ОБ ИДЕОЛОГИИ РОССИИ
Часто и с завидным постоянством говорят о том, что в России нет ИДЕОЛОГИИ. В этом нужно разобраться. И нужно, и должно!
Формирование идеологии государства связано с определенной научной доктриной, которая разделяется учеными и принимается представителями власти. Выбор идеология связан с научной концепцией развития общества.
Проблема государственного устройства и его идеология — одна из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». Лучшим считается сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, в котором каждый человек ощущает себя свободным и счастливым. Проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Самые простые слова, которые связаны с развитием общества является ПОСТРОЕНИЕ РАЯ НА ЗЕМЛЕ. Лозунгов может быть много.
В научном мире известными и позитивно оцененными являются три основные идеологические доктрины: 1) древнегреческого философа Платона, 2) классиками марксизма и 3) социолога Макса Вебера. Все эти концепции приемлемы, а их различие в том, что они созданы по разным основаниям.
В СССР была принята доктрина классиков марксизма, которая была предметом обязательного изучения в ВУЗах. Ни одна статья или книга не выходила в свет без цитат классиков марксизма-ленинизма, поэтому большинство граждан имело представление об этой доктрине, а их много, но необходимо знать хотя бы еще ДВЕ!!!
Доктрина философа Платона была раскрыта в трактате «Государство». К сожалению, несмотря на интереснейшие идеи Платона, о его трудах знает очень небольшая прослойка специалистов по философии и людей, активно интересующихся античной философией. Платон тщательно изучал историю древних государств и пришел к выводу, что несовершенство государство заключено в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. Платон выделил все существующие государства на несколько разновидностей в порядке нарастания «корыстных интересов» в их строе.
- Аристократия (ἀριστοκρατία), лучшая из возможных в реальном мире форма правления, по мнению Платона. Это справедливая власть меньшинства самых лучших по своим способностям граждан, обретающих власть в результате своих заслуг. Аристократия предполагает равенство среди самых развитых членов общества, которые занимаются его управлением.
- Тимократия — власть силы и честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В этом государстве правители и воины свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, но уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
- Олигархия. В олигархическом государстве четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию, потому что такая несправедливость не может существовать бесконечно.
- Демократия. Демократический строй, который возникает после олигархии еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы — тирании.
- Тирания. Если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека — тирана.
В диалоге «Государство» (Πολιτεία), написанном в 360 г. до н.э., Платон представляет государство как выражение идеи справедливости и приводит краткий критический анализ видов его устройства. Он размещает их на шкале постепенной деградации, хотя и не утверждает ее неизбежность, скорее это можно считать описанием некоторой тенденции, схожей с разложением строя первобытной демократии. Идеальное «государство будущего», которое пока не существует, в нее не входит. Платон считал, что есть некое геометрическое число кругов истории, которое должно пройти человечество, для того, чтобы установить приемлемое государственное устройство.
Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, в котором у власти будут философы, не отягощенные корыстными целями.
Марксистская модель. Карл Маркс не постулировал, что вопрос общественно-экономических формаций окончательно решён и выделял в разных трудах разные формации. Маркс назвал «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы: азиатский; античный; феодальный; капиталистический.
В варианте, вошедшем во все послевоенные учебники, пятистадийная схема сложилась «в том виде, в каком она была выдвинута в ходе методологических дискуссий конца 20-х — начала 30-х годов» и выглядит следующим образом:
- первобытно-общинный (первобытный коммунизм);
- рабовладельческий;
- феодальный;
- капиталистический (включая империализм как высшую стадию);
- коммунистический (включая социализм как первую стадию).
Схема содействовала утверждению представлений о развитии общества как закономерном и познаваемом процессе и подчёркивала единство всемирно-исторического процесса. Многие советские обществоведы не рассматривали эту схему как нечто навсегда данное, и на протяжении 1960-1980-х годов публиковали статьи и монографии с предложениями по её совершенствованию. Итак:
Первобытно-общинный строй:
— уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет даже самой возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение невозможно. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — исключительно коллективная.
Рабовладельческий строй:
— непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом. Народы Средней, Северной и Восточной Европы, средневековые государства Африки (Нубия, Сеннар, Эфиопия и другие) миновали рабовладельческий строй, перейдя непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму.
Феодализм. В обществе выделяются класс феодалов — собственников земли — и класс зависимых от них крестьян. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право, экономическое принуждение.
Капитализм. — товарный способ производства. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), — владельцев средств производства, — и той части рабочего класса, которая не владеет средствами производства и работает на капиталистов по найму (пролетариат). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.
Коммунизм. Коммунистическая формация в своём развитии проходит фазу социализма и фазу полного коммунизма.
Социализм. В пятистадийной формационной схеме социализм рассматривается в качестве первой фазы высшей — коммунистической — общественной формации.
…Коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества, Маркс и называет «первой» или низшей фазой коммунистического общества.
В.И.Ленин считал, что отсталые страны могут перейти к социализму минуя капитализм в ходе некапиталистического пути развития.
В развитии социализма выделяли переходный период, социализм, построенный в основном, развитой социализм. Маркс и Энгельс не отводили социализму место отдельной общественно-экономической формации. Сами термины «социализм» и «коммунизм» являлись синонимами и обозначали общество, следующее после капитализма.
«Полный коммунизм — это «обратное присвоение, отвоевание» человеком своей предметной сущности, противостоящей ему в форме капитала, и «начало подлинной истории человечества». И как это понимать?
… «Все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»». И этот лозунг марксистов стал особо уязвимым, потому что люди обладают разными способностями и различным отношением к труду, а потребности некоторых людей могут быть ненасыщаемыми.
В результате «перестройки» изучение марксизма как науки и дискуссии о развитии его категорий утрачена, альтернативой марксистской концепции выступали теории немарксистских учёных («стадии роста», «постиндустриальное общество») и пр. На конференции, прошедшей в связи с 200-летием К. Маркса, пятистадийная схема упоминалась как методологическая основа общественных наук за неимением альтернативы. Так дискуссии о методологической основе теории общественных формаций прерывались в истории не раз, но и возобновлялись.
В «Манифесте коммунистической партии» было сказано, что капитализм, победивший в обществе, достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена. Эти отношения превратились в тормоз социального прогресса. Буржуазия выковала не только оружие, несущее смерть (гигантские производительные силы), но и породила людей, которые направят оружие против нее – пролетариат. Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке. Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все те институты, которые ее охраняли. Маркс и Энгельс были убеждены, что ими создана превосходящая все остальные учения наука об обществе и получено истинное знание капитализма в целой как общественно-экономической формации.
Классики марксизма различали три периода развития коммунистической формации:
1) переход от капитализма к социализму;
2) низшую фазу коммунистического общества;
3) высшую фазу коммунизма.
На третьей стадии государство (с исчезновением классов) отмирает, а функции управления берут на себя все свободные и высокоорганизованные производители. Рабочие, кроме своего производительного труда, будут выполнять для себя еще и труд непроизводительный (управленческий). Но, занимаясь управленческим трудом, люди захотят и что-то иметь для себя, а не удовлетворяться койкой и книжной полкой в общаге. А аппетиты некоторых управленцев, как правило, значительны.
Социология Макса Вебера. В СССР только в девяностые годы ХХ века люди, имеющие интерес к философии, социологии и политике, узнали о Максе Вебере (1864-1920) — крупном немецком политическом мыслителе и социологе лишь в девяностые годы. Его основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как призвание и профессия» (1918), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919), «Хозяйство и общество» (1921) и др.
Макс Вебер отмечал две разновидности капитализма: один в лице спекулянтов и предпринимателей, стремящихся к быстрому обогащению любой ценой, другой — в виде «трудоголиков» — людей, для которых главное — сам труд и возможность саморазвития в этом процессе, а также благотворительная помощь обществу. Он писал, что капитализм Нового времени связан не с притоком новых денег, а нового духа.
Сегодня ряд исследователей вновь обращается к трудам Макса Вебера, чтобы найти ответы на вопросы о том, как в современном обществе сформировать соответствующую ему трудовую этику и использовать ее в качестве ускорителя общественного прогресса.
По Веберу, имеется три типа легитимного политического господства. Первый тип называется традиционным. В его основании лежит приверженность традиции и следование законам предков. Структура власти схожа со структурой патриархальной семьи, где властные полномочия передаются по наследству и распределяются в соответствии с личной преданностью, т.е. ВЛАСТЬ принадлежит ГОСПОДИНУ.
Второй тип господства Вебер определил как харизматический (от греч. харизма — божественный дар). Данный тип не привязан к какой-либо исторической эпохе. Он связан с массовой верой в харизму политического вождя. Харизматическими личностями были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон и др. Их действия основаны на силе и подчинении авторитету, социальное окружение не пытается оказывать сопротивление, оно находится в состоянии ожидания чуда. Харизматическое господство, как правило, приводит к социальным потрясениям.
Третий тип господства — легальный. К нему относятся современные европейские государства. Здесь вместо личных интересов и личной преданности на первое место выступает подчинение закону и правовому началу, что в наибольшей степени соответствуют капиталистическому типу хозяйствования с его рациональной структурой экономики. Таким образом для третьего типа господства ЗАКОН — ГОСПОДИН ДЛЯ ВСЕХ, что и выражает перспективу построения ПРАВОВОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Для развития государства Важна выработка законов, улучшающих жизнь граждан, содействующих их процветанию. Важнейшей задачей перед страной является создание «КАРТИНЫ БУДУЩЕГО», в которой должны быть отражены тенденции развития каждого региона и государства в целом. Эта задача лежит на идеологических разработках политических партий, которые выдвигают своих кандидатов на выборы. КАРТИНА БУДУЩЕГО должна быть конкретна и обсуждаться всенародно! Именно КАРТИНА БУДУЩЕГО должна стать основой идеологии страны.
Этому тезису полностью отвечает наша Конституция Российской Федерации, которая и представляет собой основу ИДЕОЛОГИИ РОССИИ. Но чтобы она была действенной, необходимы несколько условий:
- Детальное изучение в школе и в ВУЗах Конституции РФ.
- Обсуждение Статей Конституции РФ в СМИ.
- Совершенствование ЗАКОНОВ, по которым живут народы России.
Это большая, но вполне посильная работа для государства для наполнения статей Конституции конкретными примерами и обстоятельствами жизни граждан России. Конституция РФ как основной закон государства и особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, является основой идеологии России, в которой записано:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
- Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Наполнение каждой статьи Конституции РФ реальными событиями, примерами, текстами, лозунгами и их обсуждение и позволит создать яркие очертания ИДЕОЛОГИИ, включая какой быть личностью . Развитие идеологии может быть бесконечным, оказывать влияние на укрепление России.
Важно учесть и Статью 13 Конституции РФ, которая предполагает по сути оставить вопрос об идеологии открытым.
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной..
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Информационные источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Общественно-экономическая_формация
https://studbooks.net/702995/sotsiologiya/teoriya_obschestva_sotsiologii_maksa_vebera
https://ru.wikipedia.org/wiki/Платон
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/