ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: «История стилей в монументально-декоративной живописи»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.7 «История стилей в монументально-декоративной живописи»

Направление подготовки 54.03.01 Дизайн

Профиль: Графический дизайн

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная

Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года

Москва – 2019 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины «История стилей в монументально-декоративной живописи» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 N 1004 и в соответствии с ОПОП по направлению 54.03.01 «Дизайн».

Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина

 

Содержание

 

  1. Цели и задачи дисциплины.
  2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
  3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
  4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
  5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
  6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
  7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
  8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
  9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).

 

  1. Цель и задачи дисциплины:
  • теоретическая и практическая подготовка бакалавров по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды на основе интеграции художественной, инженерно-конструкторской и научно-педагогической деятельности.

Задачи дисциплины:

  • освоить создание художественного образа
  • освоить создание оригинального проекта предмета культурно-бытового назначения
  • создание художественных предметно-пространственных комплексов.
    Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).

Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом графический дизайнер, утвержденного Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации  от 17 января 2017 года N 40н

 

УМЕТЬ:

— осуществлять эстетический анализ произведения искусства;

— аргументировать и представлять свою гражданскую и авторскую позицию;

— ясно, логически стройно выражать свои мысли по различным проблемам искусства в устной и письменной форме;

— использовать полученную информацию для креативного мышления и освоения новых технологий;

— находить взаимосвязи свойств и качеств того или иного конкретного материала с конструкцией и формой объектов дизайна, критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства совершенствования проектной деятельности;

— с помощью рисунка делать наброски, создавать эскизы и эскизные дизайнерские проекты;

— представлять в требуемом формате информацию на презентациях и в процессе профессионального общения;

— синтезировать данные, идеи, решения для создания итогового дизайн-продукта; находить адекватные и оригинальные решения поставленных композиционно-проектных задач, пользоваться графическими приемами для фиксирования результатов предпроектного и проектного исследования ;

 

ВЛАДЕТЬ:

— этической и эстетической аргументацией при оценке произведений искусства, их стилевых особенностей;

— этическими и эстетическими знаниями, необходимыми для совершенствования творческой деятельности;

— навыками самостоятельной работы с научными, справочными, учебно-методическими источниками, профессионально и научно обосновать свои предложения и результаты проектной деятельности;

— техниками изображения и навыками конструктивных решений дизайнерского проекта;

— навыками сбора, обработки хранения и воспроизведения  профессиональной информации;

— инструментами методологии дизайн-мышления в рамках проектной работы;

— навыком аргументации своих проектных идей и их воплощения в итоговом продукте; алгоритмом аналитической работы с аналогами;

— основными средствами дизайна пространственных для творческого развития; правилами компьютерного моделирования объемно- форм средовых объектов, графических систем.

 

  1. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «История стилей в монументально-декоративной живописи» входит в состав дисциплин по выбору вариативной части цикла Б1.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины «История стилей в монументально-декоративной живописи» составляет 3 зачётные единицы или 108 часов (3 зачетные единицы).

  1. Содержание дисциплины, разделы дисциплины и виды занятий

Практическое занятие по теме № 1. Эволюция стилевых течений.

1.Основные понятия.

2.Тенденции в развитии классических и новаторских направлений.

2.Античная эпоха.

3.Средневековье.

4.Возрождение . XIV — XVI в.в. – период жизнеутверждающих идеалов, культа человека, его разума, воли и красоты, антропоцентризм.

Практическое занятие по теме № 2. История развития теории стиля.

1.Разновидности стилей.

2.Стилистическая направленность.

3.Новое направление «модерн».

Практическое занятие по теме 3. Основные понятия стилистики.

  1. Универсальные законы стиля.
  2. Приемы стиля. Отражение.
  3. Разновидности современных стилей. Eco-tech.

5.1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

 

№ п/п Наименование темы (раздела) Содержание темы (раздела) Формируемые компетенции
1. Эволюция стилевых течений Тенденции в развитии классических и новаторских направлений. Античная эпоха. Средневековье. Возрождение . XIV — XVI в.в. – период жизнеутверждающих идеалов, культа человека, его разума, воли и красоты, антропоцентризм. ПК-12, ПК-13
2. История развития теории стиля Разновидности стилей.

Стилистическая направленность.

Новое направление «модерн».

 

ПК-12, ПК-13
3. Основные понятия стилистики. Универсальные законы стиля. Стилевые особенности классических, этнических и современных стилей. Приемы стиля. Отражение.

Разновидности современных стилей. Eco-tech.

ПК-12, ПК-13

 

Лабораторные работы (не предусмотрены)

 

  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
  2. Цветкова Н.Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие / Цветкова Н.Н.— С.: Издательство СПбКО, 2013. 120— c. http://www.iprbookshop.ru/11268.
  3. Ющенко О.В. Проектная графика в дизайне костюма: учебное пособие / Ющенко О.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 101— c. http://www.iprbookshop.ru/32794
  4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень вопросов к зачету 

  1. Специфика дизайна. Виды дизайна. Характеристика каждого его вида.
  2. Понятие «стиль». Раскрыть содержание, критерии, дать определение.
  3. Зарождение зодчества
  4. Характерные особенности портретной живописи и одежды Древнего Египта. Связь одежды и предметно-пространственной среды (мебель, ткани, посуда, стекло).
  5. Портретная живопись Древней Греции и ее связь с особенностью архитектуры и мебели Древней Греции, предметов утвари.
  6. Характерные особенности костюма и архитектуры Древнего Рима. Предметно-пространственная среда Древнего Рима.
  7. Характерные особенности одежды и архитектуры Византии. Предметно-пространственная среда (мебель, ткани, произведения прикладного искусства).
  8. Характерные особенности портрета и костюма и архитектуры Романского стиля. Предметы интерьера Романского стиля.
  9. Готический стиль (общее понятие). Архитектура. Предметно-пространственная среда (мебель, костюм, ткани, посуда, стекло).
  10. Интернациональная готика, французская, ранне-английская, украшенная.
  11. Ренессанс (характерные особенности), портрет и предметно-пространственная среда.
  12. Характерные особенности архитектуры и портретной живописи Барокко. Предметно-пространственная среда (одежда, мебель, ткани, произведения прикладного искусства).
  13. Характерные особенности архитектуры Рококо. Предметно-пространственная среда (одежда, мебель, ткани, произведения прикладного искусства).
  14. Характерные особенности архитектуры Классицизма. Предметно-пространственная среда (мебель, одежда, ткани, произведения прикладного искусства).
  15. Характерные особенности архитектуры стиля Ампир. Предметно-пространственная среда (мебель, одежда, ткани, произведения прикладного искусства).
  16. Основные европейские стили
  17. Ремесленное производство и художественно-конструкторская деятельность в России
  18. Теоретические концепции и деятельность Уильяма Морриса.
  19. Характерные особенности архитектуры стиля Модерн. Предметно-пространственная среда (мебель, одежда, ткани, произведения прикладного искусства).
  20. Теоретические концепции, основные направления деятельности Веркбунда.
  21. Теоретические концепции, основные направления деятельности Баухауза.
  22. Особенности развития материальной культуры в России.
  23. Теоретические концепции, основные направления деятельности ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНа.
  24. Новый стиль. Пионеры Советского дизайна..
  25. Современные стилевые направления.
  26. Теоретические концепции западного дизайна.
  27. Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-1980 годов
  28. Социально-экономические корни дизайна, место дизайна в современной культуре.
  29. Дизайн как объект промышленной собственности
  30. Из истории рекламы (Отечественной) и промышленной графики.
  31. Понятие фирменного стиля. Раскрыть содержание, критерии, дать определение.

 

Темы курсовых работ (не предусмотрены)

Темы рефератов, эссе и др.

  1. Древний Египет — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений)
  2. Древний Египет — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  3. Древний Египет — дизайн интерьера.
  4. Дизайн посуды Древнего Египта.
  5. Кожа и кожевенное производство в Древнем Египте.
  6. Древний Египет — стекло, как материал для повседневной обиходной утвари.
  7. Древний Рим — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений)
  8. Древний Рим — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  9. Древний Рим — дизайн интерьера.
  10. Древний Рим — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
  11. Древняя Греция — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
  12. Древняя Греция — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  13. Древняя Греция —  дизайн интерьера.
  14. Древнегреческая вазопись.
  15. Керамика Древней Греции.
  16. Византия — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
  17. Византия — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  18. Византия — дизайн интерьера.
  19. Византия — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
  20. Романский стиль — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
  21. Романский стиль — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  22. Романский стиль — дизайн интерьера.
  23. Романский стиль — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
  24. Готика — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
  25. Готика — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  26. Готика — дизайн интерьера.
  27. Готика — дизайн посуды.
  28. Готика — витражи.
  29. Гобелены.
  30. Ткачество.
  31. Костюмы времен ренессанса и реформации.
  32. Ренессанс — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  33. Ренессанс — дизайн интерьера.
  34. Ренессанс — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
  35. Барокко — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
  36. Барокко — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  37. Барокко — дизайн интерьера.
  38. Барокко — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
  39. Рококо — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений)
  40. Рококо — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  41. Рококо — дизайн интерьера.
  42. Рококо — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
  43. Классицизм — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви).
  44. Классицизм — дизайн мебели (на примере одного предмета).
  45. Изысканный декор, стройность формы предметов интерьера эпохи классицизма (на примере одного предмета).
  46. Эклектический декоративизм одежды и предметов мебели эпохи модерна (на примере одного предмета).
  47. Символическая мотивировка модернистского орнамента.
  48. Формы чистой целесообразности в предметах интерьера.

 

  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)

  1. Дорофеева Ю.Ю. Пастельная живопись. Русская реалистическая школа: учебное пособие / Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А.— М.: Владос, 2014. 95— c. http://www.iprbookshop.ru/18512.
  2. Живопись: учебно-методическое пособие / — М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. 68— c. http://www.iprbookshop.ru/27462.
  3. Смекалов И.В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие / Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.— О.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. 97— c., http://www.iprbookshop.ru/33629.

 

Дополнительная литература:

  1. Архитектурный рисунок и графика: учебно-методическое пособие / — М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. 52— c., http://www.iprbookshop.ru/27890.
  2. Карслян С.О. Декоративная композиция по скульптуре и ее основы: учебное пособие / Карслян С.О.— С.: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 60— c., http://www.iprbookshop.ru/20460.
  3. Основы декоративно-прикладного искусства: учебное пособие / — К.: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. 203— c., http://www.iprbookshop.ru/22280.
  4. Смекалов И.В. Декоративное начало в учебной живописи дизайнеров: учебно-методическое пособие / Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.— О.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. 101— c., http://www.iprbookshop.ru/33626.