Федор Савельевич Хитрук (1917–2012) родился в Твери. Художник–мультипликатор, режиссер, сценарист, педагог, переводчик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (9.01.1968). Народный артист РСФСР (1977). Народный артист СССР (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1976, 1982) и Национальной премии искусств ГДР (1971).
Родители Федора Савельевича отмечали, что их сын был не по годам самостоятельным. Вместо того, чтобы играть с одногодками во дворе, мальчик мог часами сидеть в своей комнате, рвать газеты на мелкие кусочки, а потом собирать, как мозаику, или рисовать тепловоз.
В 1917 году родители переехали в Тверь, а затем в Москву, а после того как отец закончил Плехановскую академию, его отправили представителем Станкоэкспорта в командировку в Германию – заниматься закупкой оборудования (1931–1934). Жили в Штутгарте. Именно там Хитрук начал свое образование художника. Он мечтал попасть в Штутгартскую академию искусств, но ему отказали, и тогда юноша отправился в художественно–ремесленное училище. По воспоминаниям мастера, он приобрел привычку бегло рисовать именно в немецкой школе, «во время походов в зоопарк: ведь звери не будут позировать, они в постоянном движении».
Когда истек срок работы отца, нужно было возвращаться в Москву. «Впрочем, нам все равно пришлось бы оттуда уматывать – наступили тяжёлые гитлеровские времена, – вспоминает Федор Савельевич. В Москве продолжил обучение в художественном техникуме ОГИЗа – Объединённого госиздательства художественной литературы. Я к тому времени уже твёрдо избрал профессию иллюстратора»…. После техникума Федор Савельевич стал студентом Института повышения квалификации художников–графиков (мастерская Николая Вышеславцева).
В 1935 году в Москве демонстрировались три фильма Уолта Диснея. Федор Хитрук посмотрел эти фильмы и понял, что видел чудо. В одном из интервью Ф.С.Хитрук говорил: «Я был потрясен диснеевской анимацией – вся Москва находилась под впечатлением тех фильмов и распевала песенку «Нам не страшен серый волк» из «Трех поросят». Восторженные чувства при виде диснеевской анимации зародили зерна будущей профессии, но Федор Савельевич в то время планировал состояться как книжный иллюстратор. Судьба распорядилась иначе.
На курсе обучался пожилой художник, работавший на киностудии мультипликационных фильмов. … «Я и не подозревал, что в Москве есть такая студия. Однажды, присмотревшись к моей манере рисовать, он сказал: «Попробуйте толкнуться к нам на студию. У вас есть данные», – рассказывает Ф.С.Хитрук. И по его совету решил поступить на студию «Союзмультфильм», но в течение долгого времени получал отказ. Мультипликаторы не требовались. Только через полгода объявили конкурс на замещение вакантной должности художника. Федор Савельевич вновь попытал удачу и был принят. С ноября 1937 года Фёдор Савельевич Хитрук начал работать мультипликатором–стажёром, а с 1938 года –мультипликатором на студии «Союзмультфильм». Далеко не сразу все получалось. Пришлось помучиться, особенно с «гадким утенком», который даже во сне снился. Его первый нарисованный герой – дворник из мультфильма «Дядя Степа».
Любимую работу прервала Великая Отечественная война. Начал служить в штрафной роте, как он сам говорил. Ведь семья приехала из Германии. Но в августе 1941 года поскольку Федор Савельевич говорил по–немецки, его отправили на полгода учиться в Институт иностранных языков, эвакуированный в Ставрополь–на–Волге. После обучения служил переводчиком в штабе 3–го Украинского фронта, командовал взводом радиоперехвата 17–й воздушной армии. С частями 3–го Украинского фронта Ф.С. Хитрук дошел до Вены, где и встретил День Победы. С конца 1941 года Федор Хитрук расшифровывал немецкие документы для советской разведки, после войны два года работал переводчиком в Берлине. Уже после войны до 1947 года он в течение двух лет был военным переводчиком в Берлине.
Вернувшись в Москву в 1947 году, Федор Савельевич имел специальность военного переводчика и мог бы продолжать свою деятельность на этом поприще. Федор Савельевич Хитрук – член ВКП (б) с 1949 года. Был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени. Кроме того, за минувшие семь лет Федор Савельевич, как он выразился, «отучился держать карандаш». Но зашел на студию, вновь увидел волшебство оживающих образов на экране и остался на «Союзмультфильме». Пришлось начинать все практически с нуля, а это было непросто. Его могли отчислить за профнепригодность, но участнику войны сделали скидку. Это были страшные мучения, но он преодолел и этот барьер.
Рисовал много и с упоением, работая над «Аленьким цветочком», «Каштанкой», «Снежной королевой», «Приключениями Буратино» и др.
Как аниматор Ф.С.Хитрук создал более 200 персонажей в 102 фильмах, среди них – «Оле–Лукойе», Заколдованный мальчик», «Красная Шапочка», «Петя и Волк», «Серая шейка», «Царевна–Лягушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Двенадцать месяцев» и др.
К этому времени состоялась и семья. Жена – Мария Леонидовна Мотрук (1916–1984). Ее часто можно видеть в титрах многих мультфильмов. Мария Леонидовна была опытным художником–мультипликатором и постоянным сотрудником в качестве художника–аниматора и ассистента режиссера на всех авторских мультфильмах мужа. Сын Ф.С. Хитрука от первого брака – Андрей (1944) – кандидат искусствоведения, преподаватель фортепиано в Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных, автор свыше 100 статей и публикаций о музыке и книги «11 взглядов на фортепианное искусство». Заслуженный работник культуры РФ. Внучка – американская скрипачка Анастасия Хитрук (1975), дочь Андрея Хитрука и пианистки Елены Арамовны Татулян (1943)
Третьим браком был женат на Галине Николаевне Хитрук. Она – врач, и, по–моему, очень похожа на первую супругу Федора Савельевича – мудрая, рослая, красивая и энергичная женщина с густыми каштановыми волосами и крупными чертами лица. Сама водила машину. В то время это было редкостью для СССР. Поженились они накануне 70–летнего юбилея Федора Савельевича.
В день юбилея у Федора Савельевича взяли теле–интервью. Он рассказывал об отечественной анимации, о своих работах в кино, о коллегах. Последний вопрос был такой: «Чтобы Вы могли пожелать телезрителям, исходя из большого опыта своей жизни?» Пожелания Федора Савельевича были неожиданными: «Желать!… Да! Желать!» Не терять желание строить планы и достигать результата.
Талантливый художник и режиссер–мультипликатор, легенда отечественного анимационного кино Федор Хитрук за свою почти полувековую работу на «Союзмультфильме» создал множество всеми любимых персонажей. Все его фильмы – шедевры, уже ставшие важной частью национальной культуры, – навсегда останутся не только как явление анимационного искусства, но и как незаменимая школа для всех.
…«Я и не мечтал, что сам стану когда–нибудь мультипликатором, что когда–нибудь попаду в эту легендарную студию, покажу им свои фильмы, и они скажут: «Хорошо, нам нравится!» А это случилось в 1975 году». Один фильм лучше другого! И все они отличались высоким профессионализмом, ясностью художественного языка, вкусом.
В 1956–1981 гг. преподавал на курсах художников–мультипликаторов при киностудии Союзмультфильм». Только в 1962 году Ф.С.Хитрук решил заняться режиссурой. «Не скажу, что я без колебаний решился на переход в режиссуру. Многие мои товарищи, искренне желавшие мне добра, предупреждали: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Среди аниматоров я действительно считался одним из первых, а что ждет меня на новом поприще? Но сценарий был утвержден, картина включена в план и мне ничего не оставалось, как нырнуть в этот омут. Соблазн был все же велик».
Федор Савельевич вспоминал: «К концу 50–х годов я стал всерьез готовиться к самостоятельной постановке фильма. Почувствовал себя созревшим. Режиссером я мог бы стать и раньше – в нашей студии почти все они вышли из мультипликаторов, так что мне это было как бы предначертано. Я даже засиделся: в 44 года переходить в режиссуру уже несколько поздновато.
Почему я так долго тянул? Во–первых, мне нравилась профессия аниматора. К тому времени я начал по–настоящему вникать в ее глубинный смысл и многое открывать для себя,– особенно после того, как стал обучать этой профессии других. Обычно так оно и бывает. Есть даже шутка на сей счет: «Первый раз объяснил – не поняли, второй раз объяснил – опять не поняли, в третий раз объяснил – сам понял…».
Кадры из мультильма «История одного преступления»
Еще одна причина, по которой Ф.С.Хитрук не стремился в режиссуру: не было идеи, способной его подвигнуть на столь кардинальный шаг. Приниматься за постановку фильма можно было, имея в замысле настоящую «бомбу», которая сможет поразить зрителей. «Подобный максимализм сидит, вероятно, в каждом начинающем художнике», – считал Федор Савельевич.
«…И вот такая идея пришла. Сюжет не нужно было придумывать – я буквально выстрадал его, попав однажды сам в положение моего будущего героя Василия Васильевича Мамина. В то время я работал дома, а проживали мы в комнатке на втором этаже, с окнами во двор. На этом дворе каждое утро две дворничихи затевали между собой перебранку, вполне достаточную, чтобы свести любого с ума. Вдобавок одна из них выставляла у себя на подоконнике радиолу и запускала на предельную громкость грампластинку с единственной песенкой, из которой я помню только фразу: «Что–то я тебя, корова, толком не пойму»… Никакие просьбы кричать потише или, хотя бы, сменить пластинку, не действовали. Закон был на их стороне: с 7 до 23 часов шуметь не запрещалось…
…Так родилась мысль сделать фильм о шумовом терроре. Я написал (вернее, нарисовал) сценарий и даже придумал ему название: «Ни сна, ни отдыха». Сценарий получился слабый, это я понял сам. Но тема саднила, как зубная боль. Тогда редакторы студии направили меня к опытнейшему драматургу Михаилу Давыдовичу Вольпину. Замысел заинтересовал его – оказалось, Михаил Данилович тоже пострадал от шумовых атак. Прочитав мое сочинение, он заявил: «здесь не хватает убийства». Профессиональное чутье сразу подсказало ему нужный ход. Через неделю я получил совершенно новый сценарий под названием «История одного преступления» – именно такой, как я хотел. Сейчас, спустя 40 лет, я еще раз воздаю благодарную память Михаилу Вольпину, поистине сценаристу Божьей милостью…
…Хотелось испробовать приём полиэкранного действия, при котором в кадре могло бы происходить одновременно несколько событий. Например, когда наш герой укладывается спать, на него со всех сторон обрушивается лавина шумов: у соседей слева – буйное пиршество, справа – семейный скандал, а наверху гремит квадрофоническая музыка. Чтобы показать всех вместе, мы решили разделить экран на части и разыграть в них эти сцены параллельно.
Следующий прием – предельный лаконизм. В кадре присутствует только то, без чего нельзя обойтись. Сцена, в которой Василий Васильевич собирается идти увещевать шумных соседей, выглядит так: Василий Васильевич сидит в ночной пижаме, а вскакивает уже полностью одетый, последним движением затягивая узел галстука. Процесс одевания пропущен: по логике вещей зрители должны сами довообразить его. …Мы обнаружили, что скупость средств может придать игре дополнительный эффект…
…В Москве гастролировал знаменитый мим Марсель Марсо – у него мы подглядели походку человека по воображаемой лестнице. Потом, побывав в Чехословакии, я увидел в одном из ателье пражской мультстудии плакат: «Минимум средств – максимум выразительности». Такой девиз мы вывесили и у себя в группе. Сейчас все это кажется трюизмом, давно известными истинами, но тогда многое было для нас в новинку. Мы по–детски радовались, когда страшно трудоемкую сцену – массовку в метро, где толпа пассажиров садится в вагоны, – удалось решить самым лаконичным способом: неподвижную толпу приклеили к поезду и тот, уезжая, как бы слизнул ее с перрона. Радовались тому, что нашли неожиданно простое решение, и оно оказалось наиболее остроумным».
Мало сказать, что у первого фильма Ф.С.Хитрука «История одного преступления» был большой успех. Этот фильм произвел фурор и получил широкое признание – был удостоен премий кинофестивалей в Москве, Сан–Франциско и Оберхаузене. Дебютный мультфильм «История одного преступления» (1962) – ироничный и смешной рассказ про Василия Мамина, который, устав от шума, преследующего его с вечера до утра, решается на убийство двух, громко переговаривающихся с раннего утра дворничих. Но важно как этот фильм был сделан! В нем все было новым: и сатирическое решение темы, и форма повествования, и изобразительное решение. Для советского зрителя многое в нём было непривычным: и «взрослый» сюжет, и эпизоды, знакомые всем, и песня Элвиса Пресли. Сегодня этот мультфильм считается началом нового стиля в советской мультипликации, отличного от канонов 1950–60–х годов, не похожего на диснеевский. Художником–постановщиком был Сергей Алимов, для которого это был дипломный фильм. Текст от автора читал Зиновий Гердт. Мультфильм имел огромный успех и получил заслуженные награды.
А затем была работа над фильмом «Топтыжка» и явилась открытием неизведанных сторон анимации, «но одновременно и испытанием самих себя: ведь все мы были тогда дебютантами, – продолжает свой рассказ Федор Савельевич. Художник–постановщик и оператор еще заканчивали обучение во ВГИКе (эта картина была их дипломной работой), аниматоры – недавние выпускники студийных курсов, сам я тоже оказался в совершенно новой для себя роли. В этом заключалась трудность, но были и свои преимущества: многого мы достигли именно благодаря тому, что не знали, что это против правил или вообще невозможно.
Те, кто работал тогда со мной, или навещал нас, как, например, Юрий Норштейн, позднее говорили об удивительной творческой атмосфере, царившей в нашей группе. Наверно, так оно и было, только я этого не замечал. Для меня весь этот период был сплошным страданием уже с первых дней, когда мы всей группой мучительно искали типаж главного героя. Почти каждая сцена вызывала во мне желание поправить или вовсе переделать ее. Я чувствовал себя – и был на самом деле – занудой, истязавшим всех своими придирками и сомнениями. Думаю, никто из нас не знал, что выйдет из нашей картины, хотя с самого начала все мы были настроены на то, чтобы сделать «бомбу». Не меньше! Отсюда и возникала такая нервозность, придирчивость к каждому кадру».
Когда заканчивали мультфильм «Топтыжка», Федор Савельевич уже думал о дальнейшей работе, но ничего заразительного еще не находилось. Как–то, освобождая свой стол для следующей работы, Ф.С.Хитрук нашел в одном из ящиков, среди пустых бутылок (непременного остатка после каждого фильма) пару листков машинописного текста, и прежде, чем выкинуть их, прочитал несколько строк. Его привлекла реплика, сказанная директором цирка: «Подумать только – я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!». Фраза зацепила парадоксальной, хотя и очень простой мыслью: в природе на самом деле все имеет своих бабушек – в том числе и львы, и даже деревья».
«В таком аспекте я еще не смотрел на жизнь, – вспоминал Федор Савельевич. То была сказка чешского писателя Милоша Мацоурека «Бонифаций и его родня». В ней говорится, как лев, работавший в цирке, отправился в отпуск, но вместо отдыха целыми днями давал представление детям. «Какая замечательная вещь каникулы!» – восклицает он в конце. В этой ситуации было много узнаваемого: художник не знает усталости, если видит, какую радость приносит детям. Так что этот фильм был в некоторой степени автобиографичен».
Начиная с «Бонифация» Фёдор Савельевич стал по–новому разрабатывать режиссёрский сценарий. Сюжет разбивал на эпизоды в виде отдельных аттракционов, дав каждому краткое название – своего рода «рыбье слово»: «Парад алле», «Смертельный номер», «Прогулка по городу» и т.д. Затем вычерчивал на большом листе шкалу посекундного расчета, определял длину эпизодов и акцентные места. Цветными карандашами были обозначены «линии настроения» – переходы эмоционального состояния.
Так была отработана стройная и оптимальная система работы над режиссёрским сценарием, которая затем стала основой для подготовки многих режиссеров анимационного кино. Федор Савельевич всегда стремился к упорядочиванию и систематизации.
«Каникулы Бонифация» вышли на экран в 1965 году. Фильм о добром цирковом льве, который поехал на каникулы в Африку к бабушке и всё время вместо отдыха развлекал малышей, показывая им цирковые представления с удовольствием смотрят до сих пор.
Кадры из мультфильма «Каникулы Бонифация»
Некоторые критики не ожидали от Федора Савельевича такого доброго и детского мультфильма. Он же отвечал оппонентам: «Ну да, я – ветеран Великой Отечественной войны, снял «Каникулы Бонифация». Это очень понятно. После войны люди хотели простой веселой истории».
Ф.С.Хитрук снова возвращается к жанру мультфильмов для взрослых. Один за другим выходят «Фильм, фильм, фильм» (1968), «Остров» (1973), «Дарю тебе звезду» (1974). Работы режиссера отмечают наградами: на Каннском фестивале. В 1974 года вручили «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм – «Остров», через год в Каннах специальным призом отметили «Дарю тебе звезду».
«Фильм, фильм, фильм» – это пародия на то, «как делаются фильмы». Фильм остроумно раскрывает «кухню» кинопроизводства. Главного героя Ф.С.Хитрук срисовал со своего коллеги Льва Мильчина. В начале мультфильма сценарист мучается над сценарием. В порыве отчаяния сценарист готов покончить с собой, но …снисходит вдохновение в виде очаровательной музы, и сценарист продолжает работу.
Кадр из мультфильма «Фильм. Фильм. Фильм!»
Режиссер, прочитав сценарий, с воодушевлением его нахваливает и решает снимать фильм. Но до этого еще далеко. Нужно еще побегать по инстанциям, собрать подписи и печати, получить одобрение. Ценой неимоверных усилий режиссёра, постоянного переделывания текста сценария, начальство, наконец, сценарий утвердило! В киностудии собирается съемочная группа.
И начинается процесс съёмок, который тоже не обходится без препятствий: отсутствие нужного реквизита, плохая погода, совсем юная актриса не может вникнуть в роль. В довершение всего, уже отснятую финальную сцену фильма начальство забраковало, с пометкой «Слишком мрачно», и ее приходится переснимать снова. Но вот, наконец, фильм снят, смонтирован. Съемочную группу охватывает страшное волнение за свое детище… Но премьера проходит успешно. Зрители ликуют! А съемочная группа, пережив страшное волнение, плачет от счастья. Вот и весь сценарий! Но сколько в мультфильме тонкостей работы над фильмом, сколько замечательных находок, сколько юмора!
На кинофестивале в 1970 году мультфильм был показан на большом экране кинотеатра «Россия». Когда фильм закончился, все зрители на разных языках кричали одно слово. Не сразу было понятно, что хотят зрители. Этим словом было слово «ЕЩЕ!». И фильм был показан еще раз. Мультфильм многократно награждался в Кракове (Польша), Тампере (Финляндия), Коломбо (Шри–Ланка), Нью–Йорке (США) и был удостоен Государственной премии СССР.
Миллионам маленьких зрителей, да и зрителей всех возрастов Федор Савельевич Хитрук запомнился серией мультфильмов о смешном медвежонке, который любит сочинять пыхтелки–сопелки, приключения, сладкий мед и своих веселых друзей.
В 1960–е годы в советской мультипликации происходили очень интересные процессы: вместо «диснеевских» форм появляются новые, непривычные формы, в первую очередь, под влиянием европейской авторской анимации. Фёдор Хитрук сыграл ключевую роль в обновлении советской мультипликации. В 1969 году режиссёр представил мультфильм «Про Винни Пуха». Образы героев сказки Алана Милна, созданные Хитруком, мгновенно завоевали любовь, как детей, так и взрослых. Все серии о Винни Пухе и его друзьях вошли в золотой фонд отечественной мультипликации. «Винни–Пуха я рассматривал как философа, придерживающегося формальной логики, говорил Ф.С.Хитрук. Например… Само дерево жужжать не может. Первый тезис. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела? Второй тезис. А зачем на свете пчёлы? Для того, чтобы делать мёд. Так, ступенька за ступенькой, он приходил к истине. А зачем на свете мёд? Чтобы я его ел».
Советская экранизация сказки Александра Милна о медвежонке Винни–Пухе стала одной из самых любимых и цитируемых за историю «Союзмультфильма», а ее автор был удостоен Государственной премии СССР 1976 года. А автор американской «диснеевской» версии Вольфганг Райтерманн признавался, что советский Винни–Пух понравился ему куда больше собственного.
Федор Савельевич Хитрук был «локомотивом», который мощно продвинул вперед отечественное сообщество мультипликаторов. Именно в результате его деятельности родилось выдающееся поколение аниматоров, создававших шедевры, как для детской, так и для взрослой аудитории.
Можно долго перечислять имена известных аниматоров, которые учились у Ф.С.Хитрука или работали с ним в качестве художников: Э.Назаров, Ю. Норштейн, А.Петров, И.Максимов, М. Тумеля, А. Демин, К.Бронзит, О. Черкасова, С.Айнутдинов, М.Алдашин, А.Туркус, А.Караев, В.Токмаков и многие другие. Как сказал однажды Юрий Норштейн: «Все мы вышли из Хитрука».
Кадры из мультфильмов про Винни–Пуха
На занятиях Ф.С.Хитрук давал чёткие схемы работы режиссёра над фильмом. Федор Савельевич рассказывал о том, что в анимации у него было «три стадии любви»:
Первая – это когда он рисовал героев будущего анимационного кино, а затем видел, как они оживали на экране. Это было удивительное волшебство, заставить статичные рисунки оживать. Вот что Федор Савельевич говорит сам об этом периоде творчества. «Никогда в жизни я не испытывал такого беспредельного, головокружительного счастья, как в тот день, когда мои рисунки, которые целый месяц маячили перед моими глазами, вдруг соединились в незнакомого мне человечка, и тот зажил собственной жизнью. Произошло чудо, и я оказался к нему причастным.
Вторая любовь возникла тогда, когда появилось особое мастерство создавать не просто ожившего и двигающегося персонажа, а показать зрителю, что он думает, и так, чтобы зритель мог догадаться о чем думает герой. И это произошло при работе над фильмом «Каникулы Бонифация», а затем это удавалось и во всех других фильмах.
Прошло время, и появилась третья стадия любви. Это возможность режиссёра так выстраивать фильм, чтобы люди могли эмоционально на него реагировать, смеяться, радоваться, волноваться, переживать за героев. И вот эта игра со зрителями, возбуждение его эмоций может быть достигнута в результате опыта и мастерства режиссёра. Этому мастерству и обучал Федор Савельевич Хитрук. Он говорил, что человек, который купил билет в кинотеатр, должен получить определенные эмоции, испытать восторг, экстаз. И еще одна важнейшая деталь, о которой говорил Федор Савельевич, это то, что если в кинозале смотрят один фильм сразу все – это недостаточно хороший фильм. Хороший фильм – это когда каждый зритель смотрит и видит свой фильм на экране.
Федор Савельевич был не только превосходным преподавателем, но и теоретиком, и методологом анимационного кино. Он разработал такую технологию создания анимационного кино, воспользовавшись которой, неминуемо получится шедевр. И как он считал, зритель, купивший билет на мультфильм должен испытать то самое чувству трепета, восторга, экстаза, созерцая его. И режиссеру необходимо создавать ситуацию, при которой зал замирает в ожидании, а потом происходит дружный вздох и ликование! В этом мастерство режиссера. Он считал, что если в зале все люди сидят и видят один и тот же фильм – это плохое кино. А если все зрители смотрят, и каждый находит в фильме что–то свое – тогда и режиссерский результат будет достигнут, поскольку режиссер выполнил свою миссию. Он режиссировал вниманием и эмоциями зрителя.
В 1974 году был создан мультфильм «Остров» про маленького человечка, попавшего на необитаемый остров. Этот фильм удостоился «Золотой пальмовой ветви» за лучший короткометражный фильм Каннского кинофестиваля
Во Франции художник блистал и на следующий год – на этот раз с комедийным мультфильмом «Дарю тебе звезду» об отношениях мужчины и женщины. Юмористическая зарисовка о том, что в основе развития человеческой цивилизации – стремление мужчины покорить женщину. Ф.С.Хитрук вспоминал: «Этот фильм меня сильно травмировал».
Федор Савельевич Хитрук был еще и ученым в искусстве, настоящим философом, неустанно думающим, осуществляя поиск того, в чем завораживающий эффект мультфильма
Ключ к этой загадке, полагал он, заключается в том, чтобы постичь парадоксы движения. «Мультипликация развивается по тем же этапам, что и вселенная. От умножения к движению, от движения к оживлению, от оживления к одушевлению… Предметы становятся персонажами, обретают душу и характер – это и есть анимация», – говорил Хитрук.
1976 год – «Икар и мудрецы». До нас дошло много мудрых изречений из античности, но кто и при каких обстоятельствах их придумал? Ф.С.Хитрук вообразил это так: древние мудрецы, наблюдая за безуспешными попытками Икара полететь на самодельных крыльях, произносили очевидные истины в стиле Капитана Очевидности, например, «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».
С тех пор подобных «мудростей» накопилось так много, что они подменили собой истину. «Икар и мудрецы» – притча о противоречивой природе информации, которая является истинной, только если она «работает» вместе с интуицией. Для Ф.С.Хитрука с его научно–художественным подходом к работе это очень актуальная проблема.
Последняя работа режиссёра – притча «Лев и бык» (1983). Киноведы отмечали, что по этому фильму можно говорить о том, что Ф.С.Хитрук понял о жизни все. Федор Савельевич действительно был очень мудрым человеком – это истина. Он говорил о том, что никогда не нужно делать окончательных суждений о человеке. И очень многие факты его жизни подтверждали это. Он считал, что от человека можно ждать многих неожиданностей. И тому подтверждение творчество его учеников.
Федор Савельевич рассказывал, как проявил себя на собеседовании при поступлении на Высшие сценарные и режиссерские курсы Эдуард Назаров. Ему показывали разные картинки и спросили, как он к ним относится. А он, посмотрев на них, ответил: «Да я никак к ним не отношусь». Тогда его спросили, с какой целью он пришел на курсы. Он уставился в пол и долго не мог ответить на этот вопрос. Все были нимало удивлены, но решили взять этого «простака». Много лет, как считал Федор Савельевич, Э.Назаров делал «какую–то ерунду», а потом вдруг «Жил бил пёс» – фильм–шедевр. И таких примеров Федор Савельевич мог привести множество и не только о своих коллегах, но многих других людей.
В мультфильме «Лев и Бык» трагическая история превращения дружбы в войну – не самая простая тема для мультфильма. Хитрук экспериментирует с эффектом объема, выразительной мимикой. На одном сеансе, когда шел мультфильм «Лев и бык» были дети. И в момент, когда между Львом и Быком начиналась схватка, ребенок в зале громко заплакал. Настолько эмоциональным был сюжет и изобразительный ряд этого фильма.
Этот последний фильм Ф.С.Хитрука навеян воспоминаниями его далекого детства, когда он читал книгу «Лев и Бык». Он читал книгу много раз и столько же раз плакал над судьбой Льва и Быка, плакал, пока у него не отняли эту книгу. Ему было жалко двух могучих животных, которые не были врагами, но сошлись в смертельной схватке из–за подстрекательств Шакала.
Творчество Ф.С. Хитрука многогранно. Он – режиссёр мультфильмов для детей и взрослых в разных жанрах. Помимо работы в мультипликации, Федор Савельевич снялся в нескольких документальных картинах и часто выступал на телевидении..
Известен он и как автор многих статей об анимационном кино, мемуаров, переводов иноязычной литературы об анимации. Федору Савельевичу удалось с его знанием иностранных языков стать составителем международного словаря анимационных терминов. Творчество Ф.С.Хитрука оказало значительное влияние на развитие отечественного анимационного кино через его организационную, научную, методическую и преподавательскую деятельность. И он был настолько обаятельным, интересным и ярким человеком, с которым было счастье «дышать одним воздухом». Все, кто знал Федора Савельевича, относились к нему с восторгом и уважением.
Федор Савельевич очень любил Юрия Норштейна. Он говорил о его творчестве с особым почитанием. Я тогда не была знакома с Юрием Борисовичем, а когда увидела, немало удивилась. В аудитории появился плотный и коренастый человек с рыжими волосам. Он очень заразительно смеялся, до слез. При общении с Федором Савельевичем о творчестве Юрия Борисовича я представляла его утонченным и худым, бледным и очень серьезным.
Юрий Борисович рассказал о том, что ему удалось заметить некое несоответствие между тем, что создает человек и как он выглядит. При этом он прочитал несколько сентиментальных строк из английской баллады и спросил: «Как бы вы представили этого человека? Наверняка эдаким тщедушным романтиком, а на самом деле он был обжора, бабник и пьяница. А взять Рабле, который написал такую «обжорную вещь», как «Гаргантюа и Пантогрюэль». Маленький, тщедушный доходяга, а как писал!»
То же и Федор Савельевич! Выглядел он очень серьезным, строгим и степенным. Очень напоминал французского актера Жана Габена. А в день своего 70–летнего юбилея после того, как его поздравили школьники песнями и танцами, прошелся, эдаким оригинальным «ПА» по сцене до микрофона. Говорят, что Федор Савельевич отлично отгадывал кроссворды, обладая широчайшей эрудицией. Он был очень остроумным человеком, понимал и ценил юмор, мог сам отлично шутить.
Однажды у меня было потрясение от нашего разговора об изучении иностранного языка. Я записалась в уникальную группу по изучению английского языка к моему другу и коллеге Леониду Ноткину, брату известного телеведущего Бориса Ноткина. Я рассказала Федору Савельевичу об этой уникальной активной методике преподавания – методе двойных контактных групп. То, что я услышала, меня ошеломило. Федору Савельевичу было уже за 70 лет! Он сказал, что с удовольствием таким способом позанимался бы французским языком. И это не было шуткой. С тех пор я освоила не только английский, но и итальянский. И если нужно будет, возьмусь за любой другой язык, сколько бы лет мне не было.
В 1980–х годах Ф.С.Хитрук работал художественным руководителем студии «Мульттелефильм». Это была очень ответственная должность. Нужно было создать с нуля новую студию анимационного кино на телевидении в Останкино. И ему это удалось.
Федор Савельевич был избран вице–президентом Международной ассоциации анимационного кино (ASIFA) (1980–1988) и был одним из инициаторов создания этой международной организации. В 1980–2003 годах преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, где стал одним из инициаторов создания отделения по подготовке режиссёров–мультипликаторов на этих курсах и проявил себя как талантливый педагог. Отделение выпустило многих талантливых режиссеров анимационного кино, которые блестяще проявили себя в отечественной и зарубежной анимации.
С 1995 года Ф.С.Хитрук стал почётным президентом Международного фестиваля анимационных фильмов «Золотая рыбка». С 1996 по 2000 год – почётный президент Ассоциации анимационного кино России. За свою долгую карьеру Фёдор Савельевич Хитрук был награждён многими премиями и призами.
Он – академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», Почётный профессор ВГИКа (2002). В 2006 году Федору Савельевичу была вручена премия «НИКА» «За выдающиеся достижения в российской кинематографии».
Он был не только гениальным мультипликатором и педагогом, но и гениальным человеком с невероятной верой в людей. Он часто говорил о том, что никогда не нужно делать поспешных выводов о людях. Говорил о том, что человек сложен и может повернуться совсем неожиданной стороной, а ошибки в людях стоят очень дорого.
Ф. Хитрук был награжден специальным призом президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино», призами многих международных и отечественных кинофестивалей. В мировой анимации Ф. Хитрука называли русским Диснеем, имея в виду международный масштаб творчества режиссера
В последние годы мастер не был в восторге от голливудских фильмов: «Я смотрю фильмы последних лет, сделанные при помощи электроники. Тот же «Шрэк» сделан с филигранной разработкой деталей, мимики и жеста. Движение очень грамотно. При этом у меня остается впечатление, что это муляж. На витрине выставлены груши, яблоки – они как настоящие, но это муляж. Шрэк – это фантастическая фигура, но движется он как живой. В этом нет того, что есть в «Бемби» или других ранних полнометражных фильмах Диснея».
Федор Савельевич работал в документальном и художественном кино. Он режиссировал анимационные заставки к фильмам «Зигзаг удачи», «Бегство мистера Мак Кинли», «Любить человека», О спорт, ты – мир!» «Ирония судьбы или с легким паром». Ф.С.Хитрук создал замечательные мультфильм, которые составили славу отечественного кино был награжден в Сан–Франциско, Нью–Йорке, Майами, (США), Оберхаузене, Лейпциге (Германия), Венеции (Италия), Корке (Ирландия), Тегеране (Иран), Кракове (Польша), Тампере (Финляндия), Коломбо (Шри–Ланка), Каннах (Франция), Загребе (Хорвантия) и др. Ф.С.Хитрук удостоен Национальной премии ГДР за фильм «Юноша Фридрих Энгельс», созданный на основе рисунков Ф.Энгельса совместно с В.В.Курчевским.
Ф.С.Хитрук – фронтовик, крупнейший художник–мультипликатор, стал знаменит и как режиссер. Его мультфильмы были удостоены многих международных наград. Участник войны, военный переводчик, человек, вернувшийся с фронта в 1947 году из Европы, умудренный опытом, он стал создавать мультфильмы, которые стали новым словом в анимационной реальности. Для этого потребовался и новый язык анимации, наполненный иронией, гротеском, позитивным настроем. Он открывал узнаваемые жизненные реальности, но делал это с такой выразительностью, с которой до него никто не высказывался.
Замечательное поколение! Они служили Отечеству во время Великой Отечественной войны, доблестно сражались на фронте в самых разных армейских частях. Были летчиками, артиллеристами, разведчиками, пехотинцами, саперами. Они вернулись с фронта с наградами и ранениями. Те, кто работал в тылу, создавали для фронта агитационную поддержку. Главное, что они вернулись! Вернулись, чтобы продолжить любимое дело.
Многие в мирное время как художники и режиссеры анимационного кино оказали колоссальное влияние на развитие анимации в нашей стране. Они были яркими и интересными людьми, умели ценить дружбу, юмор и понимали, что такое настоящее искусство.
Они воспитали замечательные кадры, став педагогами, которые щедро делились своими знаниями. Каждый из представителей военного поколения – яркая личность. Их помнят, ими гордятся, на них равняются, а мультфильмы, которые они создали с большой любовью к зрителям, смотрят до сих пор, как дети, так и взрослые.