История Античности. Век Перикла.

 

Есть места на Земле, где стремятся побывать все. Одно из таких мест – древнегреческий Акрополь, возвышающийся над Афинами. Во времена правления Перикла Афины стали процветающими, могущественными и прекрасными. Многие имена скульпторов, архитекторов покорили мир своим непревзойденным искусством: Фидий, Мирон, Ксенокл, Калликрат, Иктин, Поликлет, Мнесикл Пьесы Аристофана, Софокла и Еврипида не сходят с мировых театральных сцен до сих пор. Труды выдающихся философов Анаксагора, Зенона, Сократа и многих других выдающихся древних греков изучаются до сих пор. Древняя Греция внесла неоценимый вклад в историю мировой культуры, но за всеми этими достижениями стоит еще одно имя – Перикл. И век расцвета древних Афин связано именно с этим именем.
Имя Перикл означает «окруженный славой». Перикл — крупный государственный деятель, главный стратег, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец. Свое имя Перикл оправдал, а век, в котором он жил стали называть – «ПЕРИКЛОВ ВЕК».Онстоял во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил Афины знаменитыми постройками. Афины при Перикле достигли высшей степени развития, став крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира.
В истории искусства ВЕК ПЕРИКЛА именуется классическим периодом античности. А классический означает образцовый. И именно в этом времени до сих пор черпают вдохновение художники, архитекторы, скульпторы, поэты, драматурги многих стран мира.


Годы жизни Перикла приходятсяна 494-429 г. до н. э. Отец Перикла Ксантипп и его мать Агариста принадлежали к знаменитым афинским родам. Отец прославился во время греко-персидских войн, и,командуя афинским флотом, одержал победу над персами. Мать Перикла была племянницей Клисфена, великого политического реформатора.
При рождении Перикл был сильным и здоровым ребенком, поразившим всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме.
Когда Перикл был молод, вождем демократической партии был Эфиальт, по предложению которого был лишен власти аристократический совет — ареопаг. Перикл был ближайшим другом Эфиальта и держался тех же политических убеждений. Враги подослали к Эфиальту наемного убийцу, и вождь демократов пал от его руки. Во главе демократической партии остался один Перикл.
Начало государственной карьеры
Свой жизненный путь Перикл начал военным. Демократическая группировка, которую возглавил Перикл, была заинтересована в росте морского могущества Афин, расширении торговых связей. Они совершили успешную морскую экспедицию в Восточное Средиземноморье, в зону персидского контроля. Эта экспедиция прибавила популярности Периклу
Занятие политикой было в традициях его семьи.В Афинах тогда разгорелась схватка между демократами — сторонниками правления большинства граждан — и аристократами, приверженцами правления немногих знатных родов. Периклстоял на стороне народа, понимая, что величие Афин и его собственная слава — в демократическом устройстве государства.
С 461 году до н. э.Перикл, став одним из самых влиятельных политиков в Афинах, осуществил серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса.Перикл добился установления платы членам правительства,заседателям в суде, войску и флоту. Теперь участвовавшие в управлении государством рядовые граждане не терпели убытки, отвлекаясь от своего ремесла, как это было раньше, когда должности не оплачивались, н их могли занимать только состоятельные люди.
Перикл понимал, что бедность граждан — беда для государства и повод к волнениям. Он настоял на выделении пособий для сирот и калек, сыновьям, погибших на войне. Другой способ искоренить нищету — дать людям возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. И при Перикле в Афинах развернулось грандиозное строительство. Надежным куском хлеба были обеспечены каменотёсы, плотники, резчики, строители дорог… «Весь город находился как бы на жалованье — сам себя содержал и украшал», — писал Плутарх.
Политическая деятельность афинского стратега
За редкий ораторский дар Перикла прозвали Олимпийцем. Говорили, что он, «подобно Зевсу, мечет молнии, поражая словами, и само убеждение сидит у него на устах».Перикл, настраивая свою речь, как музыкальный инструмент, в тон высокому образу мыслей. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов.
Перикл был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящего к данному делу.Перикл, произнося с трибуны надгробную речь в память граждан, павших на Самосе, назвал их бессмертными подобно богам: «Ведь и богов мы не видим, — сказал он, — но по тем почестям, которые им оказывают, и до тем благам, которые они нам даруют, мы заключаем, что они бессмертны; эти черты свойственны и тем, которые погибли в бою за отечество».
Будучи на вершине власти, он не стремился выступать по любому случаю, а брал слово лишь тогда, когда решались наиболее важные вопросы. Сила убеждения, которой владел Перикл, обеспечивала ему победу.

Во главе Афин
С 443 года до н. э. Перикл ежегодно занимал должность стратега. Около пятнадцати лет он обладал безусловным лидерством в Афинах. Большое влияние Перикла основывалось на его личном авторитете.Перикл позиционировал себя как публичную личность, которая ни при каких условиях не поступится законностью и интересами государства ради каких-либо дружеских или родственных связей. Плутарх писал:«Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге — на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед.
Перикл внес в Народное собрание предложение о том, чтобы все эллины, где бы они ни жили, в Европе или в Азии, послали на общий съезд в Афины своих представителей на совещание по эллинских храмам, сожжённых варварами, о жертвах, которые они должны принести за спасение Эллады по обету, данному богам, о безопасном плавании по морю и о мире.
Перикл предлагал созвать общегреческий конгресс и обсуждать на нём вопросы послевоенного устройства. Конгресс должен был носить ярко выраженный религиозный оттенок. Если бы конгресс состоялся, Афины бы стали главной религиозной святыней Греции. Но из-за противодействия Спарты конгресс не состоялся. Для греков это была роковая ошибка.
Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл взял верный тон в общении с народом. Он не оскорблял людей заносчивостью и не опускался до панибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился постоянно напоминать о себе.

Перикл и его окружение
Перикла обучали и музыке и стихосложению. Слушал лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Из его учителей известно имя Дамона, слывшего теоретиком музыки. Близкими друзьями Перикла были скульптор Фидий и многие другие выдающиеся деятели.Перикл был дружен с историками Геродотом, Фукидидом, философами Зеноном, Сократом, Протагором, трагиком Софоклом. Они были частыми гостями в доме стратега, и тогда душой этого необыкновенного общества становилась красивая и образованная жена Перикла Аспасия, на которой он женился вопреки неодобрительным пересудам афинян и сплетням недоброжелателей.
Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали «Разумом» и который вдохнул в него величественный образ мыслей, возвышавший его над уровнем обыкновенного народного лидера. Люди удивлялись уму великого Анаксагора, проявлявшемуся при исследовании природы.
Первой женой Перикла была Телезиппа, женщина благочестивая, фанатично поклоняющаяся богам. От неё у Перикла было два сына — Ксантипп и Парал. «Когда совместная жизнь перестала им нравиться», Перикл развёлся с ней и даже нашёл ей мужа, а дети остались с отцом.


Второй женой Перикла была гетера Аспасия- чужестранка из Милета. Это произошло в 440-х годах до н. э. Увлечение Перикла науками сблизило его со знаменитой Аспасией. Она была уроженкой Милета и переехала в Афины, так как этот город стал при Перикле центром научной и культурной жизни. Сюда из различных государств Греции стекались ученые, писатели, поэты и художники.
Личная жизнь Перикла была полна огорчений. Старший из его сыновей Ксантипп был с детства склонен к расточительности. Когда он женился, ему требовалось все больше денег. Жизнь в доме отца, где деньги тратились только на необходимое, ему не нравилась.Для управления состоянием, доставшимся ему от отца, он придумал такую систему, чтобы хозяйство не доставляло много хлопот.Годовой урожай он продавал весь сразу, и потом покупал все нужное на рынке; такого порядка он держался в жизни и в повседневных расходах.
Во время эпидемии он потерял сына и сестру, многих родных и друзей. Но несчастья не сломили Перикла. Никто не видел его плачущим у гроба, пока он не лишился младшего сына Парала. Он крепился, держался мужественно, но, когда надевал венок на покойного, не выдержал и разразился рыданиями, чего с ним никогда еще не случалось.
Народ не смог найти никого, кто мог бы, подобно Периклу, с честью занимать ответственную должность первого стратега. Афиняне поняли это и решили пригласить Перикла в народное собрание.
Перикл не выходил из дома, убитый постигшим его горем. Однако друзья убедили его показаться народу. Перикл снова был избран стратегом. Тогда он обратился к народу с просьбой сделать исключение в законе о незаконнорожденных и признать его сына от Аспасии афинянином.
Так как оба сына Перикла погибли и у него не было другого наследника, кроме сына Аспасии, афиняне согласились, чтобы он носил имя отца и был внесен в списки граждан.
Аспасия резко выделялась из среды местных женщин, привыкших к затворнической жизни, ибо афинянке считалось неприличным заниматься чем-либо, кроме домашнего хозяйства. Любовь к Аспасии была столь сильна, что Перикл разрешал жене нарушать афинские обычаи: выходить к гостям мужа, разговаривать с ними и даже принимать участие в спорах. Аспасия и была исключительной женщины, которая открыла в Афинах для женщин из знатных семейств салон-школу. Сократ, Софокл, и Еврипид приходили к ней послушать мудруюмолодую женщину с певучим голосом.Занималась Аспасия и философией. В ее доме постоянно можно было встретить выдающихся мудрецов, писателей, государственных деятелей.

Возвышение Афин
Перикл, как истинный стратег, предлагал народу грандиозные проекты, над которыми трудились живописцы, скульпторы, плотники, каменщики, золотых дел мастера, чеканщики.
Перикл сам надзирал за строительством, а главным архитектором был Фидий — скульптор и архитектор, автор статуй Зевса в Олимпии, Афины Промахос, Афины Парфенос. Парфенон «Стофутовый» сооружали Калликрат и Иктин; храм для мистерий в Элевсине начал строить Кориб. После его смерти Метаген из Ксипеты поставил на них фриз и верхние колонны; а крышу с отверстием для света на этом храме возвел Ксенокл из Холарга. На Акрополе был построен Одеон — здание для музыкальных состязаний.
Еще один современник Перикла — Мнесикл — древнеафинский зодчий второй половины V в. до н. э (530 – 371до н.э.), работавший в стиле высокой классики и строитель Пропилей афинского акрополя.
Перикл впервые добился проведения не только гимнастического, но и музыкального состязания. Его и выбрали судьей состязания. Перикл сам установил правила, которыми участники состязания должны руководиться при игре на флейте, пении и игре на кифаре. Состязательность была одна из важнейших черт древних греков.
Афинский Акрополь. Созданные сооружения Акрополя представляли собой единый ансамбль. Были воздвигнуты Пропилеи — крытая колоннада из мрамора, представлявшая собой монументальные ворота в Акрополь. Пропилеи вызывали всеобщее восхищение. Строительство этой колоннады длилось пять лет, и постройка эта, сохранившаяся до наших дней, настолько прекрасна и так гармонирует с остальными зданиями Акрополя, что кажется, будто стоит здесь вечно.На площади была поставлена колоссальная статуя Афины-Защитницы работы Фидия.
Храм Афины Парфенон был построен в южной части Акрополя. Вне Акрополя при Перикле были построены Тесейон, храм Гефеста, и Одеон, место музыкальных состязаний.
Удивительный случай показал, что богиня Афина не покинула постройку. Самый деятельный и трудолюбивый из мастеров, оступившись, упал с высоты; ему было так плохо, что врачи не надеялись на выздоровление. Перикл был очень опечален этим; но богиня явилась ему во сне и указала способ лечения, при помощи которого Перикл скоро и легко вылечил больного. По этому случаю Перикл поставил бронзовую статую Афины Гигии на Акрополе около алтаря, который, как говорят, был и прежде.
По инициативе Перикла Акрополь украсился новыми величественными храмамиНики, Афины Паллады и Гефеста. В короткий срок Афины превратились в политический и культурный центр Эллады. Сюда стекались мастера и философы, зная, что найдут учеников и слушателей.В трагедии тогда первенствовали Софокл и Еврипид, в комедии же блистал Кратин, в лирической поэзии выделялись Пиндар, Симонид и Вакхилид.
Но, что доставило жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, и, наконец, является единственным доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, — это постройка величественных зданий красоты необыкновенной и за короткий срок.
Политика Перикла
Во внутренней политике Перикл намечал две цели: укрепить демократию и превратить Афины в культурный центр греческого мира. Государственные доходы шли не только на усиление военной мощи, но и на выплату компенсаций, позволявших любому афинскому гражданину принимать участие в управлении государством. Перикл старался удержать некоторых честолюбцев от предприятий, которые ему казались безнадежными и отговорить от ошибок в Народном собрании. При этом он произнес знаменитую фразу, что, если не послушается Перикла, то, во всяком случае, не сделает ошибки, если подождет самого умного советника — времени.
Важной заботой Перикла стала внешняя политика. Одной из задач было укрепление Делосского морского союза. Так называлось объединение греческих городов во главе с Афинами, созданное в 478 г. до н.э. для борьбы с иранцами.Перикл предложил в критической ситуации забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними по силе и величине флота. Делосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжавшуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 200.
В 457 г. до н.э. началась очередная Пелопонесская война. Аристократы, сплотившиеся вокруг Спарты, были встревожены усилением своих противников во многих городах. Война шла долго и с переменным успехом. В её ходе Перикл проявил себя как храбрый воин и рассудительный полководец. «Как стратег Перикл славился больше всего своей осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно, а исход его сомнителен», — писал Плутарх.
Война завершилась в 445 г. до н.э. тридцатилетним миром, который также называют «Перикловым», подчеркивая этим заслуги вождя афинян в его заключении. Перикл мечтал видеть Афины центром Эллады, величайшим государством греческого мира, и пытался с этой целью созвать общегреческий конгресс. Спартанцы, вовремя понявшие его замыслы, нарушили планы Перикла, но помешать укреплять могущество Афин в самих Афинах они не могли.
Западная политика Перикла была направлена на усиление позиций Афин в Сицилии и Южной Италии. Как стратег, Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно.
Завершение политической карьеры
Несмотря на то, что в 445 до н.э. был заключен мир, Перикл понимал, что очередной войны со спартанцами не избежать из-за столкновения экономических интересов Афин и союзника Спарты Коринфа, богатого города с развитой промышленностью и торговлей.
В 431 до н.э. войну начали спартанцы. Благодаря предусмотрительности Перикла Афины были готовы к войне. Перикл разработал конкретный план кампании. Он предпочитал избегать крупного сражения с превосходящими сухопутными войсками пелопоннесцев. Афины могли выдержать долгую войну, между тем как противники имели весьма ограниченные ресурсы.
К несчастью для Перикла, разразился мор, опустошившей Афины в 430 и 429 до н.э. и сокративший население на четверть. Афинян охватила паника, они сместили Перикла и избрали новых лидеров. Одумавшись, афиняне вернули его на прежнее место стратега на 429 до н.э. Однако полгода спустя жертвой эпидемии сделался и сам Перикл.
Впервые за 15 лет, в 430 г. до н.э., Перикла не избрали стратегом. Его обвинили в растрате и приговорили к штрафу, забыв, что, в своё время, провозглашая Перикла первым гражданином государства, его главными заслугами признавали патриотизм и неподкупность.

Наступление оппозиции
Известно, что тому, кто избрал своей судьбой политику, редко приходится рассчитывать на благодарность современников. Несмотря на все успехи Афин, самому Периклу приходилось не просто. В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, всевозможные страсти. Перикл один умел искусно управлять ими, доказав, что красноречие, говоря словами Платона, есть искусство управлять душами и что главная задача его заключается в умении правильно подходить к различным характерам и страстям.
Не только сила слова делала Перикла ближе народу, но слава его жизни, доверие к нему: все видели его бескорыстие и неподкупность. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.
Враги Перикла, боясь выступить против него открыто, стали преследовать его друзей. Фидияони обвинили в присвоении части золота, отпущенного на сооружение знаменитой статуи Афины для храма Парфенона. Но эту клевету легко удалось опровергнуть. По совету Перикла Фидий так сделал золотую одежду статуи, что ее легко можно было снять и взвесить. Проверка подтвердила честность великого скульптора.
Но зависть продолжала преследовать Фидия, ибо своими произведениями он стяжал себе огромную славу. И хотя демократия и состязательность Афин имела большую силу, так как на конкурсе «Раненая Амазонка» Поликлета превзошла Амазонку Фидия, враги нашли повод осудить Фидия. Они обвинили его в святотатстве: на щите Афины был изображен бой с амазонками. Говорили, что Фидий изобразил среди сражавшихся своего покровителя Перикла и самого себя в виде лысого старика, поднявшего над головой камень. Фидий не мог оправдаться и был заключен в тюрьму, где вскоре умер. Говорят, он был отравлен врагами Перикла.
Добившись осуждения Фидия, враги Перикла принялись за его учителя Анаксагора. Было принято постановление о преследовании тех, кто не почитает богов и занимается изучением небесных явлений. Стало ясно, что это постановление угрожает Анаксагору, и Перикл помог философу бежать из Афин.
Враги Перикла почувствовали теперь свою силу и решили привлечь к суду жену Перикла, женщину-философа Аспасию. Ее обвинили в безбожии, и для того, чтобы добиться ее оправдания, Периклу пришлось самому явиться в суд и просить судей не подвергать его жену наказанию.

Послесловие к биографии героя античности
Перикл умер, не зная, что Афины уже никогда не будут так сильны и величественны, как в годы его правления. В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства. Это был Золотой Век Афин и время великого созидания, вдохновляющее до сих пор.
Друзья и родственники, сидя у постели умирающего Перикла, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Друзья говорили, думая, что,умирающий потерял сознание и не слышит их. Вдруг Перикл приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».
Увы! Только после смерти Перикла афиняне поняли, какого замечательного человека они потеряли. Даже противники вынуждены были признать, что огромный авторитет Перикла, основанный на любви и поддержке народа, был спасительным оплотом государства. Все знали о том, что, превратив Афины в богатейший город, он нисколько не увеличил собственного состояния. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего расцвета греческого полиса.
Перикл – герой на все времена и герой исторического романа Георгия Гулиа «Человек из Афин». Он появляется и персонажем нескольких фильмов, вышедших в 1951, 1991 и в 2000 годах.
Историки и философы Древней Греции трактовали личность Перикла и его роль в истории Афин, неоднозначно. Как говорится, «нет пророков в своем отечестве». Активная оппозиция аристократии, противостоящая Периклу, хотя и была сильна, но недальновидна.
Выдающийся историк Древней Греции Фукидид выделяет Перикла из числа всех своих современников. Труд Фукидида является важнейшим источником о Перикле и представляет собой воспоминания современника описываемых событий, видевшего Перикла живым. Фукидид завершил своё произведение уже после поражения Афин в Пелопоннесской войне. Пытаясь выявить причины поражения, он видит их в неопытности нового поколения политиков в противоположность старому поколению, одним из представителей которого был Перикл. Новое поколение рассматривается Фукидидом как слабое подобие старого.
Заслугами Перикла были могущество Афинской державы и бессмертная красота великого города. Его победой была окрепшая афинская демократия – господство полноправных граждан. Последующие поколения уже не видели прежней красоты Акрополя, жестоко разрушенного и разграбленного.
Только в конце XIX века после провозглашения независимости Греции начались реставрационные работы на Акрополе. Была ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Но образцы великого взлета строителей и художников — рельефы и скульптуры храмов Акрополя -сейчас находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и в других музеях мира. В Греции создан Музей Акрополя. Пусть вместо античных скульптур будут копии. Главное — воссоздается облик процветающей Греции.
Каждая последующая эпоха западно-европейского искусства, классического искусства России использовала опыт древнегреческого искусства. Естественность, гармония, «одухотворенность мрамора» завораживают нас в античном искусстве, установив на века каноны красоты и совершенства. Чувство порядка и меры — одно из важнейших для греческой античности, а зло понималось как безмерность, благо — как умеренность.

См.также:

https://www.facebook.com/groups/1145121642543660/  Клуб любителей истории

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *