Жизнь и творчество скульптора Юлии Альбертовны Кун
В наше время усилился интерес к творчеству скульпторов. Стали чаще устраивать выставки работ скульпторов ушедших эпох, а также современных скульпторов. Учится за рубежом было традицией в подготовке скульпторов и художников России. Так Анна Голубкина трижды жила и работала в Париже, консультировалась у знаменитого скульптора Огюста Родена, посещала музеи Лондона. Скульптор Юлия Кун, которая училась в мастерской А.Голубкиной Юлия Албертовна Кун в конце 20-х годов уехала в Аргентину.
Ю.А.Кун родилась в семье, тесно связанной с театром, сценой. Мама была пианисткой, училась у П.И. Чайковского. Отец руководил созданием искусственного освещения Императорских московских Большого и Малого театров. Брат — Николай Кун, известный историк, ученый и профессор, знавший 20 языков. Он автор знаменитой книги «Легенды и мифы Древней Греции», написанной в 1914 году.
Училась Юлия Альбертовна сначала в Строгановке, затем во ВХУТЕМАСе у Анны Голубкиной и Бориса Королева, где увлеклась созданием камей на слоновой кости. Интересно, что для учебы во ВХУТЕМАСе Юлия Альбертовна была рекомендована в 1922 году А.В.Луначарским, министром просвещения Советской Республики. И, конечно, Анатолий Васильевич не мог не знать Николая Куна и его книги. А.В.Луначарский ценил вклад Кунов в культуру России».
Свои замечательные камеи скульптор представила на первой всесоюзной выставке Общества русских скульпторов в 1926 году. Она была единственной из студенток-участников выставки. Был представлена на выставке и скульптурный портрет сына. С этой выставки и состоялось ее знакомство со Степаном Эрьзей.
Скульпторы запланировали совместную выставку за рубежом. Эту идею поддержал А.В. Луначарский. Выставка состоялась осенью 1926 года. Степан Эрьзя был уже маститым скульптором, и это была не первая его выставка в Париже. Он был на 18 лет старше Юлии Кун.
Позже скульпторы поехали в столицу Аргентины Буэнос-Айрес. Юлии Альбертовны владела тремя иностранными языками, что существенно способствовало организации выставки и общению с зарубежными коллегами. Это не была поездка свободных художников. Скульпторы были в загранкомандировке от правительства молодой республики. А 1927 году Юлия Альбертовна вернулась в Россию, а затем снова выехала в далекую Аргентину, где работала до 1931 года, организуя выставки и выполняя заказы правительства Аргентины.
Столица Аргентины в то время была одним из центров белогвардейской эмиграции. Власти Аргентины выслали из страны многих граждан в связи с начавшейся в стране борьбы с левыми движениями. Из СССР был отправлен специальный пароход, чтобы граждане Советской Республики могли уплыть на Родину. Юлии Альбертовне тоже пришлось паковать чемоданы.
Вернувшись в СССР, скульптор Юлия Кун активно включилась в работу МОСХ, создала большую серию скульптурных произведений. В 1933-м на выставке «15 лет РККА (Рабоче-Крестьянская Красная армия), скульптор представила четыре работы, выполненные в гипсе и красном дереве кебрачо.
В 1935 году была организована выставка «Скульптура в дереве», где Юлия Кун выставила уже 10 работ, которые были приобретены Третьяковской галереей и другими музеями.
Как скульптор, Юлия Альбертовна вынашивала идею о том, что скульптура должна быть аллегорической, но выражать не только современность, но и быть устремленной в будущее. Эта идея и была воплощена в монументальной скульптуре «Водный путь». Её лучшие скульптуры, лаконичны, классически ясны по композиции, в них скульптору удалось передать мироощущение новой эпохи, проникнутой пафосом созидания. Юлия Кун приняла участие во всесоюзном конкурсе на скульптурный символ канала «Москва-Волга» и выиграла его. В роковом для многих 1937 году ее знаменитая монументальная статуя «Водный путь» была установлена у Северного речного вокзала в Москве, а также на шлюзах по каналу.
Скульптура «Водный путь» украшает Северный речной вокзал с 1937 года. Это был в год открытия Канала Москва-Волга, а в этом году был отреставрировал парусник на скульптуре.
Фото родных Ю.А.Кун — брат Н.А.Кун, сын Ю.М.Кун, внук Ю.Ю.Кун
Работы Ю. А. Кун представлены в Третьковской галерее (ГТГ), Русском музее (ГРМ) в региональных музеях и частных коллекциях.