ЭСКИЗЫ КОСТЮМА. МОДЕЛЕРСКИЙ РИСУНОК. Программа ВУЗа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.10 «Моделерский рисунок»

Направление подготовки 54.03.01 Дизайн

Профиль: Дизайн костюма

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная

Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года

         Рабочая программа дисциплины «Моделерский рисунок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 N 1004 и в соответствии с ОПОП по направлению 54.03.01 «Дизайн».

Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина

Содержание

  1. Цели и задачи дисциплины.
  2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
  3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
  4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
  5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
  6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
  7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
  8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
  9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).
  10. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины: овладение будущими специалистами техникой и методикой выполнения моделерского рисунка на разных этапах проектирования.

Задачи изучения дисциплины:

— научить студентов пониманию композиции, красоты образного построения костюма и различным приемам  графики – линейной, светотеневой, полихромной, познакомить со свойствами материалов (карандаш, тушь, акварель, гуашь, темпера), привить навыки выполнения разнообразных шрифтов, применяемых для заголовков и подписей в иллюстративных чертежах, а также использование различных инструментов (рейсфедер, перо, кисть, рапидограф, изограф).

— выполнять технические чертежи, основанные на строгом соблюдении правил, установленными государственными стандартами единой системой конструкторской документации и системой проектной документации.

 

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).

Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2015 г. № 1124н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам».

ВЛАДЕТЬ:

— этическими и эстетическими знаниями, необходимыми для совершенствования творческой деятельности;

— навыками самостоятельной работы с научными, справочными, учебно-методическими источниками, профессионально и научно обосновать свои предложения и результаты проектной деятельности;

— техниками изображения и навыками конструктивных решений дизайнерского проекта;

— навыками сбора, обработки хранения и воспроизведения  профессиональной информации;

— инструментами методологии дизайн-мышления в рамках проектной работы;

— навыком аргументации своих проектных идей и их воплощения в итоговом продукте; алгоритмом аналитической работы с аналогами;

— основными средствами дизайна пространственных для творческого развития; правилами компьютерного моделирования объемно- форм средовых объектов, графических систем.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Моделерский рисунок» входит в состав дисциплин по выбору вариативной части цикла Б1.

 

  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Моделерский рисунок» составляет 3 зачетных единиц или 108 часов (3 зачетных единицы).

Содержание тем (разделов)

  1. Общие сведения о моделерском рисунке. Роль графики в проектировании дизайна костюма. Определение понятия «Моделерский рисунок». Графическое выполнение рисунков на разных стадиях проектирования. Средства изображения иллюстративных чертежей. Материал и инструменты. Выполнение моделерского рисунка на разных стадиях проектирования. Средства изображения. Материал и инструменты. Техника исполнения моделерского рисунка.

  1. Проектная графика в дизайне костюма. Принципы проектной графики. Современные технологии в проектной графике. Основы трехмерного моделирования. Культура представления проектной идеи. Проектный образ выражающее отношение к действительности. Инструменты и материалы, используемые для выполнения изображений.

  1. Переход от изображения в графике к изображению модели, связанной с дизайн-проектированием костюма.Проектный образ в дизайне. Основы композиции и формообразования костюма. Проектный образ. История моделерского рисунка. Работы художников Эртэ (Роман Тыртов), Л.Икарт, Дж.Тиссо, А.Муха и др.

  1. Графические приемы и средства, используемые в дизайне костюма. Техника коллажа. Основные понятия «тон» и «светотень», «световой контраст» и «нюанс». Отмывка, как основной способ выполнения тональных и светотеневых чертежей. Инструменты материалы, применяемые в технике «отмывки». Сочетание техники отмывки с другими графическими приемами.

  1.  Стилизации моделей одежды. Утрирование харак­терных черт. Деформация или искажение естест­венной формы. Построение и стилизация фигуры. Техника рисования в моделерском наброске. Классическике, современные и этнические стили в моделерском рисунке. Приемы стилизации костюма в моделерском рисунке. Прототип и стилизованный костюм.

  1. Стилизация как со­вокупность художественных при­емов для создания новых оригинальных произведений. Деформация как стилизующий прием, позво­ляющим показать исключительность художественной манеры автора.
  2. Введение в динамическую анатомию, изучение взаимосвязи типов движения, формы одежды и материалов. Приемы построения фигуры по схемам. Пропорционально — конструктивные пояса, пластика фигуры. Построение силуэтных форм костюма. Прорисовка пластических свойств ткани на фигуре. Детали одежды в художественном проектировании костюма. Конструктивность и декоративность в проектирование костюма Проектирование целостного образа костюма.
  3. Разработка образных эскизов и развитие идеи в заданном направлении. Способы композиционного выражения замысла. Трансляция  в  моделях  единого  образного  решения. Фактурное решения  в  моделях,  повторение различных элементов в костюме. Применение  единой  отделки. Единство формального решения силуэтов.     Единство  пропорционального дробления  силуэтов. Вид отделки  авторской  коллекции.
  4. Разработка эскизной авторской коллекции костюмов. Способы композиционного выражения замысла. Трансляция в моделях единого  образного решения. Фактурное решения в моделях,  повторение различных элементов в костюме. Применение единой  отделки. Единство формального решения силуэтов.     Единство  пропорционального  дробления  силуэтов. Вид отделки  авторской  коллекции.
  5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (ссылка на http://www.iprbookshop.ru)
  6. Сторожев В.И. Приемы построения и передачи характера в рисунке головы человека: учебно-методическое пособие / Сторожев В.И.— Н.: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 24— c. http://www.iprbookshop.ru/16041.
  7. Смекалов И.В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие / Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.— О.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. 97— c. http://www.iprbookshop.ru/33629

Смекалов И.В. Методика преподавания живописи в практике авангардистов Оренбурга и Бузулука: учебно-методическое пособие / Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.— О.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. 27— c. http://www.iprbookshop.ru/21606.

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень вопросов к зачету

  1. Общие сведения о моделерском рисунке. Роль графики в проектировании дизайна костюма. Определение понятия «Моделерский рисунок». Графическое выполнение рисунков на разных стадиях проектирования. Средства изображения иллюстративных чертежей. Материал и инструменты. Выполнение моделерского рисунка на разных стадиях проектирования. Средства изображения. Материал и инструменты. Техника исполнения моделерского рисунка.
  2. Проектная графика в дизайне костюма. Принципы проектной графики. Современные технологии в проектной графике. Основы трехмерного моделирования. Культура представления проектной идеи. Проектный образ выражающее отношение к действительности. Инструменты и материалы, используемые для выполнения изображений.
  3. Переход от изображения в графике к изображению модели, связанной с дизайн-проектированием костюма.Проектный образ в дизайне. Основы композиции и формообразования костюма. Проектный образ. История моделерского рисунка. Работы художников Эртэ (Роман Тыртов), Л.Икарт, Дж.Тиссо, А.Муха и др.
  4. Графические приемы и средства, используемые в дизайне костюма. Техника коллажа. Основные понятия «тон» и «светотень», «световой контраст» и «нюанс». Отмывка, как основной способ выполнения тональных и светотеневых чертежей. Инструменты материалы, применяемые в технике «отмывки». Сочетание техники отмывки с другими графическими приемами.
  5.  Стилизации моделей одежды. Утрирование харак­терных черт. Деформация или искажение естест­венной формы. Построение и стилизация фигуры. Техника рисования в моделерском наброске. Классическике, современные и этнические стили в моделерском рисунке. Приемы стилизации костюма в моделерском рисунке. Прототип и стилизованный костюм.
  6. Стилизация как со­вокупность художественных при­емов для создания новых оригинальных произведений. Деформация как стилизующий прием, позво­ляющим показать исключительность художественной манеры автора.
  7. Введение в динамическую анатомию, изучение взаимосвязи типов движения, формы одежды и материалов. Приемы построения фигуры по схемам. Пропорционально — конструктивные пояса, пластика фигуры. Построение силуэтных форм костюма. Прорисовка пластических свойств ткани на фигуре. Детали одежды в художественном проектировании костюма. Конструктивность и декоративность в проектирование костюма Проектирование целостного образа костюма.
  8. Разработка образных эскизов и развитие идеи в заданном направлении. Способы композиционного выражения замысла. Трансляция  в  моделях  единого  образного  решения. Фактурное решения  в  моделях,  повторение различных элементов в костюме. Применение  единой  отделки. Единство формального решения силуэтов.     Единство пропорционального дробления  силуэтов. Вид отделки  авторской  коллекции.
  9. Разработка эскизной авторской коллекции костюмов. Способы композиционного выражения замысла. Трансляция в моделях единого  образного решения. Фактурное решения в моделях,  повторение различных элементов в костюме. Применение единой  отделки. Единство формального решения силуэтов.     Единство пропорционального дробления  силуэтов. Вид отделки  авторской  коллекции.
  10. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
  11. Ющенко О.В. Проектная графика в дизайне костюма: учебное пособие / Ющенко О.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 101— c. http://www.iprbookshop.ru/32794
  12. Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: учебно-методическое пособие / Шаповал А.В.— Н.: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 25— c. http://www.iprbookshop.ru/15975
  13. Плешивцев А.А. Технический рисунок и основы композиции: учебное пособие / Плешивцев А.А.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. 162— c.

http://www.iprbookshop.ru/30789

Перечень вопросов к экзамену

  1. Формообразование в костюме.
  2. Характеристика способов формообразования
  3. Основы композиции костюма.
  4. Композиция – как средство художественного проектирования.
  5. Категории композиции: тектоника и объемно-пространственная

структура.

  1. Первичные элементы объемно-пространственной структуры одежды.
  2. Объемно-пространственная форма одежды.
  3. Понятие внешней формы одежды;
  4. Геометрический вид формы;
  5. Линии формы;
  6. Виды силуэтов костюма.
  7. Вид поверхности формы.
  8. Размер и масса формы.
  9. Членение формы.
  10. Свойства композиции.
  11. Цельность формы и соподчиненности элементов в костюме.
  12. Закономерности выявления композиционного центра.
  13. Симметрия, асимметрия в костюме.
  14. Статичность и динамичность в костюме.
  15. Единство характера форм.
  16. Средства композиции костюма.
  17. Пропорции и отношения;
  18. Масштаб и масштабность.
  19. Ритмическая и метрическая согласованность между элементами

костюма.

  1. Принцип тождества, нюанса, контраста.
  2. Цвет в композиции костюма.
  3. Закономерности зрительного восприятия формы костюма.
  4. Понятие зрительных иллюзий.
  5. Иллюзии восприятия формы.
  6. Иллюзия восприятия линии на поверхности формы одежды.
  7. Иллюзии восприятия цвета.
  8. Художественные системы формообразования в одежде.
  9. Определение понятия «художественная система».
  10. Виды художественных систем в проектировании одежды.
  11. Процесс создания модной коллекции, средства объединения моделей в коллекции.
  12. Тектонические системы формообразования в костюме.
  13. Понятие тектоники формы.
  14. Оболочковые системы формообразования.
  15. Каркасные системы формообразования.
  16. Характеристика способов формообразования.
  17. Анализ симметрии и асимметрии в композиции костюма.
  18. Анализ цветовой гармонии объемно-пластической формы одежды.
  19. Анализ зрительных иллюзий и коррективы формы одежды.
  20. Анализ художественных свойств материалов.
  21. Приведите примеры применения зрительных иллюзий в костюме.
  22. На какие группы делится все многообразие цветов?
  23. Эмоциональное воздействие цвета.
  24. Характеристика хроматических и ахроматических цветов.
  25. Перечислить виды зрительных иллюзий при восприятии цветов.

50.Что такое фактура поверхности?

  1. Определение понятия композиции и ее задачи в создании костюма.
  2. Тектоника и объемно-пространственная структура.
  3. Свойства пространственной формы костюма (величина, масса, фактура, светотень).
  4. Средства композиции и их применение. Композиционные элементы: точка, линия, пятно, плоскость.
  5. Категории композиции.
  6. Тектоника и объёмно-пространственная структура.
  7. Теория композиции.
  8. Ритмическая композиция, использование контраста, нюанса, тождества и композиции центра в композиции.
  9. Средства композиции и их применение. Композиционные элементы: точка, линия, пятно, плоскость.
  10. Силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды.

61.Силуэт в виде простых геометрических форм: квадрат, прямоугольник, трапеция, овал и т.д.

  1. Простые и сложные формы силуэта костюма. Экзотические виды силуэта.

Вопросы и задания для подготовки к занятиям семинарского типа (практическим занятиям)

  1. Создание композиций из ее компонентов: форма и силуэт; линии (конструктивные и декоративные) и цвет; отдельные детали одежды и декоративные элементы.
  2. Чёрно-белая графика (линейная, пятновая, линейно-пятновая, точечная).
  3. Приемы графической подачи в цветном решении эскизов (аппликация, монотипия, энкаустика).
  4. Приемы отображения и передачи пластических свойств тканей графическими способами.
  5. Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции.
  6. Использование техники коллажа в костюмном эскизе.
  7. Цветовой контраст и нюанс в композиции. Создание свето-цветового контраста и нюанса в композиции костюма, используя технику аппликации.
  8. Цветовые гармонии в композиции костюма.
  9. Цвет и ритм в композиции.
  10. Организация форм костюма с помощью цвета и ритма.
  11. Природа как источник творчества. Использование животного и растительного мира как источник вдохновения.
  12. Фактура в  композиции костюма. Использование различных материалов   при   создании фактур.
  13. Силуэты в виде простых геометрических форм: квадрат, прямоугольник, трапеция, овал и т.д.
  14. Простые и сложные формы силуэта костюма.
  15. Экзотические виды силуэта.
  16. Практическое использование категорий композиции для построения модели костюма.
  17. Иррациональные пропорции.
  18. Категории композиции: Масштабность. Силуэт. Контраст. Тождество. Нюанс. Симметрия. Асимметрия.
  19. Практическое упражнение на выполнение графических фактур на основе растительных форм с применение знаний о контрасте, нюансе и тождестве.
  20. Основные свойства композиции костюма.
  21. Законы композиции.
  22. Целостность как свойство композиции.
  23. Симметрия и ее роль в композиции костюма.
  24. Силуэт и его роль в композиции костюма.

Темы рефератов, эссе и др. (при необходимости)

  1. Средства композиции и их применение в работе дизайнера по костюму.
  2. Ритмическая композиция, использование контраста, нюанса, тождества и композиции центра в композиции.
  3. Создание композиции костюма в молодежном стиле.
  4. Использование композиционных элементов: точка, линия, пятно, плоскость.
  5. Практическое упражнение на выполнение графических фактур на основе растительных форм с применение знаний о контрасте, нюансе и тождестве.
  6. Использование симметрии и асимметрии, статики и динамики в композиции костюма.
  7. Цветовое решении костюма.
  8. Равновесие в композиции. Динамичность. Соразмерность и соподчиненность. Подобие или тождество. Композиционный центр. Целостность композиции.
  9. Силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Силуэт как простые геометрические формы: квадрат, прямоугольник, трапеция, овал и т.д. Простые и сложные формы силуэта костюма. Экзотические виды силуэта.
  10. Законы и принципы композиции. Первый закон композиции — цельность, или наличие целого. Второй закон композиции — закон пропорций.
  11. Принцип золотого сечения. Асимметрияв костюме.
  12. Четвертый закон композиции — закон ритма.
  13. Пятый закон композиции — выделение главного в составе целого.
  14. Оптические иллюзии в композиции.
  15. Графическое решение набросков, с фигуры используя оптические иллюзии. Иллюзия психологического отвлечения.
  16. Использование зрительных иллюзий в моделировании одежды. Иллюзия объема и пространственное. «Обманный» эффект в моделях П.Умбера.
  17. Применение в моделях полосатых тканей с разным ритмом полосок с иллюзией движения. Иллюзия движения в рисунка тканей в моделях коллекции лета.
  18. Иллюзии с подчеркиванием узкой талии в моделях Дж. Версаче.
  19. Два метода «французский» — подчеркивание достоинств фигуры человека; «русский» — скрывание недостатков фигуры.
  20. Построение орнаментальных композиций из геометрических форм на основе творческого источника. Способы трансформации.
  21. Метр и ритм в композиции. Ритмическая организация костюма.
  22. Орнамент и художественный стиль своего времени. Костюм и орнаментальный рисунок полотна.
  23. Основные принципы организации декоративной композиции.
  24. Приемы графической подачи и графические возможности в изображении объектов.
  25. Декоративное рисование драпировок в женской одежде. Декоративная стилизация.
  26. Цвет и фактура в композиции. Язык цвета одежды, цветовые гармонии. Символика, выразительность цвета.
  27. Цвет и пятно в композиции. Организация цветовых пятен в форме костюма.
  28. Архитектура как источник творчества.
  29. Ткань как источник творчества. Использование пластических и фактурных свойств различных тканей в костюме.
  30. Литературно-художественные и живописные произведения и как источник вдохновения

Основная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)

  1. Ющенко О.В. Проектная графика в дизайне костюма: учебное пособие / Ющенко О.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 101— c. http://www.iprbookshop.ru/32794
  2. Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: учебно-методическое пособие / Шаповал А.В.— Н.: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 25— c. http://www.iprbookshop.ru/15975
  3. Плешивцев А.А. Технический рисунок и основы композиции: учебное пособие / Плешивцев А.А.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. 162— c.

http://www.iprbookshop.ru/30789

Дополнительная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)

  1. Азиева Е.В. Зрительные иллюзии в дизайне костюма: учебное пособие / Азиева Е.В., Филатова Е.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/32785
  2. Шиков М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учебное пособие / Шиков М.Г., Дубовская Л.Ю.— М.: Вышэйшая школа, 2014. 168— c. http://www.iprbookshop.ru/35538
  3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
  4. Электронно-библиотечная система IPRbooks (ЭБС IPRbooks) электронная библиотека по всем отраслям знаний http://www.iprbookshop.ru
  5. http://designhistory.ru
  6. http://sreda.boom.ru
  7. http://designmuseum.org
  8. http://wikipedia.org
  9. http://www.vasarely.tvn.hu
  10. http://www.bauhaus.de
  11. http://www.sgu.ru/rus_hist
  12. http://www.timegate.ru
  13. http://www.moma.org/collection

См.также:

 

 ДЖОРДЖИО АРМАНИ: ЭЛЕГАНТНЫЙ ДЕЛОВОЙ СТИЛь

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *