Александр Кайдановский — талантливый актер с непростым характером

23.07.1946 г. в Ростове-на-Дону родился Александр Кайдановский — актёр, режиссёр, сценарист. «Мог отдать последнюю рубашку первому встречному. И, кстати, отдавал. Необычайно непосредственный, бескорыстный, бескомпромиссный, очень честный», — рассказывала о нем его первая жена. Мы с ней учились на факультете психологии МГУ.

Родители поженились в 1945 году. Развелись в 1960-м. После их расставания Александр жил с отцом в коммуналке.

В 1960-1961 годах будущий актер учился в Днепропетровском сварочном техникуме имени Е. О. Патона. Александр был очень общительный, дружелюбный, щедрый. В 1965 году окончил Ростовское театральное училище. Поступил в Школу-студию МХАТ, но, проучившись несколько месяцев, ушёл, а 1969 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.

В 1969-1971 годах работал в театре имени Е. Б. Вахтангова. «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться», — рассказывал Кайдановский.

Работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной. С 1973 года — служба в армии, в кавалерийском полку при «Мосфильме». В кино дебютировал в 1967 году, снявшись в картинах «Таинственная стена» и «Анна Каренина»А. Зархи.  Играл в фильмах  «Первая любовь», «Драма на охоте», «Собака Баскервилей», «Пятнадцатая весна», «Игрок», «Дети Ванюшина», «Крах инженера Гарина» и других.

Широкая известность и популярность пришла к актеру после фильма Никиты Михалкова 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих» (исполнил роль ротмистра Лемке). «Его стали узнавать на улице», — говорила первая жена актера. Среди других известных ролей Кайдановского — офицер Зимин в лентах «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка»; Сталкер в картине Андрея Тарковского «Сталкер», Филипп Ломбард в детективе «Десять негритят» Станислава Говорухина, Ланселот в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура.

В начале 90-х снимался в основном в картинах иностранных режиссеров — «Ноябрь» (Польша-Франция, реж. Л. Карвовский), «Дыхание дьявола» (Испания, реж. Пако Лусио), «Волшебный охотник» (Венгрия, реж. И. Энеди), «Исповедь незнакомцу» (Франция, реж. Ж. Бардавиль).

В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская А. А. Тарковского и других режиссёров). Тарковский хотел взять себе на курс только Кайдановского «и ещё кого-нибудь одного, кто этого достоин». Дав обязательство Кайдановскому, Тарковский уехал в Италию на выбор натуры и не вернулся. Кайдановский продолжил учёбу у С. А. Соловьёва.

В 1989 году преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б. В. Щукина. В 1992 году присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ». В 1994-м — член жюри МКФ в Каннах. В 1995 году вёл сценарную мастерскую на ВКСР.

Умер утром 3 декабря 1995 года после третьего инфаркта в коммунальной квартире. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Характер Александра Кайдановского, проблемы с алкоголем и законом «Быть самим собой!» — это был главный жизненный принцип Кайдановского. Часто

такая  гипертрофированная   индивидуальность приводила к конфликтам и многочисленным проблемам в жизни и работе. Так, он мог запросто пропустить репетицию в театре — потому что ему было «не очень интересно». «Например, мог проспать, потому что всю ночь читал», — рассказывала первая жена Ирина Бычкова. Затем появились проблемы с алкоголем. «Саша стал часто выпивать, причём, как на него подействует алкоголь, предугадать не мог никто. Он мог начать петь под гитару или отказаться петь наотрез. Мог ни с того ни с сего взорваться или… заснуть. В таком состоянии Саша всё чаще стал ввязываться в драки. Поводом для этого мог быть, например, разговор о поэзии. Один раз его из драки вытащили и с трудом принесли домой — он хотел кому-то набить морду, как он считал, по делу. Всему виной вот эта его проклятая спонтанность, которую он в себе культивировал… «Хочется ударить — ударь! Обидно тебе — дай по морде!»», — вспоминала первая супруга. По пьяному делу трижды привлекался к суду. Причём, третий суд мог закончиться для него реальной тюрьмой — за избиение ветерана войны. Его спас известный советский актер Михаил Ульянов.

Актеру дали два года условно. «Он уезжал на съёмки, говорил, что завтра должен вернуться, а его нет день, два… Потом звонок из какого-нибудь отделения милиции. Потому что, как только садился в поезд, начинал выпивать, и обычно это заканчивалось дракой. Не раз бывало, что поезд останавливали где-нибудь на станции Бологое, вызывали милицию, его волокли, держали в кутузке… Как-то я разыскивала его целую неделю», — рассказывала Ирина Анатольевна Бычкова. «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвёртом курсе Щукинского, мы впятером — он, Галкин, Качан, Матвеев и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы всё вышло. Кайдановский подошёл к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали…», — рассказывал Леонид Филатов.

Первая жена — Ирина Кайдановская, впоследствии доцент кафедры психофизиологии и и клинической психологии, сейчас профессор, доктор наук.    Сашу увлекала  поэзия. Карманы его брюк всегда оттопыривались какими-нибудь томиками любимых поэтов. Он был книгочеем невероятным — его знали во всех книжных магазинах Ростова. Потом он увлёкся игрой на американском банджо, мог играть часами, затем выучил несколько гитарных аккордов и пел песни Галича, Окуджавы, Высоцкого, Визбора… А как Саша читал стихи! Запирался у себя в комнате и часами работал над голосом, записывал на магнитофон, а когда я приходила, давал мне послушать результат. Он читал, как бог», — вспоминала Ирина Бычкова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *