ДЕКОРИРОВАНИЕ КОСТЮМА. Программа ВУЗа

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.9 «Декорирование костюма»

Направление подготовки 54.03.01 Дизайн

Профиль: Дизайн костюма

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная

Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года

Москва – 2019 г.

 

Рабочая программа дисциплины «Декорирование костюма» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 N 1004 и в соответствии с ОПОП по направлению 54.03.01 «Дизайн».

Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина

Содержание

  1. Цели и задачи дисциплины.
  2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
  3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
  4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
  5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
  6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
  7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
  8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
  9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).

 

1.Цель и задачи дисциплины:

Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Декорирование костюма» являются получение студентами теоретических знаний по подготовке и изготовлению декоративных элементов; формирование навыков применения полученных знаний в практической деятельности;

изучение типов декорирования костюма.

Задачи изучения дисциплины:

  • дать понятия декорированию костюма;
  • познакомить студентов с возникновением декорирования;
  • познакомить со спецификой изготовления элементов декора в разных странах в разные периоды времени;
  • определить значение композиционного декора в современном мире;
  • научить студентов ориентироваться в большом многообразии современных декоративных элементов;
  • научить разрабатывать концепцию декора костюма;
  • научить применять проектные технологии.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы)

Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2015 г. № 1124н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам».

 

ВЛАДЕТЬ:

— этической и эстетической аргументацией при оценке произведений искусства, их стилевых особенностей;

— этическими и эстетическими знаниями, необходимыми для совершенствования творческой деятельности;

— навыками самостоятельной работы с научными, справочными, учебно-методическими источниками, профессионально и научно обосновать свои предложения и результаты проектной деятельности;

— техниками изображения и навыками конструктивных решений дизайнерского проекта;

— навыками сбора, обработки хранения и воспроизведения  профессиональной информации;

— инструментами методологии дизайн-мышления в рамках проектной работы;

— навыком аргументации своих проектных идей и их воплощения в итоговом продукте; алгоритмом аналитической работы с аналогами;

— основными средствами дизайна пространственных для творческого развития; правилами компьютерного моделирования объемно- форм средовых объектов, графических систем.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Декорирование костюма» входит в состав дисциплин по выбору вариативной части цикла Б1.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Декорирование костюма» составляет 6 зачётных единиц или 216 часов (6 зачетных единиц).

 Очная форма обучения

дисциплина изучается в 6,7 семестрах   

 

                                                  Содержание тем (разделов)

  1. Теоретические и технологически основы композиционного декора. Понятие декора в костюме. Значение декора для оформления костюма. Место декора в художественном оформлении костюма: дизайн-проектирование, дизайн, декорирование, стайлинг. Место декора в творчестве признанных дизайнеров.
  2. Возникновение и развитие декорирования. История возникновения и развитие декорирования костюма. Способы художественного оформления костюма с помощью декора. Текстиль и вышивка в декоре. Бисер, стекло, перья, кожа, мех и металлические нити в декорировании костюма. Орнамент и художественная роспись тканей в декоре костюма.
  3. Тенденции и динамика развития декораций в современном мире. Новые материалы как важнейшая составляющая формирования инновационного оформления костюма. Трансформация и эволюция традиционного функционального декора как следствие социо-культурного развития и технологического прогресса.

4.   Изобразительная информация, графика. Историография знаковой системы. Современные системы знаковой

визуальной коммуникации. Пиктографические системы информации. Символика и семантика различных

визуальных систем. Фирменный стиль и школа. Визуальные коммуникации.

5. Декорирование как средство художественного оформления костюма. Последовательность работ по     проектированию декора в костюме. Средства реализации замысла в проекте: графическое и макетное визуальное моделирование, использование света и цвета, дополнительные средства, работа с каталогами и справочниками и отделочным материала.

6. Виды композиций декора. Материалы, используемые в декоре. Порядок проектирования декора костюма – выявление в общей структуре костюма определенного расположения декора, анализ его функционально-пространственного и художественного содержания, предложение по дизайн-концепции и идеи декора, насыщение пространственной основы конструктивными деталями и элементами, комплексный показ и гармонизация проектного решения

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Амиржанова А.Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления «Дизайн»: учебное пособие / Амиржанова А.Ш.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2013. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/18264. (ссылка на http://www.iprbookshop.ru)

Азиева Е.В. Зрительные иллюзии в дизайне костюма: учебное пособие / Азиева Е.В., Филатова Е.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/32785.

          Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

         

Перечень вопросов к зачету / экзамену

  1. Декоративные ткани. Традиции. Исторические способы изготовления тканей.
  2. Текстильная промышленность. Текстиль. Виды тканей. Терминология. Структура. Технология производства. Свойства тканей различного изготовления.
  3. Законы оформления материала. Понятие «раппортное повторение». Стилизация природных форм.
  4. Вышивка как вид декора. Исторические сведения. Промышленные центры. Вышивка по шелку. Вышивка по холсту. Ажурная вышивка. Элементы вышивки. Технология выполнения вышивки.
  5. Кружевоплетение как декор. Исторические сведения. Виды кружевоплетения: коклюшечное, сцепное, игольное, плетеное. Кружево, декорированное каменьями.
  6. Роспись тканей. Исторические сведения. Виды набивных узоров. Композиция узоров. Технология выполнения сетчатого трафарета.
  7. Батик как вид декорирования костюма. Современные способы нанесения рисунка на ткань. Горячий и холодный батик. Состав печатной краски. Требования к составу красок. Конструкция запарной камеры для производства горячего батика.
  8. Декоративный текстиль. Способы декорирования костюма.
  9. Декорирование одежды кожей, мехом, перьями, кусочками зеркал, бисером
  10. Способы декорирования тканей. Декор тканей аппликацией. Сочетание шитья, вышивки с мехом и цветным сукном. Способы крашения и художественной росписи тканей.
  11. Структура костюма как пространственная организация изделия в соответствии с назначением
  12. Роль функциональности одежды в создании структуры формы костюма
  13. Понятие эргономичности структуры костюма
  14. Гигиеничность структуры костюма
  15. Тектоника формы и ее эстетическое решение
  16. Пропорциональные соотношения и ритмическая организация, отношения отдельных частей и элементов формы как средства ее композиционной организации
  17. Виды декора в костюме
  18. Роль конфекционирования в декорировании швейных изделий
  19. Влияние формы костюма на форму декоративных элементов
  20. Особенности разработки вариантов решения деталей, узлов, частей модели в зависимости
  21. Особенности декора в зависимости от назначения изделия.
  22. Значение стиля в декорировании швейных изделий.
  23. Требования к материалам, декоративным отделкам, цветовому решению одежды для разных сезонов.
  24. Связь элементов декора со свойствами тканей, формы, покроя и назначением изделия
  25. Цвет в декоративном оформлении одежды
  26. Особенности декоративного оформления детской одежды
  27. Требования к материалам, форме, цвету, отделке.
  28. Особенности декоративного оформления женской одежды.
  29. Особенности декоративного оформления мужской одежды.
  30. Особенности декоративного оформления нарядной одежды
  31. Особенности декоративного оформления свадебной одежды
  32. Материалы, используемые для декорирования швейных изделий
  33. Влияние народного творчества на декоративное оформление современного костюма
  34. Принципы взаимосвязи декоративных элементов и костюма
  35. Направление моды в декоративном оформлении одежды
  36. Особенности декорирования одежды в стиле «стимпанк».
  37. Особенности декорирования одежды в стиле «хиппи».
  38. Особенности декорирования одежды в романтическом стиле.
  39. Особенности декорирования одежды в этнтическом стиле
  40. Технологии, используемые в декоративном оформлении одежды.
  41. Роль декоративных отделок в решении художественного образа модели.
  42. Съемные и несъемные детали, их значение для создания модели одежды.
  43. Плоские и объемные детали, их влияние на создание формы и силуэта модели
  44. Масштаб, пропорции, конфигурация деталей и отделки, их подчиненность композиционному решению формы в целом
  45. Симметрия, асимметрия деталей и подчиненность композиционному решению формы в целом.
  46. Особенности художественно-образного решения одежды для молодежи
  47. Особенности декоративного оформления одежды для спорта и активного отдыха.
  48. Требования к материалам, форме, цвету, отделке.
  49. Влияние отделки на выразительность художественного образа костюма.
  50. Типология материалов для декора костюма.
  51. Вышивка. Исторические сведения. Промышленные центры.
  52. Ажурная вышивка. Технология выполнения вышивки.
  53. Виды кружевоплетения: коклюшечное, сцепное, игольное, плетеное.
  54. Виды набивных узоров.
  55. Горячий и холодный батик.
  56. Современные способы нанесения рисунка на ткань.
  57. Монументально-декоративный текстиль.
  58. Ковроткачество. Состав красильного раствора. Этапы крашения.
  59. Способы декорирования ткани.
  60. Декорирование костюма:  прорези тканей.
  61. Декорирование костюма: аппликация.
  62. Декорирование костюма: пуговичный метод.
  63. Декорирование костюма: вышивка по трикотажу.
  64. Способы декорирования костюма известных домов моды.
  65. Современные тренды декорирования костюма.
  66. Тенденции и динамика развития декораций в современном мире.
  67. Новые материалы как важнейшая составляющая формирования инновационного оформления костюма.
  68. Трансформация и эволюция традиционного функционального декора как следствие социокультурного развития и технологического прогресса.
  69. Изобразительная информация, графика. Историография знаковой системы.
  70. Современные системы знаковой визуальной коммуникации.
  71. Пиктографические системы информации. Символика и семантика различных визуальных систем.
  72. Фирменный стиль и школа. Визуальные коммуникации.
  73. Организация и оформление композиции костюма.
  74. Последовательность работ по проектированию декора в костюме.
  75. Средства реализации замысла в проекте: графическое и макетное визуальное моделирование, использование света и цвета, дополнительные средства, работа с каталогами и справочниками и отделочным материалам.
  76. Порядок проектирования декора костюма – выявление в общей структуре костюма определенного расположения декора, анализ его функционально-пространственного и художественного содержания, предложение по дизайн-концепции и идеи декора, насыщение пространственной основы конструктивными деталями и элементами, комплексный показ и гармонизация проектного решения.

Вопросы и задания для подготовки к занятиям семинарского типа (практическим занятиям)

  1. Теоретические и технологические основы композиционного декора. Анализ трендов моды и особенностей декорирования костюма.
  2. Современные виды декора. Разнообразие материалов декора.
  3. Возникновение и развитие декорирования костюма. Историко-культурный анализ костюма и способы его декорирования.
  4. Декор костюмов Древнего Востока и античного мира, средневековой Европы (романский и готический стиль).
  5. Декор костюма эпохи Возрождения.
  6. Особенности декора западноевропейского костюм XVIII-XX веков.
  7. Русский костюм и история его декорирования.
  8. Методы декорирование коллекций костюма и его компоненты.
  9. Методы декорирования: крашение, набойка (печатанье рисунка на ткань), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк (составление декоративного полотна из различных лоскутов ткани), (соединение печворка с узорной стежкой), тиснение кожи, плетение и др.
  10. Роль декорирования в создании костюма как художественного образа.
  11. Декорирование женского и мужского костюмов. Материал, колористика, орнаментика, и комплектация деталей костюма.
  12. Кружевное декорирование.
  13. Декорирование шипами Декорирование при помощи лент, кожи, пуговиц, бус. Варианты декорирования.
  14. 14. Формирование практических навыков по основным приёмам и средствам создания декора в костюме.
  15. Роспись тканей. Исторические сведения. Виды набивных узоров. Композиция узоров. Технология выполнения сетчатого трафарета.
  16. Батик. Современные способы нанесения рисунка на ткань. Горячий и холодный батик. Состав печатной краски. Требования к составу красок. Конструкция запарной камеры для производства горячего батика.
  17. Декоративный текстиль. Способы декорирования костюма.
  18. Декорирование одежды кожей, мехом, перьями, кусочками зеркал, бисером
  19. Способы декорирования тканей.
  20. Декор тканей аппликацией. Сочетание шитья, вышивки с мехом и цветным сукном.
  21. Способы крашения и художественной росписи тканей.

 

   

Темы рефератов, эссе и др. (при необходимости)

  1. Исторические способы изготовления тканей.
  2. Текстиль. Вилы тканей. Свойства тканей различного изготовления.
  3. Законы оформления материала.
  4. Вышивка. Исторические сведения. Промышленные центры.
  5. Ажурная вышивка. Технология выполнения вышивки.
  6. Виды кружевоплетения: коклюшечное, сцепное, игольное, плетеное.
  7. Виды набивных узоров.
  8. Горячий и холодный батик.
  9. Современные способы нанесения рисунка на ткань.
  10. Монументально-декоративный текстиль.
  11. Ковроткачество. Состав красильного раствора. Этапы крашения.
  12. Способы декорирования ткани.
  13. Художественно-технологические разработки декорирования костюмов к разным периодам истории костюма по авторским эскизам курсовых работ.
  14. Сбор изобразительного материала, фактур, составление цветовой палитры коллекции костюма.
  15. Варианты технологических решений для исполнения декоративных элементов костюма.
  16. Составление монтировочных листов для костюмов.
  17. Сравнительный анализ исторической технологии создания декора костюмов.
  18. Виды ткачества. Традиции. Исторические способы изготовления тканей. Способ изготовление ткацкой учебной рамки.
  19. Текстильная промышленность. Сегодняшний день. Текстиль. Виды тканей. Терминология. Структура. Технология производства. Свойства тканей различного изготовления.
  20. Законы оформления материала. Понятие «раппортное повторение». Стилизация природных форм.
  21. Вышивка. Исторические сведения. Промышленные центры. Вышивка по шелку. Вышивка по холсту. Ажурная вышивка. Элементы вышивки. Технология выполнения вышивки.
  22. Кружевоплетение. Исторические сведения. Виды кружевоплетения: коклюшечное, сцепное, игольное, плетеное. Кружево, декорированное каменьями.
  23. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)

  1. http://www.iprbookshop.ru/21669
  2. Амиржанова А.Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления «Дизайн»: учебное пособие / Амиржанова А.Ш.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2013. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/18264. (ссылка на http://www.iprbookshop.ru)
  3. Азиева Е.В. Зрительные иллюзии в дизайне костюма: учебное пособие / Азиева Е.В., Филатова Е.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 109— c. http://www.iprbookshop.ru/32785.
  4. Соснина Н.О. Макетирование костюма: учебное пособие / Соснина Н.О.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2012. 113— c. http://www.iprbookshop.ru/18255.

Дополнительная литература

  1. Дизайн-проектирование. Термины и определения: терминологический словарь / — М.: Московский городской педагогический университет, 2011. 212— c. http://www.iprbookshop.ru/26469.
  2. Плешивцев А.А. Технический рисунок и основы композиции: учебное пособие / Плешивцев А.А.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. 162— c. http://www.iprbookshop.ru/30789.
  3. Макетирование и моделирование в проектировании: учебно-методическое пособие / — Й.: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011. 68— c., http://www.iprbookshop.ru/22580.
  4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Электронно-библиотечная система IPRbooks (ЭБС IPRbooks) электронная библиотека по всем отраслям знаний http://www.iprbookshop.ru

  1. osinka www.dekor
  2. http://www.liveinternet.ru/users/nataliy_gladun/rubric/3450222/
  3. http://www.liveinternet.ru/users/lituika/rubric/1997940/
  4. http://www.costumehistory.ru/
  5. http://costume-history.livejournal.com/
  6. http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/index.html
  7. http://www.sarafan.ru/san/SeG/ik/
  8. http://shuck.ucoz.ru/index/nacionalnye_kostjumy/
  9. http://moikostum.ru/naglyadnaya-istoriya.html/
  10. http://designhistory.ru
  11. http://wikipedia.org

 

См.также:

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *