ЮМОР И АФОРИЗМЫ САРЫ БЕРНАР

ЮМОР И АФОРИЗМЫ САРЫ БЕРНАР

Люблю давать советы и очень

 не люблю, когда их дают мне.

Сара Бернар

 

Сара Бернар (1844–1923) – французская театральная актриса, легенда мировой сцены, первая из киноактрис. Родилась в Париже. Матерью девочки была Юдифь Бернар, которая  в молодости работала модисткой в Амстердаме. Будущая актриса обучалась  в пансионе,  посещала театральный кружок.

 

 

В честь Сары Бернар назван кратер на планете Венера, один из сортов пиона. На предложение матери выйти замуж Генриетт заявила о желании посвятить себя Богу. Сцена выглядела настолько эмоционально, что присутствовавший при разговоре друг матери граф де Морни, брат Наполеона III, посоветовал отдать девушку в консерваторию, где обучали и актерскому мастерству. Сара Бернар взяла несколько уроков по технике речи у писателя Дюма-старшего, который оценил богатство голоса будущей звезды сцены. Окончив драматическую школу Парижской консерватории, Сара получила второе место по успеваемости среди выпускников года.

1 сентября 1862 года состоялся театральный дебют 18–летней актрисы на сцене театра «Комеди Франсез в главной роли пьесы Жана Расина «Ифигения в Авлиде». Но отмечены были как достоинства только золотистые волосы и приятный голос актрисы.

Выступала в доме Мольера, где Сара Бернар появляется на сцене в мужской роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, что произвело фурор среди поклонников актрисы. Театр «Комеди Франсез» предложил Саре возобновить сотрудничество.

Но Сара Бернар создала свою труппу и в 1880 году отправилась в большие гастроли по Америке. Она объездила всю Европу, девять раз посетила США, трижды была в России. Актриса посетила Санкт-Петербург, Москву, Киев, Одессу и Харьков. Актриса побывала на приеме у императора Александра Ш, познакомилась с И.С.Тургеневым, князем Сергеем Волконским, А.П.Чеховым, К.С.Станиславским.

В 1870 году, когда Франция вела войну с Пруссией, Сара Бернар не покинула Париж и позволила использовать здание «Одеона» в качестве госпиталя для раненых. Сама актриса стала сестрой милосердия. Возвращение в 1872 году Сары на сцену в роли королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго было встречено публикой с большими почестями.

В Лондоне особым успехом пользовалась «Федра», с которой актриса гастролировала в 1879 году. Гастроли звезды театра вызывали небывалый ажиотаж среди жителей Нью–Йорка, публику даже не смущал языковой барьер. Анонсы выступлений француженки печатались на первых полосах ведущих изданий. В 1891 году Сара Бернар побывала со спектаклями в Австралии.

В 1893 году актриса открыла театр «Ренессанс», через пять лет – театр «Насьон». В 1900 году Сара Бернар снялась в одном из первых немых фильмов, сыграв в сцене «Дуэли Гамлета». Актриса появилась в ряде фильмов: «Дама с камелиями» и «Королева Елизавета», за что актриса удостоилась звезды на голливудской «Аллее славы». Роль Гамлета Сара Бернар сыграла в 53 года.

В России Сару Бернар называли «Наполеоном в юбке», во Франции считали второй Жанной д’Арк. В честь Сары Бернар создавались духи, мыло, перчатки, пудра. Гонорары актрисы были немыслимы, и она много средств жертвовала на благотворительность. В 1904 году Сара Бернар организовала гастроли с Энрико Карузо в помощь русским солдатам, получившим увечья во время русско-японской войны.

Портрет актриса писали многие художники. Основоположник художественного течения «ар нуво», чешский иллюстратор Альфонс Муха стал автором рекламных плакатов для спектаклей Сары Бернар.

В 1905 году во время гастролей в Бразилии актриса повредила ногу, и через 10 лет конечность пришлось ампутировать. Но Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В любимых спектаклях: «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели. Во время Первой Мировой войны Бернар выступала в составе фронтовой бригады, за что удостоилась ордена Почетного легиона.

 

 

Сара Бернар увлекалась скульптурой, литературным творчеством. Из-под пера актрисы вышли книги «Мемуары одного стула», «Моя двойная жизнь», а также несколько пьес. А вот ее изречения:

 

Актер, который в повседневной жизни окажет услугу женщине, попавшей в беду, и не подумает помочь ей на сцене.

 

*     *     *

Все происходящее с нами противоречит логике и мудрому предвидению.

 

*     *     *

Гостеприимство – качество, которое складывается из первобытной простоты и античного величия.

*     *     *

Драматическое искусство преимущественно женское искусство. В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремление нравиться и привлекать к себе внимание – слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность.

*     *     *

Легенда всегда берет верх над историей.

 

*     *     *

Любопытная особенность нашей профессии: мужчины завидуют женщинам гораздо сильнее, чем женщины завидуют мужчинам.

 

*     *     *

Люди добрые, умные, жалостливые, собравшись вместе, становятся гораздо хуже. Отсутствие чувства личной ответственности пробуждает дурные инстинкты. Боязнь показаться смешным лишает их доброты.

*     *     *

Моя слава приводила в ярость моих врагов и досаждала моим друзьям.

*     *     *

Если публика сегодня будет капризничать, я умру уже во втором акте. (Перед началом спектакля «Дама с камелиями»).

*     *     *

Публика предпочитает верить скорее дурным слухам, чем хорошим.

*     *     *

Я без конца ставлю перед собой разные цели, чтобы не дать себе сорваться с цепи.

*     *     *

Ах, сколь унизительна для цивилизованного человека неблагодарность толпы! Ибо неблагодарность – это зло белых народов, как говорил один краснокожий, и он был прав.

*     *     *

В нашей профессии есть любопытная закономерность: мужчины завидуют женщинам гораздо сильнее, чем женщины завидуют друг другу. У меня всегда было множество врагов среди актеров и почти не было их среди актрис.

*     *     *

Жест должен отражать мысль, он гармоничен или глуп в зависимости от того, умен артист или нет.

*     *     *

Жизнь слишком коротка,  даже для долгожителей.

*     *     *

Забвение и смерть являются неизменными спутниками каждого человека.

*     *     *

Не стоит слишком много ненавидеть, ибо это утомительное занятие. Надо сильно презирать, часто прощать и никогда не забывать. Простить – не значит забыть, во всяком случае, для меня.

*     *     *

Только растрачивая себя, человек становится богатым.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *