С давних времен оформление и организация садов имела большое значение. Для создания усадьбы, сквера, парка для отдыха и эстетического наслаждения обращаются к специалистам в этой области. Проектирование ландшафтного дизайна – это искусство, которое совмещает в себе основы инженерии и архитектуры, растениеводства, а также теорию философии, культурологии и истории. Стили садово-паркового искусства стали ярким отражением разнообразных культур и временных эпох тех наций, которые воплощали их в жизнь. Методология ландшафтного проектирования отражает не только национальные ценности своего времени, но тесное гармоничное слияние с природой. В своем время в Италии красивый садовый участок был признаком богатства семьи.
Сады Семирамиды
При планировании архитектуры и дизайна новых парков еще древние мастера пытались совместить красоту природы и функциональность объекта, но при этом строго следовали основным философским взглядам и традициям своего народа. Различные стили садово-паркового искусства стали ярким отражением разнообразных культур и временных эпох тех наций, которые воплощали их в жизнь. Кроме того, методология ландшафтного проектирования отражает не только национальные и религиозные ценности своего времени, но тесное гармоничное слияние с природой.
Человек осознанно начал окружать себя камнями и растениями ещё в самые далёкие времена. Одними из самых древних примеров ландшафтной архитектуры располагались на Ближнем Востоке и в Египте. На древних египетских изображениях можно встретить не только жрецов находящихся среди деревьев, а также и очень грамотные (даже для сегодняшних дней) проекты ландшафтного дизайна. Чем лучше и чем красивее был сад, тем выше оценивалось благосостояние человека. Там в основном выращивались цветы, которые источали сильный аромат. У египтян были в моде такие растения как ландыши, левкои, ирисы и лилии. В водоёмах росли нимфеи и лотосы. А вот во время правления Клеопатры, в основном культивировались розы.
На протяжении многих веков парк на территории собственного земельного участка был доступен только богатым особам из высшего общества. Довольно часто красота оформления собственного сада свидетельствовала о размерах финансового достатка его хозяина.
Сейчас уже не приходиться сомневаться в том, что история развития ландшафтного дизайна в Египте, начала формироваться в храмовых комплексах. Эти комплексы (или храмовые дворы), представляли собой некую систему, состоящую в основном из портиков и террас. Зачастую, через все этажи террас шла оросительная система, где были разбиты цветники, росли кустарники и небольшие деревья, окружённые водой. Для религиозных обрядов и всякого рода процессий, в храмовых садах разбивались широкие пальмовые аллеи.
Примерно в это же время зародился и садовый дизайн в городе Фивы. В этом городе правили свободные нравы, и каждый уважающий себя житель этого древнего города, сооружал во дворе своего дома бассейн, в котором обитали водоплавающие. Широко использовалась в дизайне пергола, которая тянулась через весь двор, и была густо увешана гроздьями винограда. Беседка же украшалась цветами роз, причём разных видов.
Вавилоняне и ассирийцы разбивали свои цветочные клумбы на фоне диких кустарников. Что же касалось строительства, то здесь они ни в чём не уступали египтянам, возводя те же портики, павильоны и доведя до совершенства систему орошения. В своих садах они выращивали растения со всех сторон света, и даже коллекционировали животных.
История возникновения ландшафтного дизайна в Двуречье была немного иная. Главной особенностью в их архитектуре был зиккурат, который представлял собой массивную ступенчатую пирамиду. Зиккураты озеленялись, на них располагались небольшие беседки, и даже пруды. Сады же здесь поливали при помощи водоподъёмного колеса. На террасах зиккурата высаживались цветники и кустарники.
История ландшафтного дизайна в Персии начиналась с создания парков. Львы, кабаны и другие животные, густо заселяли эти парки, персы их специально разводили там для охоты. А охотиться древние персы любили, и обеспечивали себе полный комфорт во время таких занятий. Для этих целей в парках были разбиты цветочные газоны, клумбы, павильоны и даже били фонтаны! Здесь же, в Персии, впервые начали практиковать стрижку (и соответственно посадку) живых изгородей. С помощью их парк делился на несколько зон, на которых воссоздавались участки разных ландшафтов. Также персы первыми начали выращивать тюльпаны, а также нарциссы и сирень.
В Индии ландшафтный дизайн заслуживает не меньшего внимания. Ведь тут, кроме шикарных дворцов, в которых всегда располагались бассейны из цветного мрамора, Индия ещё прославилась своими плавучими садами. Такими садами были плоты, которые спускались на воду. Их длина составляла примерно 10 метров, а ширина около трёх. Уход за ними производили на лодках. С появлением буддизма, в Индии начали возводить сады и парки для созерцаний. Там же были красивейшие водоёмы, с беседками и цветниками. Мусульмане в Индии строили прямоугольные дворы, которые обносили высокими стенами, вероятно, это было связано с появлением гаремов. Внутри двора находились сады, густо засаженные плодовыми деревьями. Перед самим фасадом здания строили облицованный мрамором узкий канал, вдоль которого высаживались кипарисы.
История развития ландшафтного дизайна уходит корнями к истокам самых древних цивилизаций, и продолжает своё развитие и усовершенствование по сей день. Ведь практически ежедневно людям приходят на ум какие-то абсолютно новые идеи, и они стараются их воплотить в жизнь.
Теория дизайна парков и садов европейской и азиатской цивилизации такая же разная, как и основы их философских взглядов и восприятие мира. Сегодня в современном ландшафтном дизайне архитекторы постоянно делают анализ существующего опыта и ищут свежие идеи, при этом довольно часто пытаются совмещать основы различных стилей, присущие восточным и западным культурам. Не всегда такая работа бывает удачной. Без знания базовых принципов планирования садово-паркового объекта, без внутреннего ощущения тонкой философии в стилях достичь хорошего результата просто невозможно.
Анализ существующих стилей в организации парков и садов на приусадебных территориях Регулярный (геометрический или французский) стиль – такой сад или парк имеют четкие симметрические линии, геометрически правильный план размещения всех объектов. Планирование такого парка начинается с определения основной центральной линии, которая несет основную смысловую нагрузку.
Все аллеи имеют в своей основе ровные линии, цветники и бассейны правильной формы. Кустарники и деревья подстригаются.
Знаменитая вилла XVI века в Италии, пригород Рима, комплекс которой включает в себя дворец и примыкающий к нему сад – уникальный парковый ансамбль, располагающийся террасами на склоне Тибуртинских гор и знаменитый большим количеством великолепных фонтанов.
- Искусство ландшафтного проектирования
Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садово-парковом искусстве.
Ландшафтное проектирование– комплекс архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений для разработки методов художественного оформления открытого пространства.
Ландшафтная архитектура– архитектура открытых пространств.
Сфера деятельности:
— садово-парковое искусство,
— озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, с/х предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий.
Ландшафтное проектирование должно опираться на такие качества как:
— функциональность (удобство, польза),
— конструктивность (прочность, экономичность),
— эстетичность,
— долговечность.
Основные понятия, используемые в ландшафтном проектировании:
Композиция– расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое.
Виды композиции:
— фронтальные— основные элементы декора расположены на одной линии в ширину и хорошо просматриваются с первого взгляда, при этом не в глубину участка, ни в высоту композиция не продлевается.
— объемные— элементы дизайна представлены во всех трех плоскостях.
— глубинно-пространственные — во всей композиции присутствует глубокая перспектива, то есть внешний вид ландшафта изменяется по ходу движения по участку.
К основным приемам формирования композиции относятся: симметрия и асимметрия, нюанс (тонкий переход от одних форм и красок к другим) и контраст, ритм.
При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:
Закон линейной перспективы. Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.
Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.
Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.
Парк Версаль. Франция
Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна.
Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.
Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.
В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.
Основные понятия архитектурного проектирования:
Социальный заказ– конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части.
Пространство– арена действий, общий контейнер для рассматриваемых объектов, сущность некоторой системы.
Функция – принцип работы и задача того или иного элемента, помещения, здания, пространства, отражающиеся в большей или меньшей степени на его форме. Архитектурные формы– первоэлементы, отражающие в себе все особенности архитектуры: функцию, конструкцию, эстетическую выразительность.
Основные компоненты ландшафтного проектирования:
— здания – формируют центр ландшафтного проекта, основная цель ландшафтного дизайна здесь: сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны.
— газонное покрытие — придаёт завершённость облику сада.
— зелёные насаждения: отдельные деревья, кустарники, цветы, их комбинаций и ансамбли (сад, клумба, рабатка и тд)
— различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, камни, малые архитектурные формы).