономики страны увеличивало документооборот. Его не успевали обрабатывать. Нужны были реформы, укрупнение департамента.
При Александре I был разработан при участии М.Сперанского «План финансов», согласно которому управление финансами было разделено на три части: финансовую, казначейскую и контрольно-ревизионную.
Первым Государственным казначеем стал барон Балтазар Кампенгаузен, роль которого в становлении финансовой системы России трудно переоценить. Он был крупнейший администратор Александровской эпохи. В исторической памяти он остался как редкий тип честного, неподкупного чиновника, болеющего за интересы Российского государства.Им был разработан порядок и Устав деятельности учреждения, проведена громадная работа при незначительном штате ревизоров. Усилия и высокие исполнительские качества барона Кампенгаузена были недосягаемые для других, и когда его не стало в 1823 году, государственный контроль оставался без руководителя почти четыре года. Только в марте 1827 года был назначен Алексей Хитрово, который исполнял свои обязанности почти 30 лет.
Одним из первых шагов Николая I было наведение порядка в законодательстве. Был издан новый Свод законов и организовано министерство государственных имуществ (1837). К 1843 году был установлен твердый курс рубля, и началось укрепление органов государственного контроля России. После реформ Александра П начался новый этап в развитии Государственного контроля. Пост Государственного контролёра занял генерал от инфантерии Николай Анненков, который предложил отправить за границу чиновников изучать зарубежный опыт. Уже при Александре Ш изучался опыт финансового контроля Франции, Германии, Англии, Бельгии и США.
Будущий Государственный контролер Валериан Татаринов представил обстоятельный отчет о зарубежном опыте финансового контроля. Император одобрил отчет и поблагодарил В.Татаринова за добросовестность и основательность труда. В. Татаринов возглавил финансовое ведомство, будучи хорошо подготовленным к этой должности. Его деятельность соответствовала духу времени. Было преобразовано ревизионное ведомство, став единым контрольным органом с правом ревизии почти всех государственных учреждений. Крупным достижением реформы 1863—1866 годов в области финансового контроля стало введение права внезапного контроля касс. Был наведен порядок в государственном хозяйстве.
С января 1918 года была создана Центральная контрольная коллегия. С тех пор органы финансового контроля многократно меняли названия. Сначала это был Народный комиссариат государственного контроля РСФСР, а после нескольких изменений в названии с 1966 года был создан Комитет народного контроля РСФСР.
При перестройке 90-х годов ХХ века была учреждена должность Главного государственного инспектора РСФСР, а в 2000-х годах возникла должность Главного федерального инспектора в субъектах Российской Федерации. В 1991 году Законом РСФСР «О бюджетном регулировании и бюджетном процессе в РСФСР» была создана Контрольно-счётная палата РСФСР. Но уже 1992 году она была реорганизована в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР. А затем вышел Федеральный закон о Счетной палате Российской Федерации, которая ведет огромную работу по контролю за финансами страны. Вот такой большой и нелегкий путь прошли органы финансового контроля нашей страны.
Счетная палата провела огромную работу во главе с С.В.Степашиным, в частности по итогам приватизации в России, затем во главе с Т.А.Голиковой. А.Л.Кудрин в настоящее время осуществляет политику гласности деятельности Счетной палаты.