РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.7 «История стилей в монументально-декоративной живописи»
Направление подготовки 54.03.01 Дизайн
Профиль: Графический дизайн
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная
Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года
Москва – 2019 г.
Рабочая программа дисциплины «История стилей в монументально-декоративной живописи» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 N 1004 и в соответствии с ОПОП по направлению 54.03.01 «Дизайн».
Автор-составитель: д.психол.н. О.Ф.Потемкина
Содержание
- Цели и задачи дисциплины.
- Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
- Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
- Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
- Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
- Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
- Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
- Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).
- Цель и задачи дисциплины:
- теоретическая и практическая подготовка бакалавров по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды на основе интеграции художественной, инженерно-конструкторской и научно-педагогической деятельности.
Задачи дисциплины:
- освоить создание художественного образа
- освоить создание оригинального проекта предмета культурно-бытового назначения
- создание художественных предметно-пространственных комплексов.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (включает перечень знаний, умений и навыков, соотнесенных с перечнем компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы).
Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом графический дизайнер, утвержденного Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 17 января 2017 года N 40н
УМЕТЬ:
— осуществлять эстетический анализ произведения искусства;
— аргументировать и представлять свою гражданскую и авторскую позицию;
— ясно, логически стройно выражать свои мысли по различным проблемам искусства в устной и письменной форме;
— использовать полученную информацию для креативного мышления и освоения новых технологий;
— находить взаимосвязи свойств и качеств того или иного конкретного материала с конструкцией и формой объектов дизайна, критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства совершенствования проектной деятельности;
— с помощью рисунка делать наброски, создавать эскизы и эскизные дизайнерские проекты;
— представлять в требуемом формате информацию на презентациях и в процессе профессионального общения;
— синтезировать данные, идеи, решения для создания итогового дизайн-продукта; находить адекватные и оригинальные решения поставленных композиционно-проектных задач, пользоваться графическими приемами для фиксирования результатов предпроектного и проектного исследования ;
ВЛАДЕТЬ:
— этической и эстетической аргументацией при оценке произведений искусства, их стилевых особенностей;
— этическими и эстетическими знаниями, необходимыми для совершенствования творческой деятельности;
— навыками самостоятельной работы с научными, справочными, учебно-методическими источниками, профессионально и научно обосновать свои предложения и результаты проектной деятельности;
— техниками изображения и навыками конструктивных решений дизайнерского проекта;
— навыками сбора, обработки хранения и воспроизведения профессиональной информации;
— инструментами методологии дизайн-мышления в рамках проектной работы;
— навыком аргументации своих проектных идей и их воплощения в итоговом продукте; алгоритмом аналитической работы с аналогами;
— основными средствами дизайна пространственных для творческого развития; правилами компьютерного моделирования объемно- форм средовых объектов, графических систем.
- Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «История стилей в монументально-декоративной живописи» входит в состав дисциплин по выбору вариативной части цикла Б1.
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины «История стилей в монументально-декоративной живописи» составляет 3 зачётные единицы или 108 часов (3 зачетные единицы).
- Содержание дисциплины, разделы дисциплины и виды занятий
Практическое занятие по теме № 1. Эволюция стилевых течений.
1.Основные понятия.
2.Тенденции в развитии классических и новаторских направлений.
2.Античная эпоха.
3.Средневековье.
4.Возрождение . XIV — XVI в.в. – период жизнеутверждающих идеалов, культа человека, его разума, воли и красоты, антропоцентризм.
Практическое занятие по теме № 2. История развития теории стиля.
1.Разновидности стилей.
2.Стилистическая направленность.
3.Новое направление «модерн».
Практическое занятие по теме № 3. Основные понятия стилистики.
- Универсальные законы стиля.
- Приемы стиля. Отражение.
- Разновидности современных стилей. Eco-tech.
5.1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Формируемые компетенции |
1. | Эволюция стилевых течений | Тенденции в развитии классических и новаторских направлений. Античная эпоха. Средневековье. Возрождение . XIV — XVI в.в. – период жизнеутверждающих идеалов, культа человека, его разума, воли и красоты, антропоцентризм. | ПК-12, ПК-13 |
2. | История развития теории стиля | Разновидности стилей.
Стилистическая направленность. Новое направление «модерн».
|
ПК-12, ПК-13 |
3. | Основные понятия стилистики. | Универсальные законы стиля. Стилевые особенности классических, этнических и современных стилей. Приемы стиля. Отражение.
Разновидности современных стилей. Eco-tech. |
ПК-12, ПК-13 |
Лабораторные работы (не предусмотрены)
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
- Цветкова Н.Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие / Цветкова Н.Н.— С.: Издательство СПбКО, 2013. 120— c. http://www.iprbookshop.ru/11268.
- Ющенко О.В. Проектная графика в дизайне костюма: учебное пособие / Ющенко О.В.— О.: Омский государственный институт сервиса, 2014. 101— c. http://www.iprbookshop.ru/32794
- Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень вопросов к зачету
- Специфика дизайна. Виды дизайна. Характеристика каждого его вида.
- Понятие «стиль». Раскрыть содержание, критерии, дать определение.
- Зарождение зодчества
- Характерные особенности портретной живописи и одежды Древнего Египта. Связь одежды и предметно-пространственной среды (мебель, ткани, посуда, стекло).
- Портретная живопись Древней Греции и ее связь с особенностью архитектуры и мебели Древней Греции, предметов утвари.
- Характерные особенности костюма и архитектуры Древнего Рима. Предметно-пространственная среда Древнего Рима.
- Характерные особенности одежды и архитектуры Византии. Предметно-пространственная среда (мебель, ткани, произведения прикладного искусства).
- Характерные особенности портрета и костюма и архитектуры Романского стиля. Предметы интерьера Романского стиля.
- Готический стиль (общее понятие). Архитектура. Предметно-пространственная среда (мебель, костюм, ткани, посуда, стекло).
- Интернациональная готика, французская, ранне-английская, украшенная.
- Ренессанс (характерные особенности), портрет и предметно-пространственная среда.
- Характерные особенности архитектуры и портретной живописи Барокко. Предметно-пространственная среда (одежда, мебель, ткани, произведения прикладного искусства).
- Характерные особенности архитектуры Рококо. Предметно-пространственная среда (одежда, мебель, ткани, произведения прикладного искусства).
- Характерные особенности архитектуры Классицизма. Предметно-пространственная среда (мебель, одежда, ткани, произведения прикладного искусства).
- Характерные особенности архитектуры стиля Ампир. Предметно-пространственная среда (мебель, одежда, ткани, произведения прикладного искусства).
- Основные европейские стили
- Ремесленное производство и художественно-конструкторская деятельность в России
- Теоретические концепции и деятельность Уильяма Морриса.
- Характерные особенности архитектуры стиля Модерн. Предметно-пространственная среда (мебель, одежда, ткани, произведения прикладного искусства).
- Теоретические концепции, основные направления деятельности Веркбунда.
- Теоретические концепции, основные направления деятельности Баухауза.
- Особенности развития материальной культуры в России.
- Теоретические концепции, основные направления деятельности ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНа.
- Новый стиль. Пионеры Советского дизайна..
- Современные стилевые направления.
- Теоретические концепции западного дизайна.
- Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-1980 годов
- Социально-экономические корни дизайна, место дизайна в современной культуре.
- Дизайн как объект промышленной собственности
- Из истории рекламы (Отечественной) и промышленной графики.
- Понятие фирменного стиля. Раскрыть содержание, критерии, дать определение.
Темы курсовых работ (не предусмотрены)
Темы рефератов, эссе и др.
- Древний Египет — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений)
- Древний Египет — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Древний Египет — дизайн интерьера.
- Дизайн посуды Древнего Египта.
- Кожа и кожевенное производство в Древнем Египте.
- Древний Египет — стекло, как материал для повседневной обиходной утвари.
- Древний Рим — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений)
- Древний Рим — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Древний Рим — дизайн интерьера.
- Древний Рим — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
- Древняя Греция — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
- Древняя Греция — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Древняя Греция — дизайн интерьера.
- Древнегреческая вазопись.
- Керамика Древней Греции.
- Византия — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
- Византия — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Византия — дизайн интерьера.
- Византия — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
- Романский стиль — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
- Романский стиль — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Романский стиль — дизайн интерьера.
- Романский стиль — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
- Готика — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
- Готика — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Готика — дизайн интерьера.
- Готика — дизайн посуды.
- Готика — витражи.
- Гобелены.
- Ткачество.
- Костюмы времен ренессанса и реформации.
- Ренессанс — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Ренессанс — дизайн интерьера.
- Ренессанс — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
- Барокко — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви)
- Барокко — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Барокко — дизайн интерьера.
- Барокко — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
- Рококо — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений)
- Рококо — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Рококо — дизайн интерьера.
- Рококо — изготовление произведений художественного ремесла, предназначенных для бытового употребления.
- Классицизм — характерные особенности дизайна одежды (прически, украшений, обуви).
- Классицизм — дизайн мебели (на примере одного предмета).
- Изысканный декор, стройность формы предметов интерьера эпохи классицизма (на примере одного предмета).
- Эклектический декоративизм одежды и предметов мебели эпохи модерна (на примере одного предмета).
- Символическая мотивировка модернистского орнамента.
- Формы чистой целесообразности в предметах интерьера.
Основная литература (со ссылками на http://www.iprbookshop.ru)
- Дорофеева Ю.Ю. Пастельная живопись. Русская реалистическая школа: учебное пособие / Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А.— М.: Владос, 2014. 95— c. http://www.iprbookshop.ru/18512.
- Живопись: учебно-методическое пособие / — М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. 68— c. http://www.iprbookshop.ru/27462.
- Смекалов И.В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие / Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.— О.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. 97— c., http://www.iprbookshop.ru/33629.
Дополнительная литература:
- Архитектурный рисунок и графика: учебно-методическое пособие / — М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. 52— c., http://www.iprbookshop.ru/27890.
- Карслян С.О. Декоративная композиция по скульптуре и ее основы: учебное пособие / Карслян С.О.— С.: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 60— c., http://www.iprbookshop.ru/20460.
- Основы декоративно-прикладного искусства: учебное пособие / — К.: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. 203— c., http://www.iprbookshop.ru/22280.
- Смекалов И.В. Декоративное начало в учебной живописи дизайнеров: учебно-методическое пособие / Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.— О.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. 101— c., http://www.iprbookshop.ru/33626.