Садово-парковое искусство. Древний Египет

                                          История ландшафтного проектирование

История развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в  современном понимании  ландшафтный дизайн – это, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Древние сады. Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции.

Эпоха бронзы (2 тысячелетие до н.э.) начинают появляться сооружения из огромных каменных глыб. В это время нет понятия архитектуры как искусства, создается мегалитическая архитектура –выражение идеологических, духовных и эстетических потребностей на примитивном уровне. Наиболее характеры для этого времени такие сооружения как менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры – вертикально поставленные, необработанные камни – место общественных церемоний.

Дольмены – 2-4 вертикальных камня, перекрытые грубо обработанным каменным блоком – место захоронения членов рода.

Кромлех (Стоунхендж) – каменные плиты или столбы по кругу, соединены положенными на них каменными блоками, имеющие ритуальное, возможно астрономическое назначение. Они имеют центричную и осевую планировочную композиции. Так же создаются циклопические крепости. ородища.

Древний Египет– характерны грандиозные монументальные сооружения, возвеличивающие фараонов. Наиболее древние памятники находятся в дельте Нила, что обуславливается тем, что начало египетской цивилизации было положено именно в этом месте. Строительными материалами в Египте служили обмазанные глиной тростники, кирпичи из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях использовался камень. Художественные формы и изобразительные мотивы были взяты египтянами у природы: солнце, лотос, папирус, пальма, львы, имели в основном культовое назначение. Памятники аритектуры Древнего царства (28–23 вв до н.э.) – пирамиды фараонов и гробницы знати, храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами (Пирамиды в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина. Среднего царства (21–18вв до н.э.) – скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью. Нового царства (16–11 вв до н.э.) – храмы состоят из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного глухой стеной.

 

Сады в этом времени носят регулярный характер: обычно это квадратный участок, обнесенный стеной, по его периметру высажены деревья, в центральной части находится виноградник; так же здесь расположены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

— регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

— формирование замкнутых композиций;

— наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

— использование ритма как композиционного приема;

— применение аллейных и рядовых посадок;

— использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Государства Ассирии и Вавилонии (Двуречья)(8-7 вв до н.э). Основным материалом для строительства является непрочный сырцовый кирпич. Города создаются округлой, а позднее прямоугольной формы, окруженные двойным или тройным кольцом крепостных стен.В основе планировки Ва­вилоналежит 8 широких улиц, ведущих к городским воротам. От них к определенному храму ведет широкая улица .

Дворцы– изолированные городки с мощными стенами, запутанной планировкой для обороны.

Храмы– второстепенные элементы композиции. Строительство на террасах применялось для храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. На их нижних платформах по периметру высаживали растения в ямы с растительной землёй.

В Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

 «Висячие сады» Семирамиды располагались во дворе дворца царя Навуходоносора и представляли собой ряд возвышающихся террас: на нижних находились деревья, на верхних – кустарники и цветы. Существовали и обширные парки для охоты и прогулок верхом. (прообраз современных лесопарков).

Имеются также скупые сведения об обширном парке, созданным ассирийским царем Саргоном II в VIII в. до н.э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.

Висячие сады Семирамиды — одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения — Висячие сады Амитис источникам — Семирамида; по третьим источникам — Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навухудоносора П, ради которой сады были созданы. Предположительно располагались в древнем государстве Вавилоне, возле современного города Хилла  в Ираке. Согласно альтернативной версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек, могли находиться в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в  начале VII века до н.э.  Являются чудом света, просуществовавшим наименьшее время. Вавилонский царь Навуходоносор П  (605-562 до н.э.)  для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства  Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора П  на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносора П приказал возвести висячие сады. Однако в исторической науке название садов ошибочно закрепилось за Ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее.

Сады Семирамиды

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев.Сады  разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады.

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцовового Цартфараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

Планировка египетского сада

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В   было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством». Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну  Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения. Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

  1. Садово-парковое искусство Египта — начало формирования дизайна ландшафта. Египтяне любили сады и активно развивали садово-парковое искусство. Деревья сажались симметрично, а в центре сада обычно создавался пруд.

    1. Спасибо за комментарий

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *