РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.10 «Моделерский рисунок»
Направление подготовки 54.03.01 Дизайн
Профиль: Дизайн костюма
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная
Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года
Рабочая программа дисциплины «Моделерский рисунок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 N 1004 и в соответствии с ОПОП по направлению 54.03.01 «Дизайн».
Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина
Содержание
- Цели и задачи дисциплины.
- Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
- Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
- Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
- Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
- Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
- Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
- Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).
- Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: овладение будущими специалистами техникой и методикой выполнения моделерского рисунка на разных этапах проектирования.
Задачи изучения дисциплины:
— научить студентов пониманию композиции, красоты образного построения костюма и различным приемам графики – линейной, светотеневой, полихромной, познакомить со свойствами материалов (карандаш, тушь, акварель, гуашь, темпера), привить навыки выполнения разнообразных шрифтов, применяемых для заголовков и подписей в иллюстративных чертежах, а также использование различных инструментов (рейсфедер, перо, кисть, рапидограф, изограф).
— выполнять технические чертежи, основанные на строгом соблюдении правил, установленными государственными стандартами единой системой конструкторской документации и системой проектной документации.
- Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2015 г. № 1124н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам».
ВЛАДЕТЬ:
— этическими и эстетическими знаниями, необходимыми для совершенствования творческой деятельности;
— навыками самостоятельной работы с научными, справочными, учебно-методическими источниками, профессионально и научно обосновать свои предложения и результаты проектной деятельности;
— техниками изображения и навыками конструктивных решений дизайнерского проекта;
— навыками сбора, обработки хранения и воспроизведения профессиональной информации;
— инструментами методологии дизайн-мышления в рамках проектной работы;
— навыком аргументации своих проектных идей и их воплощения в итоговом продукте; алгоритмом аналитической работы с аналогами;
— основными средствами дизайна пространственных для творческого развития; правилами компьютерного моделирования объемно- форм средовых объектов, графических систем.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Моделерский рисунок» входит в состав дисциплин по выбору вариативной части цикла Б1.
- Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Моделерский рисунок» составляет 3 зачетных единиц или 108 часов (3 зачетных единицы).
Содержание тем (разделов)
- Общие сведения о моделерском рисунке. Роль графики в проектировании дизайна костюма. Определение понятия «Моделерский рисунок». Графическое выполнение рисунков на разных стадиях проектирования. Средства изображения иллюстративных чертежей. Материал и инструменты. Выполнение моделерского рисунка на разных стадиях проектирования. Средства изображения. Материал и инструменты. Техника исполнения моделерского рисунка.
- Проектная графика в дизайне костюма. Принципы проектной графики. Современные технологии в проектной графике. Основы трехмерного моделирования. Культура представления проектной идеи. Проектный образ выражающее отношение к действительности. Инструменты и материалы, используемые для выполнения изображений.
- Переход от изображения в графике к изображению модели, связанной с дизайн-проектированием костюма.Проектный образ в дизайне. Основы композиции и формообразования костюма. Проектный образ. История моделерского рисунка. Работы художников Эртэ (Роман Тыртов), Л.Икарт, Дж.Тиссо, А.Муха и др.
- Графические приемы и средства, используемые в дизайне костюма. Техника коллажа. Основные понятия «тон» и «светотень», «световой контраст» и «нюанс». Отмывка, как основной способ выполнения тональных и светотеневых чертежей. Инструменты материалы, применяемые в технике «отмывки». Сочетание техники отмывки с другими графическими приемами.
- Стилизации моделей одежды. Утрирование характерных черт. Деформация или искажение естественной формы. Построение и стилизация фигуры. Техника рисования в моделерском наброске. Классическике, современные и этнические стили в моделерском рисунке. Приемы стилизации костюма в моделерском рисунке. Прототип и стилизованный костюм.
- Стилизация как совокупность художественных приемов для создания новых оригинальных произведений. Деформация как стилизующий прием, позволяющим показать исключительность художественной манеры автора.
- Введение в динамическую анатомию, изучение взаимосвязи типов движения, формы одежды и материалов. Приемы построения фигуры по схемам. Пропорционально — конструктивные пояса, пластика фигуры. Построение силуэтных форм костюма. Прорисовка пластических свойств ткани на фигуре. Детали одежды в художественном проектировании костюма. Конструктивность и декоративность в проектирование костюма Проектирование целостного образа костюма.
- Разработка образных эскизов и развитие идеи в заданном направлении. Способы композиционного выражения замысла. Трансляция в моделях единого образного решения. Фактурное решения в моделях, повторение различных элементов в костюме. Применение единой отделки. Единство формального решения силуэтов. Единство пропорционального дробления силуэтов. Вид отделки авторской коллекции.
- Разработка эскизной авторской коллекции костюмов. Способы композиционного выражения замысла. Трансляция в моделях единого образного решения. Фактурное решения в моделях, повторение различных элементов в костюме. Применение единой отделки. Единство формального решения силуэтов. Единство пропорционального дробления силуэтов. Вид отделки авторской коллекции.
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (ссылка на http://www.iprbookshop.ru)
- Сторожев В.И. Приемы построения и передачи характера в рисунке головы человека: учебно-методическое пособие / Сторожев В.И.— Н.: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 24— c. http://www.iprbookshop.ru/16041.
- Смекалов И.В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие / Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.— О.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. 97— c. http://www.iprbookshop.ru/33629
Смекалов И.В. Методика преподавания живописи в практике авангардистов Оренбурга и Бузулука: учебно-методическое пособие / Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.— О.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. 27— c. http://www.iprbookshop.ru/21606.
- Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень вопросов к зачету
- Общие сведения о моделерском рисунке. Роль графики в проектировании дизайна костюма. Определение понятия «Моделерский рисунок». Графическое выполнение рисунков на разных стадиях проектирования. Средства изображения иллюстративных чертежей. Материал и инструменты. Выполнение моделерского рисунка на разных стадиях проектирования. Средства изображения. Материал и инструменты. Техника исполнения моделерского рисунка.
- Проектная графика в дизайне костюма. Принципы проектной графики. Современные технологии в проектной графике. Основы трехмерного моделирования. Культура представления проектной идеи. Проектный образ выражающее отношение к действительности. Инструменты и материалы, используемые для выполнения изображений.
- Переход от изображения в графике к изображению модели, связанной с дизайн-проектированием костюма.Проектный образ в дизайне. Основы композиции и формообразования костюма. Проектный образ. История моделерского рисунка. Работы художников Эртэ (Роман Тыртов), Л.Икарт, Дж.Тиссо, А.Муха и др.
- Графические приемы и средства, используемые в дизайне костюма. Техника коллажа. Основные понятия «тон» и «светотень», «световой контраст» и «нюанс». Отмывка, как основной способ выполнения тональных и светотеневых чертежей. Инструменты материалы, применяемые в технике «отмывки». Сочетание техники отмывки с другими графическими приемами.
- Стилизации моделей одежды. Утрирование характерных черт. Деформация или искажение естественной формы. Построение и стилизация фигуры. Техника рисования в моделерском наброске. Классическике, современные и этнические стили в моделерском рисунке. Приемы стилизации костюма в моделерском рисунке. Прототип и стилизованный костюм.
- Стилизация как совокупность художественных приемов для создания новых оригинальных произведений. Деформация как стилизующий прием, позволяющим показать исключительность художественной манеры автора.
- Введение в динамическую анатомию, изучение взаимосвязи типов движения, формы одежды и материалов. Приемы построения фигуры по схемам. Пропорционально — конструктивные пояса, пластика фигуры. Построение силуэтных форм костюма. Прорисовка пластических свойств ткани на фигуре. Детали одежды в художественном проектировании костюма. Конструктивность и декоративность в проектирование костюма Проектирование целостного образа костюма.
- Разработка образных эскизов и развитие идеи в заданном направлении. Способы композиционного выражения замысла. Трансляция в моделях единого образного решения. Фактурное решения в моделях, повторение различных элементов в костюме. Применение единой отделки. Единство формального решения силуэтов. Единство пропорционального дробления силуэтов. Вид отделки авторской коллекции.
- Разработка эскизной авторской коллекции костюмов. Способы композиционного выражения замысла. Трансляция в моделях единого образного решения. Фактурное решения в моделях, повторение различных элементов в костюме. Применение единой отделки. Единство формального решения силуэтов. Единство пропорционального дробления силуэтов. Вид отделки авторской коллекции.
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
- Ющенко О.В. Проектная графика в дизайне костюма: учебное пособие / Ющенко О.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 101— c. http://www.iprbookshop.ru/32794
- Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: учебно-методическое пособие / Шаповал А.В.— Н.: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 25— c. http://www.iprbookshop.ru/15975
- Плешивцев А.А. Технический рисунок и основы композиции: учебное пособие / Плешивцев А.А.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. 162— c.
http://www.iprbookshop.ru/30789
Перечень вопросов к экзамену
- Формообразование в костюме.
- Характеристика способов формообразования
- Основы композиции костюма.
- Композиция – как средство художественного проектирования.
- Категории композиции: тектоника и объемно-пространственная
структура.
- Первичные элементы объемно-пространственной структуры одежды.
- Объемно-пространственная форма одежды.
- Понятие внешней формы одежды;
- Геометрический вид формы;
- Линии формы;
- Виды силуэтов костюма.
- Вид поверхности формы.
- Размер и масса формы.
- Членение формы.
- Свойства композиции.
- Цельность формы и соподчиненности элементов в костюме.
- Закономерности выявления композиционного центра.
- Симметрия, асимметрия в костюме.
- Статичность и динамичность в костюме.
- Единство характера форм.
- Средства композиции костюма.
- Пропорции и отношения;
- Масштаб и масштабность.
- Ритмическая и метрическая согласованность между элементами
костюма.
- Принцип тождества, нюанса, контраста.
- Цвет в композиции костюма.
- Закономерности зрительного восприятия формы костюма.
- Понятие зрительных иллюзий.
- Иллюзии восприятия формы.
- Иллюзия восприятия линии на поверхности формы одежды.
- Иллюзии восприятия цвета.
- Художественные системы формообразования в одежде.
- Определение понятия «художественная система».
- Виды художественных систем в проектировании одежды.
- Процесс создания модной коллекции, средства объединения моделей в коллекции.
- Тектонические системы формообразования в костюме.
- Понятие тектоники формы.
- Оболочковые системы формообразования.
- Каркасные системы формообразования.
- Характеристика способов формообразования.
- Анализ симметрии и асимметрии в композиции костюма.
- Анализ цветовой гармонии объемно-пластической формы одежды.
- Анализ зрительных иллюзий и коррективы формы одежды.
- Анализ художественных свойств материалов.
- Приведите примеры применения зрительных иллюзий в костюме.
- На какие группы делится все многообразие цветов?
- Эмоциональное воздействие цвета.
- Характеристика хроматических и ахроматических цветов.
- Перечислить виды зрительных иллюзий при восприятии цветов.
50.Что такое фактура поверхности?
- Определение понятия композиции и ее задачи в создании костюма.
- Тектоника и объемно-пространственная структура.
- Свойства пространственной формы костюма (величина, масса, фактура, светотень).
- Средства композиции и их применение. Композиционные элементы: точка, линия, пятно, плоскость.
- Категории композиции.
- Тектоника и объёмно-пространственная структура.
- Теория композиции.
- Ритмическая композиция, использование контраста, нюанса, тождества и композиции центра в композиции.
- Средства композиции и их применение. Композиционные элементы: точка, линия, пятно, плоскость.
- Силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды.
61.Силуэт в виде простых геометрических форм: квадрат, прямоугольник, трапеция, овал и т.д.
- Простые и сложные формы силуэта костюма. Экзотические виды силуэта.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям семинарского типа (практическим занятиям)
- Создание композиций из ее компонентов: форма и силуэт; линии (конструктивные и декоративные) и цвет; отдельные детали одежды и декоративные элементы.
- Чёрно-белая графика (линейная, пятновая, линейно-пятновая, точечная).
- Приемы графической подачи в цветном решении эскизов (аппликация, монотипия, энкаустика).
- Приемы отображения и передачи пластических свойств тканей графическими способами.
- Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции.
- Использование техники коллажа в костюмном эскизе.
- Цветовой контраст и нюанс в композиции. Создание свето-цветового контраста и нюанса в композиции костюма, используя технику аппликации.
- Цветовые гармонии в композиции костюма.
- Цвет и ритм в композиции.
- Организация форм костюма с помощью цвета и ритма.
- Природа как источник творчества. Использование животного и растительного мира как источник вдохновения.
- Фактура в композиции костюма. Использование различных материалов при создании фактур.
- Силуэты в виде простых геометрических форм: квадрат, прямоугольник, трапеция, овал и т.д.
- Простые и сложные формы силуэта костюма.
- Экзотические виды силуэта.
- Практическое использование категорий композиции для построения модели костюма.
- Иррациональные пропорции.
- Категории композиции: Масштабность. Силуэт. Контраст. Тождество. Нюанс. Симметрия. Асимметрия.
- Практическое упражнение на выполнение графических фактур на основе растительных форм с применение знаний о контрасте, нюансе и тождестве.
- Основные свойства композиции костюма.
- Законы композиции.
- Целостность как свойство композиции.
- Симметрия и ее роль в композиции костюма.
- Силуэт и его роль в композиции костюма.
Темы рефератов, эссе и др. (при необходимости)
- Средства композиции и их применение в работе дизайнера по костюму.
- Ритмическая композиция, использование контраста, нюанса, тождества и композиции центра в композиции.
- Создание композиции костюма в молодежном стиле.
- Использование композиционных элементов: точка, линия, пятно, плоскость.
- Практическое упражнение на выполнение графических фактур на основе растительных форм с применение знаний о контрасте, нюансе и тождестве.
- Использование симметрии и асимметрии, статики и динамики в композиции костюма.
- Цветовое решении костюма.
- Равновесие в композиции. Динамичность. Соразмерность и соподчиненность. Подобие или тождество. Композиционный центр. Целостность композиции.
- Силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Силуэт как простые геометрические формы: квадрат, прямоугольник, трапеция, овал и т.д. Простые и сложные формы силуэта костюма. Экзотические виды силуэта.
- Законы и принципы композиции. Первый закон композиции — цельность, или наличие целого. Второй закон композиции — закон пропорций.
- Принцип золотого сечения. Асимметрияв костюме.
- Четвертый закон композиции — закон ритма.
- Пятый закон композиции — выделение главного в составе целого.
- Оптические иллюзии в композиции.
- Графическое решение набросков, с фигуры используя оптические иллюзии. Иллюзия психологического отвлечения.
- Использование зрительных иллюзий в моделировании одежды. Иллюзия объема и пространственное. «Обманный» эффект в моделях П.Умбера.
- Применение в моделях полосатых тканей с разным ритмом полосок с иллюзией движения. Иллюзия движения в рисунка тканей в моделях коллекции лета.
- Иллюзии с подчеркиванием узкой талии в моделях Дж. Версаче.
- Два метода «французский» — подчеркивание достоинств фигуры человека; «русский» — скрывание недостатков фигуры.
- Построение орнаментальных композиций из геометрических форм на основе творческого источника. Способы трансформации.
- Метр и ритм в композиции. Ритмическая организация костюма.
- Орнамент и художественный стиль своего времени. Костюм и орнаментальный рисунок полотна.
- Основные принципы организации декоративной композиции.
- Приемы графической подачи и графические возможности в изображении объектов.
- Декоративное рисование драпировок в женской одежде. Декоративная стилизация.
- Цвет и фактура в композиции. Язык цвета одежды, цветовые гармонии. Символика, выразительность цвета.
- Цвет и пятно в композиции. Организация цветовых пятен в форме костюма.
- Архитектура как источник творчества.
- Ткань как источник творчества. Использование пластических и фактурных свойств различных тканей в костюме.
- Литературно-художественные и живописные произведения и как источник вдохновения
Основная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)
- Ющенко О.В. Проектная графика в дизайне костюма: учебное пособие / Ющенко О.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 101— c. http://www.iprbookshop.ru/32794
- Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: учебно-методическое пособие / Шаповал А.В.— Н.: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 25— c. http://www.iprbookshop.ru/15975
- Плешивцев А.А. Технический рисунок и основы композиции: учебное пособие / Плешивцев А.А.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. 162— c.
http://www.iprbookshop.ru/30789
Дополнительная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)
- Азиева Е.В. Зрительные иллюзии в дизайне костюма: учебное пособие / Азиева Е.В., Филатова Е.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/32785
- Шиков М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учебное пособие / Шиков М.Г., Дубовская Л.Ю.— М.: Вышэйшая школа, 2014. 168— c. http://www.iprbookshop.ru/35538
- Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
- Электронно-библиотечная система IPRbooks (ЭБС IPRbooks) — электронная библиотека по всем отраслям знаний http://www.iprbookshop.ru
- http://designhistory.ru
- http://sreda.boom.ru
- http://designmuseum.org
- http://wikipedia.org
- http://www.vasarely.tvn.hu
- http://www.bauhaus.de
- http://www.sgu.ru/rus_hist
- http://www.timegate.ru
- http://www.moma.org/collection
См.также:
ДЖОРДЖИО АРМАНИ: ЭЛЕГАНТНЫЙ ДЕЛОВОЙ СТИЛь